Методическая разработка дефектологического занятия в виде презентации по лексической теме "Весна", конспект занятия
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Сигарева Светлана Владимировна

                      Методическая разработка дефектологического занятия в виде презентации по лексической теме "Весна" ("Весна днём красна").

Разработана для проведения группового занятия в подготовительной к школе группе для детей 6-7 лет с ОНР, ТНР. 

 

Цели:

  • закрепить знания  о явлениях природы,  временах года, весенних месяцах.
  • развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;
  • обогащать активный словарь; 
  • развивать творческое воображение и логическое мышление;
  • воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

 

Словарь:

Существительные: зима, весна, лето, осень; утро, день, вечер, ночь; сосулька, оттепель, проталина, капель; журчание, мороз, снегопад, метель, град, радуга, дождь, гроза, ветер, март, апрель, май, первоцвет.

Глаголы: греть, отогревать, нагревать, мёрзнуть, замерзать, подмерзать, примерзать расти, удлиняться, оттаять, наступать, отступать, сверкать, укорачиваться, щебетать, чирикать, бежать, таять, журчать, пригревать, светить.

Прилагательные: весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия: тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко, глухо.

Конспект / Содержание

1 слайд: название, автор

2 слайдКакое сейчас время года? Расскажи, что нарисовано на картинке.Составление рассказа по картинке.

3 слайдПрирода весной. Что происходит в природе весной?

4 слайдНазови весенние месяцы. Что изображено на рисунках. Какие весенние месяцы вы знаете. Ответы детей.

Где изображён март?(№1)  Апрель? (№2) Май? (№3)

5 слайдКакие явления природы изображены на картинках? Назови каждое. В какое время года бывают эти природные явления.

Ответы:

Рис №1 мороз – зима

Рис №2 дождь - поздняя весна

Рис №3 радуга  - лето

Рис № 4 град – лето, ранняя осень

Рис № 5 гроза, молния, гром –поздняя весна, лето

Рис № 6 листопад, ветер, ветрено - осень

6 слайдИгра «Найди лишнее слово». Дети должны объяснить свой выбор.

Ответы:

1 - ноябрь (осенний месяц, остальные - весенние),

2 –ромашка (летний цветок, остальные - первоцветы),

3 – телёнок (домашнее животное, остальные - дикие),

4 – трясогузка (птица, остальные - насекомые),

5 – трактор (транспорт, остальное –орудия труда.)

7 слайд   Назови действие по картинке. Задача- назвать как можно больше слов-действий.

8 слайд Ответы к 7 слайду-«Проверяем себя»

9 слайд Физминутка

10 слайд Игра «Скажи наоборот»: Тепло-холодно, сыро-сухо, грязно-чисто, светло-темно, ярко-тускло, день-ночь, утро-вечер, звонко-глухо. Игра «Установи порядок»: День после утра, перед вечером. Вечер после дня, перед ночью. Ночь после вечера, перед утром.

11 слайд Загадки весны.

1. Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня (Весна)

2. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)

3. Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает...
Когда это бывает? (Весной)

4. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

5. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6. Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза)

7. Меня ждут не дождутся,
Как увидят — разбегутся (Дождь)

8. Летела стрела,
Упала в лебеду.
Ищу — не найду (Молния).

9. Заревел вол

На сто гор,

На тысячу городов. (Гром)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна днём красна Развитие речи, для детей 6-7 лет. Подготовлено Сигаревой С.В.

Слайд 3

Природа весной

Слайд 6

Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор: 1.март , апрель, май, ноябрь: 2.мать-и-мачеха , медуница, ромашка, подснежник; 3.медвежонок , лисёнок , телёнок , бельчонок; 4.бабочка , трясогузка, шмель, пчела; 5.трактор , лопата, грабли, вилы.

Слайд 7

Назови действие : 1 . Что делает солнце весной? 2 . Что делает трава весной? 3 . Что делают птицы весной? 4 . Что делают почки весной? 5 . Что можно делать с цветами?

Слайд 8

Проверяем себя: Светит , освещает землю, согревает, греет, радует, блестит ... Всходит , появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю ... Прилетают , возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов ... Наливаются , набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки — нежные, зеленые, душистые, пахучие ... Сажать , поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу ...

Слайд 10

Тепло-…. Сыро- Грязно- Светло Ярко- День- утро- Звонко- Скажи наоборот Установи порядок Утро - после ночи, перед днём День - после …., перед….. Вечер - после…,перед… Ночь - после …,перед …

Слайд 11

Загадки Весны: Посевы поливаю, Движения полна. Зовут меня … Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает... Когда это бывает? Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет — Заплачет она и умрет. Загадки Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. Меня ждут не дождутся, Как увидят — разбегутся. Летела стрела, Упала в лебеду. Ищу — не найду. Заревел вол На сто гор, На тысячу городов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература и интеграция видов деятельности по лексической теме "Весна"

Данный материал поможет воспитателям разнообразить виды деятельности по лексической теме "Весна"...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по лексической теме "Весна"

В методическом материале  представлены серии заданий по изучению и закреплению лексической темы "Весна"...

Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР

Методическая разработка дефектологического занятия по развитию связной речи у детей с ЗПР...

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"

Презентация на тему "Весна"; Конспект занятия на тему "Поможем весне своими знаниями"...

Методическая разработка на тему: "Консультации для родителей по лексическим темам".

Данный материал представлен в виде домашних заданий по лексическим темам, представленных в виде консультаций. Составлены эти консультации с учетом лексических тем и предназначены преимущественно для д...

Методическая разработка занятия для подготовительной группы детского сада на тему "Весна пришла, весне дорогу"

Методическая разработка занятия для подготовительной группы на тему "Весна пришла" несет в себе задачу закрепить знания признаков весны, а также упражнять детей в установлении причинно-следственные св...

Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Зима» с использованием новых технологий.

В связи со значительным ростом речевой патологии, актуальным остается поиск новых эффективных путей коррекции сложных речевых дефектов, использование инновационных технологий, способствующих развитию ...