Методы выявления одаренных детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
Методы выявления одаренных детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время существует много концепций одаренности, но, несмотря на это, акцент делается на представлении ее как развивающейся сложной структуры. Одаренность на этапе дошкольного возраста чаще всего рассматривается как потенциал или высокая способность (способности) в ракурсе асинхронных моделей развития. У одаренных детей и нтеллектуальное , социальное, эмоциональное и двигательное развитие часто происходит неравномерно. Малыш может ярко проявлять признаки одаренности в одной какой-либо предметной области и быть наравне с ровесниками в другой.
Перед современной психодиагностикой стоят две практические задачи: – улучшение инструментария выявления и измерения одаренности (в том числе ее процессуальных характеристик) дошкольников; – совершенствование и спецификация психолого-педагогических методов изучения одаренности дошкольников.
Наиболее детально требования к психолого-педагогическому мониторингу, используемого с целью выявления, промежуточной и итоговой диагностики одаренных детей (в дошкольных образовательных учреждениях и Центрах раннего развития ребенка) разработаны М.А. Холодной в материалах «Рабочей концепции одаренности »: 1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность). 2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях .
3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника. Идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. 4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано не только с психологическим тестированием, но и с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанные методикам.
5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение различные формы предметной деятельности). 6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога. 7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику.
8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития). 9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников . 10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности. 11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п. 12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей.
Признаки одаренности Одаренность может наблюдаться уже в первые три года. Проявления опережения должны быть зафиксированы и проанализированы. Маленькие дети, которые могут рассматриваться как потенциально одаренные и талантливые, часто демонстрируют следующие признаки: Быстрое и/или опережающее начало самостоятельной ходьбы, активного говорения и т. д.; Интенсивность познания или занятий интересующей деятельностью; Поразительная для малыша способность необычно долго удерживать внимание в области, представляющей интерес; Малыш мало спит, отличается большим количеством энергии, очень подвижен; Часто предпочитает общаться с теми друзьями, которых давно знает или взрослыми. Возможны трудности в том, чтобы найти интеллектуальных сверстников среди своих ровесников;
Расширенный словарный запас, речь малыша может отличаться с очень раннего возраста развитым словарным запасом и структурой предложения; Хорошее чувство юмора: нравится использовать игру слов, а иногда и будет проявлять чувство юмора не по годам – «сочинять» сложные для своего возраста шутки; Раннее понимание причины и следствия, часто устанавливает необычные связи между, казалось бы, несвязанными темами; Ярко выраженная любознательность малыша: много и часто задаёт вопросы, при этом большинство вопросов рефлексивные; Обладает исключительной памятью: осваивает знания легко и может применить знания в новых ситуациях.
Есть много областей и сфер детской деятельности, в которых у малышей могут проявиться признаки одаренности, нестандартного поведения . Исследователи выделяют необходимость комплексной оценки детской одаренности согласно конкретной программой, по которой ребенок будет заниматься.
Информативны результаты диагностики одаренных дошкольников с помощью стандартных инструментов – тестов. Стандартизированные тесты креативности ( Torrance Tests of Creative Thinking); Шкалы оценок учителя ( Scales for Rating the Behavioral Characteristics of Superior Students, Gifted Evaluation Scale); Стандартизированные тесты достижений ( Iowa Test of Basic Skills, Stanford Achievement Test 10, Woodcock-Johnson III Tests of Achievement); Стандартизированные тесты способностей ( Cognitive Abilities Test, Otis-Lennon School Ability Test, Naglieri Non-verbal Aptitude Test); Стандартизированные тесты интеллектуального развития ( Wechsler Intelligence Scales for Children IV, Stanford- Binet Intelligence Scales V ). Проводится качественный анализ результатов анкетирования, интервью, видеоматериалов, портфолио, продуктов деятельности ребенка.
Признаки одаренности могут быть выявлены на любом этапе дошкольного возраста, идеальный возраст для тестирования – от 5 до 8 лет!!! У детей раннего дошкольного возраста результаты, как правило, неустойчивы из-за различных внешних воздействий, влияющих на процесс тестирования. Выявление творческого потенциала составляет важную часть диагностики неординарного ребёнка. Творчество может рассматриваться как потенциал или способность выполнять на высоком уровне решение творческих задач или способность находить новые подходы в решении обычных задач. Е. П. Торренс для изучения творческого мышления, анкетирование учителей, родителей, анализ данных портфолио.
Диагностика творчества должна концентрироваться на процессе . Взрослый обеспечивает принятие детских идей в безоценочной атмосфере, это поможет детям генерировать больше идей или перейти к следующей стадии – их разработке. Оценка другими и критерии действительно значимых продуктов должны использоваться только для подростков старшего возраста и взрослых. В процессе диагностики одаренности дошкольников изучаются также различные показатели социального и эмоциональных развития одаренных детей: внутренняя мотивация, социальные отношения, самооценка, самоуважение и другие. Наиболее разработан анализ детского творчества по результатам творческой деятельности ребенка. Для выявления детской одаренности и поиска талантов наиболее эффективна процедура a step-by-step (шаг за шагом), которая лучше всего удовлетворяет индивидуальные потребности (высоко) одаренных детей. Стратегия последовательного решения уменьшает опасность неверных результатов.
Психологи дошкольных учреждений и детских центров должны уметь квалифицированно интерпретировать результаты диагностики одаренных детей и анализа мнения их родителей, понимать все «плюсы» и «минусы» различных документов для разных групп населения, проводить консультации по вопросам выбора группы, программы, занятий для одаренных . Важная и устойчивая особенность одаренных состоит в том, что способы этих детей в познании мира качественно отличаются от способов их сверстников!!! Это обстоятельство должно приниматься во внимание при выборе методов и форм, как диагностики, так и сопровождения одаренных. Большое значение имеет определение целей диагностики ранней одаренности. Диагностика включается в дальнейшую программу сопровождения одаренных. Диагностические процедуры становятся частью такой программы, реализуя цели мониторинга и корректировки педагогических и психологических задач сопровождения.
На практике, диагностика одаренности у детей от двух до трех лет чаще всего направлена на проверку убеждения родителей , что их ребенок очень ярко и неординарно проявляет себя. В возрасте 5-7 лет, тестирование может помочь документально подтвердить высокие способности ребенка и дать родителям основание для обращения к педагогам включить ребенка в прохождение соответствующей образовательной программы.
Вместе с тем существует ряд проблемных моментов, которые требуют дальнейших исследований: отсутствие единой концепции одаренности дошкольника; недостаточная надежность диагностического инструментария, особенно для обследования детей младшего дошкольного возраста; недостаточно проработанная система подготовки специалистов для проведения комплексной диагностики детской одарённости на этапе дошкольного возраста.
Выявление одаренных воспитанников достаточно сложная многоступенчатая процедура. Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов в процессе диагностики одаренных детей : 1. Определение претендентов (номинация). 2. Выявление проявлений одарённости в поведении и разных видах деятельности учащегося, особенностей познавательного стиля, интересов, мотивации. 3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, начиная с раннего детства, его интересов, увлечений. 4. Оценка учащегося его сверстниками. 5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. (с помощью опросников, перечней, самоотчётов, интервью, собеседования). 6. Оценка работ, достижений, успеваемости. 7. Психологическое тестирование (применение психометрических тестов).
Для диагностики детей, имеющих признаки одарённости могут быть применены следующие психологические методики : Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса, Тест Д. Векслера, Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена , Методика дорисовывание фигур О.М. Дъяченко , Методика «Социометрия », Шкала оценки моторики ( Озерецкий Н.И .), Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно- потребностной сфере ребенка ( Гуткина Н.И .), Методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Консультация для педагогов «Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»
Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников: Выявление особенностей основн...

Принципы и методы выявления одаренных детей.
Раннее выявление и обучение одаренных детей, – одна из важнейших задач в современном образовании. От решения этой задачи зависит интеллектуальное и экономическое будущее нашей страны....

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»
Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...

Педагогическое наблюдение как метод выявления проблем психологического благополучия одаренных детей дошкольного возраста
Презентация к выступению...
"О детской одаренности. Методы выявления одаренных детей."
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность ...
