Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике

Кайгородова Марина Анатольевна

Система музыкального воспитания  в ДОУ  предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности вокальной работы для детей  с общим недоразвитием речи

Система музыкального воспитания  в ДОУ  предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно важна эта работа в группах воспитанников с нарушениями в развитии речи. Многолетний опыт работы  показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии. У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

Дети не поют, а говорят;

-Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

-плохо запоминают тексты песен, их названия;

-плохо запоминают названия музыкальных произведений для слушания;

-недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;

-затрудняются в передаче ритмического рисунка.

В своей работе я использую различные методы, приемы, способы формирования вокальных навыков у детей. В первую очередь обращаю внимание на вокальную  установку:  как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти– шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев. (так у них лучше работает диафрагма).Голову нужно  держать прямо, без напряжения.
Рот открывается вертикально, а не в ширину, во избежании крикливого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы подвижны, но не вялы.
Разучивают песни дети сидя. Выученные песни лучше петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

Особенное внимание уделяю выработке певческого дыхания. Чтобы правильно петь, нужно правильно дышать. Часто вдох у детей, имеющих нарушения речи, сопровождается поднятием плеч. Это недопустимо, так как препятствует правильному звукообразованию. Прошу детей положить левую руку на живот и  сделать вдох так, чтобы «надулся» живот, а плечи не поднимались.  Формируя короткий вдох и  длинный выдох, использую следующие приемы контроля и самоконтроля: осенние листочки (на тонких ниточках), «снежинки» , которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом. Нужно  следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что они не умеют управлять им. Достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание и ребенок легко справится с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно дышать во время пения, я выбираю на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. В старших группах один из приемов – пение по фразам, цепочкой (один начинает, другой продолжает)

Работа над звукообразованием начинается с распевок, в которых много гласных. В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями оказались эффективными упражнения –распевки .

Пение вокализов, несложных мелодий с каким-либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию "ре - ми - фа - ми - ре" надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.

Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных "и-а-у", "е - о - а" и т.д.

Затем распеваем самые простейшие звукоподражания с использованием повторных слогов - «га-га-га», «да-да-да» и т.д.

Пропевание слогов "ми - мэ - ма - мо - му" на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.

Эффективным является пропевание этих упражнений  в сочетании пения stakatto и legato ( отрывистое и плавное пение). Я объясняю детям, что legato- это когда все звуки сливаются, плавно переходят один в другой.  А короткие звуки нужно петь отрывисто, звонко, ярко, т.е.  stakatto.  Жестом тоже я показываю как бы точку, и дети понимают, что петь нужно отрывисто.

Не следует требовать от ребенка сразу громкого голоса и чистой интонации. Важно проявить терпение, и тогда  в результате постоянных упражнений  даже самый слабый голос окрепнет.

Хорошо помогают развить голосовой аппарат упражнения на пропевание длинных и коротких звуков. Долго и протяжно спеть один звук детям бывает сложно, поэтому можно  предложить детям «рисовать» звук, используя прием зрительного контроля. Звук будет звучать так долго, пока карандаш движется по бумаге.  Для упражнений использую  пособие «Рисование голосом».

Хорошо активизирует речевой аппарат пение частоговорок и скороговорок,

например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», или «Черепаха, не скучая, час сидела с чашкой чая».

В своей работе использую игры с пением, они  позволяют тренировать различные группы мышц, помогают выработке темпа и ритма речи, закреплению звуков, совершенствованию координации движений, развивают коммуникативные навыки. Музыка, сопровождающая игры влияет на качество исполнения– улучшает пластичность движений, придает мягкость и красоту. А создание определенного образа, навеянного словами и мелодией, развивает фантазию ребенка, его слуховое внимание. Пропевая слова, слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а так же подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Использую русские народные игры, игры– упражнения О. Боромыковой и другие.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую ударно– шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты; бубны,  погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики, ложки. Обучение на детских музыкальных инструментах является не самоцелью, а средством для решения коррекционных задач: развитию мелкой моторики, координации движений, чувство ритма, внимания и памяти. Например, играя на бубне, ребенок ритмично произносит свое имя и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

Особенности мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет и технология её развития на логопедических занятиях

Изучение особенностей памяти детей и применение игровых приёмов и специальных методик по развитию памяти на логопедических занятиях....

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Особенности игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи

Одним из аспектов коррекционно-воспитательной работы является развитие игровой деятельности дошкольника, в процессе которой происходит общее развитие, формирование личности ребенка, а также коррекция ...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....