Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.
материал по коррекционной педагогике

Мингазева Динара Рафисовна

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odarennye_deti.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.

Подготовила: Мингазева Динара Рафисовна

Введение

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А.М. Матюшкин разработал « Концепцию творческой одаренности», Л.А Венгер с авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок».

Е.С. Белова «…сравнила одаренность со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов».

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренные дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный и творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Методы и принципы выявления одаренности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Сложность работы по выявлению одарённых детей становится особенно понятной, если обратиться к детству ряда выдающихся личностей:

Александро Вольта в детстве имел слабые умственные способности, первое слово произнёс только в 4 года.

К.Э. Циолковский пошёл в гимназию в 12 лет. Во втором классе был оставлен на повторный курс. В третьем классе был исключён из гимназии. Дж. Максвелл в школе учился очень плохо и его считали тупым. 

Джемс Уатт учился в школе очень плохо. 

Томасу Эдисону был вынесен диагноз «умственная недоразвитость» и его не рекомендовали обучать в школе. 

Таким образом, разглядеть талант бывает очень непросто.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе индивидуализированного образования.

Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по отрицательному критерию высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

Следует выделить принципы выявления одарённых детей:

1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические "преграды" и т.п.;

5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  • Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  • Выявление предпосылок общей одарённости.
  • Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Методы выявления одаренных детей:

- наблюдение;

- беседа с родителями;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- организация олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей.

Методика выявления одаренности:

Среди наиболее известных методов измерения интеллекта можно отметить следующие:

  1. Шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;
  2. Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;
  3. Шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);
  4. Тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э. Торндайком и Е. Хаген, дает три оценки ( вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.

А также существует множество методик и опросников для выявления одаренных детей, например, такие как «Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей» А.А. Лосевой; Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым»; «Методика оценки общей одарённости», разработанная А.И. Савенковым; «Опросник креативности» Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) и т. д.

Таким образом, детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Заключение

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть “пропущен” одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).

В заключении, хотелось бы сказать, что проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь ввиду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Литература:

1. Венгер Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста. М., 1986.

2.Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Санкт-Петербург, 2003.

3. Маркова А.К. «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении»

В последнее время результаты медицинских обследований свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья дошкольников, увеличении числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Детский сад для дошколят «Выявление удовлетворенности родителей работой дошкольного образовательного учреждения и педагогического коллектива МАДОУ №9 «Росинка» 2014-2015 учебный год

изучения состояния систем менеджмента качества образования  и удовлетворенности потребителей (родителей) качеством образовательных услуг....

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Раннее выявление и обучение одаренных детей, – важнейшая задача в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны....