Методы диагностики по выявлению одарённых детей
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Луценко Мира Викторовна

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. Создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

  2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

  3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_dlya_diagnostiki_odarennosti_u_detey.odt20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень методик для проведения диагностического обследования детей, имеющих выдающиеся способности в той или иной деятельности. 

Интеллект:

  • Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине;
  • «Прогрессивные матрицы» Дж.Равена
  • Невербальный тест Р.Кеттела
  • Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей И.С.Авериной, Е.И.Щеблановой

Креативность:

  • Вербальный тест Дж.Гилфорда в адаптации Е.Е.Туник
  • Фигурный тест П.Торренса в адаптации Е.Е.Туник
  • СОНА (Спонтанное описание нерегламентируемой активности) В.С.Юркевич

Методики для педагогов и родителей:

  • Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А.Лосевой
  • Опросник креативности Дж.Рензулли в адаптации К Е.Туник. 
  • Методика оценки общей одаренности А.И.Савенкова
  •  Методика "Карта одаренности" А.И.Савенкова

Когнитивная сфера:

  • МИОМ-Методика исследования особенностей мышления
  • Шкала умственного развития Бине-Сименона
  • ШТУР (школьный тест умственного развития)
  • ГИТ (групповой интеллектуальный тест)
  • КОТ (краткий отборочный тест)
  • Таблицы Шульте
  • Методика Пьерона-Рузера
  • Методика В.М.Когана
  • Исследование опосредованного запоминания
  • Методика психометрической памяти Д.Векслера

Методики по выявлению уровня художественного развития:

  • Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка
  • Диагностика способностей к изобразительному творчеству («Круги», «Домик»)
  • Карта способностей А.де Хаана и Г.Кафа
  • Нормативная шкала для диагностики одаренности И.Г.Холла, Н.Скиннера (для родителей)
  • Методика «Карта одаренности» (для родителей)
  • Анкеты по выявлению условий для художественной деятельности в семье
  • Тест "Преобладание полушария"
  • Методика "Интеллектуальный портрет"
  • Методика "Сфера личностного развития".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Система работы по выявлению и поддержке одарённых детей.

Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности....

Сообщение на тему:«Способы выявления одарённых детей»

Сообщение на тему "Способы выявления одарённых детей"...

"Выявление одарённых детей"

Презентация о одарённых детях и их выявлении в ДОУ...

Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Выявление одарённости детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклораТак что же такое одарённость? Исходя из разных источников, пододаренностью ребенка понимаются более высокая,...

Выявление одарённых детей посредством проведения творческой мастерской «Модульная аппликация»

acute;Цель: развитие творческих способностей детей путём овладения модульной аппликацией. ´Задачи:´• Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, ...

Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиж...