ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
статья по коррекционной педагогике

Логинова Раиса Владимировна

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx27.49 КБ
Файл 11_igr_s_peskom.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.        

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Все это делает его прекрасным средством развития учащихся.

           Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке.  Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки. Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

              Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию

     Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2.  Чистый, просеянный песок. Для организации классической песочной терапии требуется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный.

3.  Коллекция миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

—  человеческие персонажи

— здания

—  животные

— машины

— растения

— постройки

— естественные предметы: ракушки, веточки, камни и пр.

—  символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

—  сказочные герои: злые и добрые

—  живая зелень и пр.

—  пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Метод песочной терапии можно использовать с детьми и  подростками со следующим спектром проблем:

 - различные формы нарушений поведения;

 - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;

  - повышенная тревожность, страхи;

 - сложности связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребёнка, и т.д.) и в социальной ситуациях (школа и т.д).

             Особо нуждаются в такой терапии школьники с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких  детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться:

  • с целью диагностики;
  • с целью оказания психологической помощи;

Проективная психодиагностика в песочнице

Индивидуальная форма

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены.

♦   Прежде всего, наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, — в этом случае даже поверхностный наблюдатель скажет: «Похоже, у автора не все на душе спокойно

♦    Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности.

♦    Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

♦    Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в

песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для усиления «я» ученика.

♦ Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, когда ученик расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Сбор психодиагностической информации из песочной сказки в индивидуальной форме осуществляется тремя способами:

—  анализ событий, сюжета песочной сказки;

—   анализ чувств, возникших в ответ на созерцание песочной картины;

—  анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.

Организация игр-занятий с песком

Игры-занятия следует начинать со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить»

 по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной   коммуникации.  

Следующий шаг, который делает психолог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Затем проводим самомассаж рук ребенка, постепенно переходя  к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами.

Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.

Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.



Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

 Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий
На сегодняшний день песок становится частью арт-терапевтических технологий, сказкотерапевтических технологий и даже основой театра. Используя песок как благоприятную среду, можно проводить большое количество развивающих, коррекционных и даже терапевтических игр не только с детьми, но и с взрослыми, парами и семьями. 

Примеры игр: 

1. Работа с ограниченным числом объектов 
В целях сужения проблемного поля ребенку предлагается выбрать из коллекции 12 объектов: 
• Выбери и поставь в песочницу четыре строения (здания, заборы, мосты и т. п.). 
• Выбери и размести в песке четыре животных. 
• Выбери и размести в своем мире четверых людей. 
• Выбери и размести в песочнице четыре любых других объекта, которые тебе захочется добавить в свой мир. 
Готовый мир исследуется по классической схеме. 

2. Прятки 
Многие дети в процессе строительства мира закапывают фигурки в песок. Данный вариант игры изначально позволяет это сделать. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивается и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать какую-либо фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены. 
Другой вариант игры — «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фигуру в песке и рассказать о ней или придумать про нее историю. 

3. История 
Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. Затем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и действующие лица. История заканчивается вместе с выбором последней фигурки. Обязательное условие игры — постепенный выбор объектов. 
Другой вариант — «Обратная история». Психолог рассказывает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая мир в песке. Рассказ осуществляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появлением каждого нового героя или объекта в мире. 

4. Тематически ориентированный мир 
Психолог предлагает ребенку построить мир, напрямую отра жающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа» и т. п. 
Примерными темами для подростков могут быть: «Я реальное», «Я идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни» и т. п. 
При использовании этой игры с взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив» и т. п 
В игре с песком можно стимулировать клиентов к поиску фи гур, отражающих их состояния, проблемы либо представляющих одну из ролей клиента (мужчина, муж, профессионал, сын и др или кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, кол лег и т. п.). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо. 

5. Медитация на песке 
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах на проводится с использованием медитативной музыки. 
Цель — релаксация. 
1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. 
2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания). 
3. Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусинок и др.). 
4. Создание мандалы на песке с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. 
5. Создание мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, с использованием разноцветного, разнофактурного песка (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала может долго сохраняться. 
6. Пересыпание песка из разных емкостей. 
7. Строительство замков из очень мокрого песка (методом натекания). 

6. Реконструкция жизненного пути 
Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюр свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то время жизни. Между фигурками можно устраивать диалоги. Диалоги также могут быть между отдельными жизненными этапами. 
Цель — интеграция опыта. 

7. Перепроектирование жизни 
Психолог предлагает клиенту подумать о своей жизни, подумать о том, что бы он изменил в ней, что бы привнес в нее, что бы реализовал. Затем предлагает, используя фигурки, перепроектировать жизнь в песочном подносе. Данная игра может проводиться и после «Реконструкции жизненного пути». Эффективным для клиента будет фотосъемка процесса и конечного результата. 

8. Переговоры 
Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые отражают конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести диалог и переговоры между конфликтующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, отражающие действия, ресурсы, помощников и т. п. 
Цель — заключение контракта. 

9.Пассивный-Активный 
Психолог предлагает клиенту выбрать из коллекции миниатюр три фигуры, отражающие его активное начало, и три фигуры, отражающие его пассивное начало. Затем необходимо разместить эти фигуры в подносе с песком и выстроить диалоги между образовавшимися парами. В этой игре при работе с парами психолог предлагает диалог между активной фигурой одного партнера и пассивной фигурой другого партнера. 
Цель — интеграция. 
В игре вводится правило внимательного слушания партнера и невмешательства. 
По этому же принципу проводятся диалоги между мужским и женским в себе, между духовным и физическим, между эмоциональным и рациональным и т. п. 
Такую работу хорошо фотографировать для закрепления полученного опыта в дальнейшем. 

10. Параллельные миры 
Данный вариант игры может использоваться с семьями, парами или группами. Для этого необходимо иметь несколько песочниц (по количеству участников). 
Психолог предлагает участникам, используя коллекцию миниатюр, построить в своих подносах с песком собственные миры. Все одновременно строят, соблюдая тишину. Затем, когда миры готовы, психолог инициирует рассказ каждого клиента о своем мире. 
Другой вариант этой игры — «Экскурсия по параллельным мирам». Когда миры готовы, психолог приглашает всех совершить экскурсию и дать названия увиденным мирам, постараться понять их, увидеть смыслы. Все участники в течение 10-15 минут совершают экскурсию по всем мирам. Затем происходит обсуждение. 

11. Событие 
Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история, диалоги. В ситуации проигрывания травматического опыта психолог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выходы и решения. 

Источник: Н.А. САКОВИЧ "Технология игры в песок"

ребенка.        

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Все это делает его прекрасным средством развития учащихся.

           Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке.  Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки. Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

              Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию

     Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Оборудование для игр с песком

1. Водонепроницаемый деревянный ящик

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2.  Чистый, просеянный песок. Для организации классической песочной терапии требуется два подноса. В одном находится сухой песок, в другом влажный.

3.  Коллекция миниатюрных фигурок высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:

—  человеческие персонажи

— здания

—  животные

— машины

— растения

— постройки

— естественные предметы: ракушки, веточки, камни и пр.

—  символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.

—  сказочные герои: злые и добрые

—  живая зелень и пр.

—  пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Какие дети особенно нуждаются в этой игре?

Метод песочной терапии можно использовать с детьми и  подростками со следующим спектром проблем:

 - различные формы нарушений поведения;

 - сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;

  - повышенная тревожность, страхи;

 - сложности связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребёнка, и т.д.) и в социальной ситуациях (школа и т.д).

             Особо нуждаются в такой терапии школьники с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких  детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Наши дети - «особые», с ограниченными интеллектуальными и физическими возможностями – с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому мы предприняли попытку проводить игры - занятия с песком в качестве дополнительного методического приема.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Игровые методы могут применяться:

  • с целью диагностики;
  • с целью оказания психологической помощи;

Проективная психодиагностика в песочнице

Индивидуальная форма

Анализируя песочные картины и «песочные сказки», можно диагностировать следующие феномены.

♦   Прежде всего, наличие внутренних конфликтов. Они заметны даже «невооруженному» глазу неспециалиста. Если в песочнице идут бои, добро борется со злом, но зло побеждает, если песочная страна находится в состоянии разрушения или запустения, — в этом случае даже поверхностный наблюдатель скажет: «Похоже, у автора не все на душе спокойно

♦    Уровень и направленность агрессии. Если в песочнице разворачиваются баталии, или имеется персонаж, по отношению к которому проявляются агрессивные действия, мы имеем дело с достаточно высоким уровнем агрессивности.

♦    Конфликты со значимыми близкими заметны из контекста песочной истории. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.

♦    Потенциальные, ресурсные возможности проявляются как некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации в

песочной сказке. Впоследствии мы сможем к ним обращаться для усиления «я» ученика.

♦ Способы преодоления трудностей: прямая агрессия, хитрость, покровительство, избегание, взаимопомощь и др. Об этом станет известно, когда ученик расскажет, что будет происходить, если на страну обрушится стихийное бедствие.

Сбор психодиагностической информации из песочной сказки в индивидуальной форме осуществляется тремя способами:

—  анализ событий, сюжета песочной сказки;

—   анализ чувств, возникших в ответ на созерцание песочной картины;

—  анализ расположения фигурок в песочнице и их символического значения.

В психологическом консультировании и психотерапии сформировался интерес к применению игр с песком. Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам как «песочная терапия», «песчаная терапия», «игра с песком», «песочница». В настоящее время эта техника активно используется специалистами в психотерапевтической, консультационной, диагностической и коррекционно-развивающей работе.

Предлагаемая методика не имеет ограничений в применении по возрасту и уровню психического развития клиента и может использоваться специалистом при решении самого широкого круга задач.

Методика «Песочная магия» не является продуктом одной психологической школы. Ценность методики в том, что она содержит то общее, что объединяет песочную терапию в разных концептуальных парадигмах. Спектр её применения широк. Методика может быть использована как средство сопровождения психологического здоровья больных людей, проходящих курс лечения в стационаре или амбулаторно. Её можно применять во всех учреждениях системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. «Песочная магия» будет эффективна при использовании в психолого-педагогических, медико-социальных центрах, осуществляющих консультационную, коррекционно-развивающую и реабилитационную работу, а также в организациях, например, для решении проблем межличностного взаимодействия в трудовых коллективах.

От других форм арт-терапии «песочница» отличается простотой манипуляций с объектами, мобильностью создаваемых образов, возможностью многократного создания новых сюжетов. При работе с песком и водой не требуется особых умений. Набор фигурок, природные материалы, возможность создания объёмных композиций не только придают об разу дополнительные свойства, но и легко позволяют получить доступ к неосознаваемым проявлениям психики.

«Песочная магия» может применяться в индивидуальной и групповой формах при работе со всеми категориями клиентов, независимо от уровня их психического развития.

Индивидуальная психотерапевтическая работа возможна с детьми в возрасте старше пяти лет. Это обусловлено тем, что своего развития самосознание достигает только лишь к старшему дошкольному возрасту и ребёнок младшего возраста не способен посредством визуализации выводить несознаваемые части собственного «Я» на уровень сознания. Со взрослыми людьми индивидуальная работа по методике возрастных ограничений не имеет и может быть рекомендована для решения задач психотерапевтического, психоконсультационного, диагностического, коррекционно-развивающего характера. Так, например, методика хорошо себя зарекомендовала в работе с психотравмирующими ситуациями, отреагированием негативного эмоционального опыта, изменением отношения клиента к самому себе.

Для групповой работы методика «Песочная магия» может быть эффективна при разрешении вопросов межличностного взаимодействия как с детьми, так и со взрослыми. Рекомендовано использование методики для решения внутрисемейных проблем (семейные конфликты, нарушение детско-родительских отношений и пр.) и внутригрупповых конфликтов в детских и трудовых коллективах.

Ограничений в применении методика практически не имеет. Условным ограничением является наличие у клиента заболеваний, не позволяющих ему выполнять манипуляции с песком и водой. Это могут быть заболевания кожи, аллергическая реакция на пыль, заболевания или особенности строения опорно-двигательного аппарата. Однако в ситуации принятия решения об использовании методики эти ограничения могут быть сняты. Например, при возникновении аллергических реакций при соприкосновении с песком клиенту может быть предложено надеть перчатки, а для того, чтобы песчинки сухого песка не «витали» в воздухе песочницу рекомендуется после использования закрывать (например, куском плотной ткани или листом фанеры). Такие случаи описаны в литературе и нет сведений о снижении при этом эффективности методики.

«Песочная магия» может использоваться как моно-техника - единственная в процессе работы с клиентом, так и в качестве одной из вспомогательных методик в сочетании с другими психотерапевтическими техниками. Применение «Песочной магии» в качестве единственной техники допустимо в ситуациях, когда необходимо:

  • обратить внимание клиента на собственные ощущения и чувства;
  • вывести на уровень сознания подавляемые мысли, чувства, потребности;
  • позволить клиенту в социально приемлемой форме выплеснуть негативные эмоции, снизить агрессию;
  • получить материал для интерпретаций и диагностических заключений;
  • урегулировать межличностные конфликты.

Как вспомогательный инструмент методика может быть использована в рамках изотерапии, сказкотерапии, музыкальной и игровой терапии. В этом случае «Песочная магия» позволяет установить контакт с клиентом, получить необходимую диагностическую информацию для дальнейшей психотерапевтической работы, вывести на уровень сознания подавляемое личное бессознательное и тем самым облегчить процёсс психотерапии или психологического консультирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Использование игрового комплекса Пертра в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья".

Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органо...

"Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ с использованием на логопедических занятиях пескографа....

"Служба сопровождения. Преодоление трудностей в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья"

Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информацио...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрываются возможности применения песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка "Цикл практических заданий для индивидуальной работы детей с ограниченными возможностями здоровья"

Аннотация к методическому пособию Представлен объём игровых упражнений, заданий, дидактических игр, подобранных для осуществления познавательного развития детей с ограниченными возможностями здор...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...