Принципы и методы выявления одаренных детей.
статья

Выродова Елена Анатольевна

Раннее выявление и обучение одаренных детей, – важнейшая задача в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы и методы выявления одаренных детей.

Е.А.Выродова,

воспитатель,

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 33 «Радуга»

Белгородская область, г.Губкин

        Детская одаренность – это  одно из интереснейших и загадочных явлений, одна из первостепенных задач, стоящих перед педагогами и психологами. Раннее выявление и обучение одаренных детей, – важнейшая задача в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны. В будущем, именно от одаренных детей зависит развитие научно-технического и духовно-нравственного прогресса, уровень социальной жизни и культуры.       Одаренные дети — это дети, выделяющиеся в той или иной деятельности, особенными, отличающими их от других детей результатами. Одаренность детей выявляют по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при одинаковых условиях развития.

       Почему так часто возникают сложности в выявлении одаренных детей? 

Диагностирование одаренных детей — непрерывный долговременный процесс, в результате которого, анализируется развитие каждого конкретного ребенка. Одноразовая процедура тестирования, для определения объема памяти, уровня интеллекта практически не дает эффективного диагностирования. Невозможно создать такой тест, который охватил бы все направления возможного развития ребенка. Все дело в определенном свойстве одаренности, системном, развивающемся качестве психики, определяющем способности человека достигать выдающихся результатов.

       Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети?  Широко бытует мнение, что одаренные дети, это дети у которых выявился высокий уровень способности к творческой направленности – в музыке, поэзии, живописи, танцам, а в научной области - к математике, технике.

       Одаренность - это всегда результат взаимодействия врожденных задатков или наследственности и среды, в которой растет ребенок. В то же время огромное значение имеет психологическое саморазвитие личности.

Необходимо учитывать, что талантливость ребенка в детстве, не всегда дает гарантию, что он будет талантливым человеком во взрослой жизни. Так же известно много случаев, когда талантливый взрослый, был в детстве обычным, ничем не выделяющимся ребенком. Нельзя навешивать ярлыки на ребенка в детстве, как «одаренного» и «не одаренного», чтобы не программировать  определенные ожидания и у ребенка, и у его родителей. Совокупный подход к выявлению одаренных детей не может гарантировать абсолютной безошибочности. Завышенные ожидания от ребенка могут стать очень неблагоприятным фактором для последующего становления личности.

      Раннее выявление одаренности ребенка не должно являться самоцелью, а должно стимулировать его для дальнейшего развития. Выявлять таких детей необходимо исключительно для развития их способностей, обучения и воспитания, оказания им психологической помощи и педагогической поддержки.

В.М. Слуцким выделены следующие признаки одаренных детей:

         «1. Высокая любознательность и исследовательская активность.

2. Уже в раннем детстве одаренных детей отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и схем.

3. Они обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью, и абстрактным мышлением.

4. Способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

5. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

6. Повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна»[1].
         Необходимо постепенно, поэтапно выявлять, развивать, сопровождать одаренных детей по специальным программам. Так же, очень важно не допустить ошибки при оценивании одаренности ребенка по всем положительным и отрицательным критериям, так как высокие или низкие показатели не всегда говорят об одаренности или ее отсутствия. Это очень важно при оценивании результатов психологических тестов.

        Иногда высокие результаты тестов на исследование интеллекта (тесты Гилфорда, Торренса) говорят о высокой степени обучаемости и социальной адаптации ребенка. Низкие же результаты по тестам на исследование креативности мышления, могут говорить о специфическом познавательном интересе ребенка, а не об отсутствии творческих способностей.

       Очень часто одаренность понимают, как задатки высоко - развитого интеллекта, то есть способности к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Но существуют и другие виды одаренности. Выделяется особый вид одаренности, и это доказано научными исследованиями, такой как творческая одаренность, которая не связана однозначно с интеллектом.

      Творческая одаренность — это, необычное, особое восприятие окружающего мира ребенком, вариативность его мышления, активная эмоциональная жизнь.

       А.М. Матюшкин, автор концепции творческой одаренности, пишет, что можно рассматривать ''одаренность, как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством'' [2].

       Выводы известных психологов в области одаренности, говорят о том, что выявление одаренных детей исключительно по «интеллектуальным» тестам, отсеяло бы порядка 70% детей наиболее способных к творчеству. Интеллектуальными способностями одаренно небольшое число людей. А творческий потенциал, т.е. нереализованные возможности, имеются у каждого человека. И поэтому, задача педагогов общеобразовательных заведений не только в том, чтобы выявить и отобрать детей, обладающих творческой одаренностью, но и в том, чтобы помочь развить ее у всех учащихся без исключения.  Для развития этого вида одаренности конечно необходимы определенные качества: творческое воображение, развитая интуиция, определенные интеллектуальные способности, быстрота реакции, нестандартное мышление, самостоятельность, потребность в самореализации и расширении своих созидательных возможностей.

  В работе с такими детьми у педагогов общеобразовательных организаций возможны  различные затруднения, связанные с многообразием видов одаренности детей, противоречивыми иногда теоретическими подходами, вариативностью в современном образовании, с небольшим числом специалистов - профессионалов качественно подготовленных для работы с такими детьми.

В систему раннего выявления, обучения, воспитания  одаренных детей  должны быть включены  педагоги, родители, педагоги – специалисты (логопеды, психологи, музыкальные руководители, руководители изостудий, инструктора по физкультуре и плаванию).

Педагоги должны  наблюдать  за повседневной деятельностью детей. Педагоги – узкие специалисты  диагностировать детей при помощи тестовых методик, а также осуществлять анализ продуктивной творческой  деятельности и наблюдение за детьми.

После диагностики  особенностей и способностей ребенка,  для него составляется индивидуальный план развития  посредством реализации нескольких направлений работы:

- «создания пространственно – развивающей среды, обеспечивающей психологический комфорт воспитанникам и развитие их задатков и способностей (С. Судзуки высказывал убеждение в том, что благоприятная среда – залог выдающихся способностей);

- изучения интересов и потребностей детей в дополнительном образовании;

- определения содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с воспитанниками с учетом их возраста, индивидуальных способностей и возможностей;

- формирования условий для создания единого образовательного пространства;

- обращения к личностным проблемам обучающихся, формирования их нравственных качеств, творческой и социальной активности» [3].

          Наиболее часто возникающий вопрос, касающийся одаренных детей — это вопрос о том, как часто проявляется детская одаренность. Существует две  противоположных точки зрения:

  • «Одаренными, от рождения, являются абсолютно все дети»
  • «Одаренные дети встречаются очень редко».

Педагогам общеобразовательных организаций следует решать это противоречие исходя из следующих предпосылок:

  • Потенциально от рождения одарены многие дети, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему.
  • Актуальная одаренность проявляется у незначительной части детей; это дети, талантливые особо.

          Психология, как наука предполагает использование семи базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

 Первый принцип.

 Комплексная оценка поведения и деятельности ребенка. Для этого необходимо использование различных источников информации и охват широкого спектра способностей ребенка.

Второй принцип

Длительное наблюдение поведения ребенка в различных житейских и образовательных ситуациях, продолжающееся в течение нескольких лет.       Третий принцип

Анализирование поведения ребенка в деятельности, как можно больше отвечающей предпочтениям, потребностям, интересам ребенка (организация специальных предметных и игровых занятий)
Четвертый принцип

Обязательное применение тренинговых методов, для организации развивающего влияния на детей, снятия психологических зажимов, комплексов «звездной болезни».
Пятый принцип

Оценивание  ребенка профессиональными экспертами – специалистами, имеющими высшую квалификацию. Не нужно только забывать о том, что существует возможность проявления предвзятого, консервативного мнения специалиста, в особенности при оценке результатов продуктивной творческой деятельности ребенка.
Шестой принцип

Оценивая признаки одаренности ребенка необходимо не забывать учитывать приоритеты его ближайшего развития, с учетом организации развивающей образовательной среды.
Седьмой принцип

При оценивании поведения детей в разных игровых, обучающих, бытовых ситуациях, важно опираться на следующие методы психодиагностики:

  • анализ продуктивной творческой деятельности ребенка;
  • наблюдение за ребенком в различных ситуациях, оценка поведения детей родителями, воспитателями, педагогами - специалистами;
  • беседа;
  • экспертная оценка конкретных продуктов деятельности детей специалистами;
  • естественное экспериментирование;
  • психодиагностические тренинги;
  • занятия по специальным игровым и предметно-ориентированным программам;
  • организация интеллектуальных игр, олимпиад, научных и спортивных, творческих конкурсов, соревнований и фестивалей.

Таким образом, выявление одаренных детей  и помощь в их развитии, это задача всего общества. Найти, раскрыть, помочь в развитии способностей ребенка – это одна из важнейших задач взрослых.

Литература:

1. Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М. Прогресс, 1991.

2. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989, № 6.

3. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – Ярославль: Академия развития, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ

Раскрытие методов выявления одаренности детей дошкольного возраста...

Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся д...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...

Принципы и методы выявления одарённых детей в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достиж...


 

Комментарии

Ходаренкова Екатерина Викторовна

интересно и познавательно