Особенности в обучении математике детей с общим недоразвитием речи (научная статья)
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
В статье рассмотрены особенности организации специального обучения математике для детей с нарушениями речевого развития (ОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_l.v._gostevskoy.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 376
Гостевская Лариса Валерьевна
воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №224 «Здоровье»
комбинированного вида
г. Барнаул, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации специального обучения математике для детей с нарушениями речевого развития (ОНР).
Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный процесс, специальные технологии дошкольного образования, обучение математике дошкольников, математическое развитие дошкольников, общее недоразвитие речи, обучение детей с общим недоразвитием речи.
Gostevskaya Larisa
kindergarten teacher of highest qualification
MBDOU “Kindergarten №224 “Integrity”
Barnaul, Russian Federation
FEATURES OF MATH EDUCATION FOR CHILDREN OF GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH
Abstract: The article describes the features of the special math education program designed for children with general speech underdevelopment.
Key words: pre-school education, primary education, speech disorder, problems of speech, language problems, special methods of primary education, pre-school math education, math education for children with speech problems.
По данным НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% континента детей поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития. Ведя разговор о качестве дошкольного образования, нельзя обойти вниманием коррекционное специальное образование дошкольников.
В нашем детском саду накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи.
Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса в ДОУ являются:
- непрерывность;
- обеспечение преемственности в развитии ребенка;
- вариативность – гибкое сочетание комплексных и парциальных программ, многообразие форм организации основного и дополнительного образования дошкольников;
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление, предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе. Вся работа в ДОУ строится с учетом индивидуально-типологических и психологических особенностей ребенка, коррекционные и развивающие задачи решаются в комплексе. Педагог должен учитывать все факторы, которые позитивно и негативно могут влиять на ребенка: состояние физического здоровья, центральной нервной системы (ЦНС), воздействие на ребенка микросоциальной среды.
Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей детей (А.З.Зак, З.А.Михайлова, Н.И.Непомнящая и др.).
На современном этапе проблема математического развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовки дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.
В настоящее время педагогам предоставляются широкие возможности в выборе программ математического развития, в использовании разнообразных моделей и технологий обучения дошкольников.
Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия.
Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, В.А.Козлова, А.М.Леушина, З.А.Михайлова, Н.И.Непомнящая, Е.И. Щербакова и др. говорят о трудностях формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за неумения осуществлять самоконтроль, пояснять свои действия, включать математические термины в речевое высказывание.
В большей степени эти нарушения проявляются у дошкольников, имеющих речевую патологию.
Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретения умения и навыков (А.Гермаковская, Г.С.Гуменная, Н.Л.Крылова, Т.И.Обухова, С.С.Рыкова и др.). Исследования В.В.Юртайкина, Л.Н.Ефименковой, Ю.Ф.Гаркуши и др. показывают, что дети с нарушением речи отстают в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой. Дети с ОНР испытывают трудности при изучении сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения. Так же они испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами.
Исследования, проведенные А.Гермаковской, Г.С.Гуменной, Л.С.Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Эксперимент показывает, что дети с нарушениями речи не могут проанализировать содержание, установить зависимость и отношения между данными задачи.
Существует необходимость разработки системы по формированию элементарных математических представлений, решающая задачи обучения, коррекции и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР.
Образовательная задача базируется на понимание того, что дети с нарушениями речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым развитием. При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей. И прежде всего их речевой деятельности.
Воспитательные задачи могут быть реализованы в процессе анализа жизненных ситуаций и формирования морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, дисциплинированности, организованности).
Составление рассказа по сюжетной картинке, разбор условия арифметической задачи дают возможность расширять кругозор детей, формировать положительный опыт поведения, осуществлять патриотическое воспитание.
Выполнение практических заданий на установление взаимно-однозначного соответствия, пересчет и отсчет предметов, сопоставление предметов по величине и форме, ориентировку в пространстве, измерение требует аккуратности, сосредоточенности, дисциплинированности.
Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
Занятия по математике позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарь, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарь и развивать регулирующую функцию речи.
Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализовать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления.
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам (дом – дома; сова – совы). Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным (много уток, две утки), с порядковыми числительными (первый день, второй прыжок), с именем прилагательным (маленькая игрушка, у высокого дерева, на узкой дороге). При формировании умения определять пространственное положение и направление движения составляются грамматические конструкции, выражающие отношения между предметами. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их, устанавливать связи между предметом и его действием (книга лежит на столе). Последовательное обучение ориентировке на плоскости позволяет проводить работу по развитию связной речи. Описание положение предметов на сюжетной картинке является первой ступенью к составлению рассказа.
Большое корригирующее значение имеет формирование временных представлений. Дети усваивают глагольные формы, учатся правильно употреблять их. Рассказывают о действиях, совершаемых в определенный период времени.
На занятиях по математике проводятся дидактические игры, позволяющие включать детей в беседу, строить между ними диалоги, учить межличностному взаимодействию.
Решение коррекционных задач значительно отличает методику преподавания математики для детей с нарушениями речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению.
Регулятором норм для педагогической практики выступают следующие принципы:
- коррекционно-развивающее и воспитывающее обучение, которое определяет необходимость направленного формирования личности обучаемого;
- научность обучения, которая требует усвоения обучаемыми определенного содержания человеческой культуры;
- активность в обучении, предусматривающая необходимость собственной деятельности обучаемых в процессе познания;
- систематичность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала;
- практическая направленность в обучении.
Кроме того, необходимо опираться на принципы, определяющие дидактические условия эффективного обучения:
- доступность и прочность обучения;
- сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к учащимся.
Особенность формирования математических представлений у детей с нарушением речи состоит в применении принципов коррекции речевых патологий (Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина). Это, прежде всего, положение о тесной взаимосвязи развития речи и познавательных процессов.
В процессе обучения математики должен осуществляться комплексный и системный подход к коррекции речи.
Формирование речи предполагает анализ и сравнение речевых единиц, выделение и обобщение языковых правил, то есть высокий уровень сформированности вербально-логической и аналитико-синтетической деятельности в целом. В связи с этим в обучении математике ведущую роль играет проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.
В соответствии с положением о постепенном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению предполагается использование на начальных этапах обучения более простых мыслительных операций (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция) с опорой на словесно-логическое мышление.
Принцип учета поэтапности формирования умственных действий предполагает, что объяснение нового материала начинается с актуализации уже имеющихся знаний, первичной ориентировки в предстоящей деятельности, и проходит в виде выполнения аналитических заданий, требующих осмысления и обобщения.
Комментирование хода выполнения заданий позволяет увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли и перейти от выполнения действий в перцептивной форме к речевому сопровождению операций и действиям в уме.
Онтогенетический принцип предопределяет построение математических заданий с учетом онтогенеза речевого развития (от простого к сложному, от более продуктивных – к менее продуктивным, от семантически противопоставленных – к менее противопоставленным).
Следующий принцип – опережающее развитие семантики по отношению к развитию формально-языковых средств. Ребенок начинает использовать ту или иную языковую форму только после того, как овладевает ее значением, поэтому при формировании математических представлений много времени отводится на развитие семантики, умения осмысливать интонационную сторону высказывания и определять его цель, узнавать слова в соответствии с их значением, различать слова, близкие по звучанию.
Принцип деятельности подхода предполагает учет сложной структуры речевой деятельности (мотивационно-целевой этап – операционный этап – этап контроля). При выполнении речевой деятельности у детей с нарушением речи отмечается снижение познавательной активности, отсутствие интереса к выполнению речевых заданий, недостаточная сосредоточенность. В связи с этим важная роль отводится формированию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Этому способствует использование наглядных пособий, игр, игровых приемов. В процессе деятельности у детей формируются положительная мотивация, умение преодолевать трудности, развивается самоконтроль. Особое внимание уделяется включению речи в различные виды деятельности.
Дидактические принципы дополняют друг друга, способствуют гармоничной организации процесса обучения и получению требуемых результатов в качестве системы.
Список использованной литературы:
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; изд-во «Союз», 2002. С.479.
2. Березина Л.Р., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. и др. Формирование элементарных математических операций у дошкольников: Учеб.пособие для студентов пед.инст-ов по специальности « 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /Под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1988. С.303.
3. Вахрушева Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников:Диссертация кандидат.пед.наук.М., 1996.
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.:Учпедгиз, 1935.
5. Гермаковска А. Симптоматика дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи //Нарушение речи. Методы изучения и коррекции: Межвуз.сб.научн.тр./Под ред. Р.И.Лалаевой.СПб.: Образование, 1993.С.95-108.
6. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. М., 1997.
7. Жукова Н.Е., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. С.320.
8. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М., 1996.
9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях //Состав. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец. СПб, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"
В консультации приводятся примеры использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...
Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...
Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня
В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
Речь, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего его последующего вербального развития. От своевременного появления этой функ...
Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи
Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии ре...
Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
В статье представлен материал по теме "Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи", список литературы в конце статьи...