«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»
статья

Воробьева Оксана Юрьевна

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. Сюжетно-ролевая игра успешно развивает личность ребенка, его интеллект, волю, воображение и общение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_i_odarennost.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Сюжетно-ролевая игра как метод организации работы по выявлению одаренных детей дошкольного возраста»

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей.

В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них противоречивы. Поэтому приходиться довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность-это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности. Игра занимает важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Как же обнаружить область, открытую разуму и скрытую от наших глаз? Для этого человек должен на некоторое время оторваться от непосредственно наблюдаемой действительности и условно переместиться в мир, который существует в его представлении. И эту функцию выполняет сюжетно-ролевая игра. Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленького ребенка, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет своё место, свой путь среди людей.   В игре развивается самосознания детей. Доказано, что в этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра -это стремление к самореализации, самовыражению.

Д. Б. Эльконин различает следующие структурные компоненты игры, определяющим из которых является роль: роль, игровые действия, игровые употребления предметов, реальные отношения между играющими детьми. Роль раскрывает для ребенка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение делу. В игре не только обучаются, но и развиваются. Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную роль, дошкольник создает особую действительность, в которой он является социально-значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Можно сказать, что сюжетно-ролевая игра, которая всегда предполагает наличии партнеров, а также часто строится с использованием социальных ситуаций в качестве сюжета и предполагает принятие детьми на себя социальных ролей, является одной из важнейших форм общения в дошкольном возрасте. Именно в развитых видах коллективной игры дети отрабатывают позитивные способы разрешения возникающих конфликтов, находят свою позицию в общении со сверстниками, дают сами и получают со стороны партнеров реакции поддержки, одобрения или недовольства. Принятие ребенком разных ролей является весьма существенной предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает возможность опробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение.

Наше время-это время перемен, поэтому России нужны люди, способные нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение часто сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой одаренных детей, отмечают значительные трудности, которые могут возникать в сфере общения и взаимоотношений между детьми с высоким уровнем развития способностей и их сверстниками. Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до изоляции ребенка со стороны детей, имеющих обычный уровень развития способностей. Среди таких причин называются: неумение слушать собеседника; стремление командовать; брать на себя роль организаторов совместных игр; тенденция демонстрировать собственные знания; стремление монополизировать внимание взрослого; нетерпимость по отношению к менее успешным детям; привычка поправлять других и т.п. Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их причин, умственно одаренные дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со старшими детьми. Но и в общении с последними у них могут возникать трудности. Причина на этот раз в том, что старшие дети опережают их в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидерами в таком обществе.

Некоторые исследователи полагают, что в физическом развитии, в силу чего одаренным детям трудно стать лидерами в таком обществе. Некоторые исследователи полагают, что в основе многих особенностей поведения одаренных детей, нарушающих их отношения с людьми, лежит неравномерность психического развития. Она проявляется в том, что высокое развитие интеллектуальных способностей не всегда сопровождается соответствующим высоким эмоциональным и социальным развитием. В старшем дошкольном возрасте иногда организаторами сюжетно-ролевых игр выступают дети, которые занимают высокий статус(лидеры) в группе, т.е. дети с высоким уровнем развития познавательных способностей, проявляют себя как инициативные лидеры, которых другие дети предпочитают выбирать в качестве партнеров по играм. Взаимоотношения одаренных детей со сверстниками не всегда складываются благополучно, так как, обладая высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, такие дети не могут уступать сверстникам, не умеют налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном.

Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально-разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

С одаренными детьми работать и трудно, и интересно. Их незаурядные способности иногда шокируют, иногда приводят в замешательство, а иногда и в восторг. У этих детей наблюдается такая работоспособность, которая и не каждому взрослому под силу, они любознательны, подвижны, энергичны, всегда заняты делом. Но, несмотря на все эти достоинства, они все равно остаются детьми. Они также капризничают, отказываются заниматься, не хотят выполнять задания. В работе с ними педагогу нужно набраться терпения, собрать всю свою волю, показать педагогическое мастерство и любовь к профессии. Конечно, одаренные дети требуют особого к себе отношения, стоит их выделять в отдельные группы для специализированного обучения по усложненным программам.

Список литературы

1. Бакаева О.Н. Особенности работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста в детском саду. О.Н.Бакаева: методические указания – Елец:ЕГУим.И.А.Бунина, 2002.67-с.

2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Е.С.Бебова. Московский психолого-социальный институт. -М: ФЛИНТ, 1998. -144с.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. Ю.З.Гильбух. -М.:Знание, 1991.-123с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – дидактические игры, как метод формирования и развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать, то есть способствует развитию музыкальности. Основное же н...

Консультация для воспитателей «Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста»

Консультация "Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста...

Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Материал содержит информацию об актуальности проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, условия успешного речевого развития детей, аналитическую справку по результатам тематического контро...

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"

Мастер- класс "Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством инсценировки литературных произведений"...