Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Ольга Владимировна Нестерова

Речь, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего его последующего вербального развития. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны письменные памятники истории и культуры человечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

В жизни современного человека речь имеет грандиозное значение. Можно выделить три ее основные функции.

1. Во-первых, речь наиболее совершенное – емкое, точное и быстродействующее – средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция.
2. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного сознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная (интрапсихическая) функция речи.
3. В-третьих, речь предоставляет отдельному человеку канал для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи.
В первом случае речь выступает как устная: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами, в третьем – перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.

Если обратиться к психологической литературе, то приходится констатировать, что именно первая функция речи, как средство общения ребенка со взрослыми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует, лежит в основе всего последующего вербального развития индивида. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности, в какой срок ему станут доступны письменные памятники истории и культуры человечества.

Сегодня мы говорим о развитии связной речи.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:

- развернутость,
- произвольность,
- логичность,
- непрерываемость,
- программированность.

Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:

- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.

Исследования различных авторов показывают, что дети с общим недоразвитием речи при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств необходимо основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Ребинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.

Работу по формированию связной речи рекомендуется проводить в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении и в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Т. А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы в старшей группе:

· Воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия. (Дети сидят полукругом, логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В группу входят мальчик и девочка, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре, девочка кормит куклу, сидящую на стульчике. Когда мальчик и девочка выполнили действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно).

· Составление рассказа по демонстрируемому действию.

· Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (компьютера, магнитной доски и т.д.) Чтение рассказа сопровождается последовательным показом персонажей.

· Пересказ с использованием сюжетных картинок.
· Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
· Пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки.
· Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
· «Пересказ с картинками» Повтор каждого предложения с заменой картинки на слово.

К этим видам рассказывания добавляется описание, а также сравнение предметов и объектов, но проводить их с помощью вспомогательных средств.

Экспериментальные данные подтверждают, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные:

- с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;
- установлением последовательности в изложении выявленных признаков;
- удержанием в памяти этой последовательности.

Для предупреждения данных трудностей разработаны схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда и др.

При проведении фронтальных занятий по формированию связной речи Т. А. Ткаченко предлагает учитывать следующие принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).
2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой группы), но только на уровне фразовых ответов.
3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.
4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании (сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней).
5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой группы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении).

В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи Т.А. Ткаченко советует вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи (это касается старших групп). Ими могут быть:

· Чтение и разбор коротких рассказов и сказок.
· Рассматривание сюжетных картинок.
· Рассматривание объектов и предметов.
· Беседа по картине, а так же можно использовать те виды работ для логопеда, указанные выше.

Однако, как говорит Т. А. Ткаченко, для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с ОНР способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, наблюдениям действий и пр. – то есть к самостоятельным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Дети, посещающие подготовительную группу детского сада, делятся на подгруппы:

К первой группе относятся дети с высоким уровнем сформированности связной речи. При обучении этих детей педагоги рекомендуют переходить от репродуктивных форм связной речи к ее инициативным формам. К ним относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным. Ткаченко рекомендует использовать следующие виды творческого рассказывания:

- Составление рассказа с добавлением последующих событий.
- Составление рассказа с заменой объекта.
- Составление рассказа с заменой действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
- Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
- Составление рассказа с добавлением объекта.
- Составление рассказа с добавлением действующего лица.
- Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
- Составление рассказа с изменением результата действия.
- Составление рассказа со сменой времени действия.

Каждый вид рассказывания проиллюстрирован в пособии Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказывании по картинам». К каждой картине составлена таблица, в которую заложены основные параметры работы над творческим рассказом.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

1. Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

· места действия,
· времени действия,
· свойств объектов и предметов,
· целей действия каждого персонажа,
· причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости взрослый исправляет нечеткости высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним… («А может быть, так лучше?»)

2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

· интереса,
· внимания,
· памяти,
· инициативы,
· воображения,
· мышления и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

3. Составление исходного рассказа по картине.
Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет, что будет записывать каждое правильно составленное предложение в таблицу, которая дана вместе с картинкой. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления. При составлении рассказа взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).

Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправлять неточности, добавляет слова и выражения.

4. Планирование творческого рассказа
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается:

· в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
· обсуждении замысла,
· выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
· составлении предикативной цепочки (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемым ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

· построении плана изложения (можно в графическом варианте),
· установлении объекта для прямой речи,
· придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.). В каждом конкретном случае трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания, указанному в верхней части таблицы к картине.

При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него своё название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:

· точных слов,
· образных сравнений,
· грамотных, четких предложений,
· связей предложения и частей рассказа,
· выразительности,
· интонирования,
· акцентирования наиболее знакомых слов,
· плавности речи,
· фонетической четкости каждой фразы.

Взрослому рекомендуется записать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

6. Анализ и оценка творческого рассказа.

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т.п. заменены в таблицах более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для педагогов. В  материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...

Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"

В консультации приводятся примеры  использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...

Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....

Обучение Чтению детей с общим недоразвитием речи

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.КРАТКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР....

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...

Особенности в обучении математике детей с общим недоразвитием речи (научная статья)

В статье рассмотрены особенности организации специального обучения математике для детей с нарушениями речевого развития (ОНР)....

О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...