Консультация для педагогов «Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»
консультация на тему

Алиева Анастасия Геннадьевна

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

 Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №260» ОАО «РЖД»

Консультация для педагогов

«Проблема определения одаренности детей дошкольного возраста, ее выявление, развитие и сопровождение»

Составил:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Алиева А.Г.

Хабаровск 2016

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. … Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.

Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект образовательной деятельности. А это в свою очередь, создает благоприятные условия для развития детей с признаками какой – либо одаренности.

Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке.

Одаренные дети  — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.

Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.

Как выделить из группы детей одаренного ребенка?

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

 Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка.

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка

1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап - организуется индивидуальное обследование одаренных детей.

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:

• заведующий ДОУ.

• воспитатели;

• музыкальный руководитель;

• родители;

• педагог –психолог;

• преподаватель ИЗО;

• инструктор по физической культуре;

• педагоги дополнительного образования: вокальный кружок «Домисолька», хореографический кружок  «Макарена», кружок по художественному и прикладному искусству «Семицветик» , кружок «Скрапинка»(СОЦИУМ)

С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.

С целью выявления детских способностей в детском саду используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности:

• конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;

• выставки самостоятельных творческих работ детей;

• музыкальные шоу, концерты;

• спортивные соревнования по разным видам спорта;

• поэтические и литературные гостиные,

• викторины;

• интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? , « Мама, папа ,я – музыкальная семья», « Математический брейн-ринг», « Мы ребята- хабаровчата!». )

• турниры по шашкам и спортивным играм.

     Предлагаю более подробно, познакомится с признаками способностей (одарённости) детей по различным видам деятельности:

• дети с высокими творческими (художественными) способностям;

• дети с литературными способностями;

• дети с артистическими способностям;

• дети, имеющие спортивный талант;

• музыкально одаренные дети;

•дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями;

• дети, с выраженными техническими способностями;

• у ребенка способности к научной работе;

• у ребенка незаурядный интеллект.

Одаренные дети  — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.

Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

• повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

• создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей

• создание педагогически эффективные условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам

• организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников

Мероприятия по повышению компетентности родителей одарённых детей: консультации, открытые занятия, занятия с участием родителей,   мастер-классы, индивидуальные беседы, буклеты  - рекомендации о посещении определённого кружка в СОЦИУМе;

• создание банка данных «Одаренных детей»

• создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми (по выявлению и поддержке)

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» (приложение1)

Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса.

Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют к трудным детям. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.

Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, неумением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей.

При организации работы с одарёнными детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность.

 

Приложение 1

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

Инструкция: «Выберите один из предложенных вариантов ответов».

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

 б) нет, они и так хороши,  

 в) да,   в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.

2.   Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

 а) да,

 б) нет,

 в) в некоторых случаях.

3.  Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

 а) да,

 б) да при благоприятных обстоятельствах,

 в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

 а) да, наверняка,

 б) это маловероятно,

 в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

 а) да,

 б) часто думаю, что сумею,

 в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

 а) да, это меня привлекает,

 б) нет, меня это не привлекает,    

 в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

 а) да,

 б) удовлетворяюсь тем, что есть,    

 в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

 а) да,

 б) нет, достаточно знаний передового опыта,

 в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

 а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

 б) махнете рукой на затею,    

 в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

 а) да,

 б) не совсем легко,

 в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

 а) не всегда,

 б) при хорошем настроении,

 в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

 а) да, конечно,

 б) запоминаю только то, что интересно,  

 в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

 а) да, без затруднений,

 б) в некоторых случаях,

 в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

 а) уклоняетесь от ответа,

 б) тактично переносите ответ на другое время,

 в) пытаетесь отвечать.

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

 а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,  

 б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

 в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

 а) средний,

 б) достаточный,

 в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

 а) решать проблемы связанные с работой,

 б) прочитать интересную книгу по проблеме,  

 в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело,  если….

 а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,    

 б) Вы более или менее довольны,  

 в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

 

Обработка результатов

 Ответ:  

а) 3 балла,  

 б) 1 балл,  

 в) 2 балла.

 49 и более баллов.

Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У Вас есть для этого, большой потенциал. Вы способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности учащихся.

24 - 48 баллов.

У Вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов.

Склонностей к работе с одаренными детьми у Вас маловато, в большей мере Вы сами не проявляете особого рвения, но при соответствующей мобилизации сил, вере в себя, кропотливости в работе в сфере повышения интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Источник: Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /авт.-сос. Н.И. Пантина и др. Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей дошкольного возраста"

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, р...

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренных детей дошкольного возраста в области музыкально-двигательной сферы

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его ...

Система работы по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей дошкольного возраста

Цель: Создание единого развивающего образовательного пространства, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование...

Выявление и педагогическое сопровождение музыкально-одаренных детей дошкольного возраста в условиях

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми,...

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение ...