Сопровождение детей с ОВЗ ФГОС
презентация по коррекционной педагогике

Обернибесова Марина Геннадьевна

Сопровождение детей с ОВЗ ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_6.pptx480.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение детей с ОВЗ ФГОС НОО обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО ).

Слайд 3

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм . и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, Новый!] [Глава 11] [Статья 79] 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Слайд 4

[Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, Новый!] [Глава 11] [Статья 79] 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков . Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Слайд 5

Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, Новый!] [Глава 2] [Статья 15] 1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Слайд 6

Закон "Об образовании в РФ", 273-ФЗ, Новый!] [Глава 2] [Статья 11] В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Слайд 7

В настоящее время реализуется комплекс мероприятий по разработке и внедрению в практику федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ).

Слайд 8

«Академический» компонент» Компонент «жизненной компетенции» «Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ. Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции. Два компонента, предусмотренные ФГОС

Слайд 9

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило приказом от 19.01.2015 № 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и приказом от 19.01.2015 № 1599 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Указанные стандарты применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам осуществляется по ним до завершения обучения.

Слайд 10

Адаптированная основная общеобразовательная программа — это образовательная программа общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья , разработанная на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся. (АООП) Согласно Приложению к приказу Министерства образования и науки РФ, утвержденному 19.12.2014 года № 1598 АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

Слайд 11

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к: 1)структуре АООП НОО 2)условиям реализации АООП НОО 3)результатам освоения АООП НОО Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности. В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.

Слайд 12

АООП НОО обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования. Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

Слайд 13

Организация обучения детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС Первый вариант (А). Данный вариант стандарта является цензовым и предусматривает инклюзивное образование. Инклюзия не может носить массовый характер, поскольку в условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть государственным образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися сверстниками. На протяжении года (не менее) ребёнок должен демонстрировать устойчивую положительную динамику в усвоении программного материала в соответствии с требованиями СФГОС для обучающихся с нормальным психофизическим развитием.

Слайд 14

Первый вариант (А). Например, этот вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме, позволяющего освоить ООП НОО совместно с нормально развивающимися сверстниками, находясь в их среде и в те же календарные сроки. ООП НОО дополняется программой коррекционной работы.

Слайд 15

Основные направления коррекционной работы: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Программа КР может предусматривать вариативные формы специального сопровождения детей. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения.

Слайд 16

Коррекционную помощь оказывают: учитель-логопед, учитель-дефектолог, специальный психолог или педагог-психолог , имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог . При необходимости Программу КР может осуществлять специалист, работающий в иной образовательной организации. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся направляется на обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.

Слайд 17

Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. При этом учащиеся получают образование в специальных коррекционных школах или классах, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в пролонгированные сроки. Например, период начального школьного обучения глухого ребёнка составляет 6 лет, а не 4 года. Особые образовательные потребности этой категории детей в целом являются сходными с приведенными выше для обучающихся по варианту Стандарта А. Контингент учащихся в образовательных организациях не является постоянным по своему составу, так как он может пополняться за счет учеников, которые обучались по варианту Стандарта А и испытывают трудности, препятствующие дальнейшему обучению. У школьников, обучающихся по варианту Стандарта В, могут отмечаться случаи успешной компенсации недостатков в развитии. В этом случае они могут в соответствии со своими пожеланиями перейти на обучение по варианту Стандарта А.

Слайд 18

Второй вариант (В). АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией. На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Вариант В может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Слайд 19

Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант В) Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ; Учебный план (включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, соотношение частей дифференцированно в зависимости от варианта АООП НОО и составляет 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%); Программы отдельных учебных предметов; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО; Программа коррекционной работы; Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся; Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа внеурочной деятельности; Система условий реализации АООП в соответствии с требованиями стандарта.

Слайд 20

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТ В, ДЕТИ С ЗПР) Сроки освоения АООП - 5 лет (0 –IV классы). Целесообразно обучение в первую смену по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий. Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Продолжительность уч . занятий не превышает 40 мин. Продолжительность уч . занятий в 0 классе - 35 мин. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 мин каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 мин каждый; январь-май − по 4 урока по 40 мин каждый).

Слайд 21

Третий вариант (С). Этот вариант ФГОС является нецензовым. Осваивая третий вариант, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. При этом образовательная среда организуется таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение особых потребностей каждого обучающегося.

Слайд 22

Четвёртый вариант ( D ) является нецензовым (это индивидуальный уровень образования). Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка.

Слайд 23

Кто определяет вариант образовательной программы по СФГОС? Определение варианта осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования ребёнка с ОВЗ. При этом согласно части 3 статьи 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК формы получения образования и формы обучения, организации, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.

Слайд 24

Таким образом, стандартизируются три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения: один из них является сопоставимым с уровнем основного и/или полного общего образования здоровых сверстников (вариант В, цензовый уровень), два других уровня (варианты С и D) – принципиально не сопоставимы с ним (нецензовые уровни). Каждый стандартизируемый уровень образования должен обеспечить обучающемуся с ОВЗ не только адекватные его потенциалу академические знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре образования для каждого уровня выделяются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

В статье рассмотренны основные вопросы посвященные работе с детьми испытывающих трудности в здоровье: основные этапы работы,задачи, условия созданные для развития детей....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Статья посвящена особенностям работы  педагога - психолога с детьми воспитывающихся в детском саду компенсирующего типа....

"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС. Тема. Книжкина неделя

План психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста  в рамках реализации ФГОС...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...