Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Ганина Татьяна Александровна

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

1 этап. Подготовительный.

На этом этапе детей подготавливаем к встрече с буквами. Предлагается выполнить задания типа «Найди предмет, который может говорить или звучать», «Найди на большой картинке предметы, нарисованные на маленькой». Эти задания к чтению не имеют никакого отношения, а просто развивают внимательность, способность анализировать.

2 этап. Знакомство со звуками и буквами.

Учимся слышать и произносить звуки. Дать понятие «звук» и «буква». На этом этапе у детей развивается фонематический слух, дети изучают звуки (буквы) и вычленяют их в слоге и в слове.

Упражнение  «Ловим звук»( знакомя детей со звуками логопед показывает букву, которая соответствует данному звуку).

Начинаем со сказки «Жил был звук ( например[м] начинаем с простых звуков йотированные  не брать, а так же [й] не брать) и однажды он сбежал из азбуки и пошёл гулять по свету. Как же жить без [м]? Будем его ловить. Как только услышите звук [м] в слове- хлопайте в ладоши.» Логопед начинает произносить слова со звуком [м] и без него. Сначала медленно, затем быстрее. Сначала короткие слова, затем длинные. Усложнение-можно прочитать стихотворение, а дети «ловят» звук [м].

Другой вариант: можно выделять звук из ряда звуков ( А, П, М,У,Н).

Упражнение «Бусы из слов»

Логопед говорит слово, ребёнок придумывает своё, начинающееся  на последнюю букву ( машина-абрикос-санки-иголка). Постепенно усложняем игру: придумываем слова на тему «Животные», «Игрушки», «Одежда».

Вариант игры: придумываем слова на определённую букву, проигрывает тот кто не смог придумать слово.

Упражнение «Домик»

Эта игра учит не только слышать звуки, стоящие в разных местах в слове-начале, середине, конце, но и тренирует внимание. Детям раздают пособие «Домик» с 3 окошками, если заданный звук (например [а]) услышали вначале слова, то фишку ставим в 1 окошко, если в середине- во 2 окошко, если в конце- в 3 окошко.

Другой вариант: если звук вначале слова, то хлопнем в ладоши один раз, в середине-2, в конце – 3.

Затем учимся различать гласные и согласные звуки, это самая важная серия звуковых упражнений, так ка именно умение различать гласные и согласные звуки откроет ребёнку путь к слогообразованию.

Упражнение «Жили- били звуки»

У логопеда в руках две карточки: дона синего цвета, другая- красного.

«Жили – были звуки. Но жили они не в доме, а у тебя в ротике. А вместе с ними жил вредный змей – язычок. Одни звуки он любил и свободно выпускал погулять[а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и] эти звуки были весёлые и носили красные платьица ( логопед показывает красную карточку)-это гласные звуки. А на пути других змей строил разные преграды: то двери на пути закрывал – «м-м-м» (дети произносят звук перед зеркалом, видят и чувствуют как звуку [м] двери-губы мешают пройти), к потолку прижал звук [т], звук [ш]-заставляет шипеть, [ф]-фыркать, [c]-свистеть, [х]-хрипеть. Эти звуки не свободно проходили через рот и носили синие платьица ( логопед показывает синюю карточку)-это согласные звуки.

Упражнение «Наряди звук»

Логопед произносит звуки, а дети показывают карточку нужного цвета.

Дальше учимся различать твёрдые и мягкие звуки. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа и синтеза.

Упражнение «Большой и маленький».

Рассказываем сказку про двух комариков. Один комарик был большой и звенел вот так: З-З-З-твёрдо звенит большой комарик. Второй комарик был маленький и звенел вот так: З-З-З(Ь)-мягко звенит маленький комарик. Угадайте, какой комарик сел на зайку? Логопед твёрдо произносит З-ребёнок отвечает, что он звенит твёрдо, а логопед подсказывает, что в слове «зайка» звук [з] тоже твёрдый.

Угадай, какой комарик укусил Зину? Логопед мягко говорит З(Ь)- ребёнок отвечает: маленький, он звенит мягко, в слове «Зина»-звук [з] тоже мягкий.

Придумываем новые сказки с другими звуками.

Едут две машины.

В-В-В- твёрдо гудит большая машина в которой едет Вася.

В-В-В(Ь)-мягко гудит маленькая машина в которой едет Витя. Угадай чья машина едет.

У Сашиного большого шарика воздух выходит твёрдо-С-С-С.

А у маленького Серёжиного шарика воздух выходит мягко-С-С-С(Ь). Угадай чей шарик лопнул?

Логопед говорит детям, что твёрдые звуки носят синие платья, а мягкие- зелёные.

Логопед произносит звук, а дети показывают карточку нужного цвета.

3 этап. Слияние звуков в слоги и слова.

Упражнение «Дружба звуков»

Логопед берёт мяч и говорит детям, что звуки хотят подружиться.Звук [м] хочет подружиться со звуком [а] и кидает мяч ребёнку, ребёнок должен кинуть мяч обратно и произнести два звука вместе [ма]. Звук [у] хочет подружиться со звуком [м]. Ребёнок ловит мяч и отвечает:[ум].

Другой вариант:логопед произносит звуки которые хотят подружиться, а ребёнок выкладывает слог с помощью красных (гласные звуки) и синих карточек (согласные звуки), затем на карточки кладёт нужные буквы. Дети начинают запоминать, какие буквы соответствуют звукам.

Упражнение «Собери слово»

Для этой игры понадобятся синие и красные карточки, а так же буквы из разрезной азбуки.Сказка «Злой волшебник махнул  своей палочкой и все слова раскололись на кусочки. Дети должны их собрать – выложить на столе слово с помощью красных и синих карточек.»

Первое слово собирает логопед. Например ДОМ.Сначала кладём синюю карточку, потому что звук [д] сидит за закрытыми зубами (согласный). Потом красную карточку, звук [о] свободно гуляет (гласный). Затем синюю, [м] тоже сидит в домике-ротике (согласный). Когда дети поняли принцип игры выкладываем схемы простых слов типа РАК, МАК, СЫН, КИТ. Звуки произносим отрывисто, как бы рассыпаясь.

Усложняем игру. Дети показывают за какой карточкой скрывается буква О,Д,М, потом дети читают слово по цветному ряду.

Выкладываем ряды из карточек, дети подбирают к ним слова. Слова можно брать из 4-6 букв.

Последний шаг. Кладём поверх карточек нужные буквы, и дети продолжают запоминать, какие буквы соответствуют звукам.

Упражнение «Макаронные буквы»

Учить буквы по букварям и прописям дошкольникам не интересно, гораздо интереснее конструировать их из спичек, счётных палочек, макарон- из любого подручного материала. Лепим буквы из пластилина, выкладываем с помощью верёвочки, вырезаем ножницами по контуру. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и развивают мелкую моторику.

Упражнение «Паровозик»

Понадобится вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым приклеиваем кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой скрепками. Расположите в столбик буквы: А, О, У, Ы, И. В карман паровоза вставляем согласную букву и она едет к станции гласной буквы А. У станции паровозик даёт сигнал, гласная буква садится в вагон. Получается слог МА.

Цель игры: научить ребёнка читать по две буквы сразу. Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт паровозик, а у станции даёт сигнал (произносит гласный), затем повторяет слог целиком. М--------А-МА! Так же с другими буквами. Усложнение задания, спрашиваем детей у какой станции сигнал звучит мягко (у И-МИ), а у какой твёрдо (у А-МА).

4 этап. Составляем слова из слогов.

См. игру «Паровозик». На карточках пишем не буквы, а слоги. Дальше игра повторяется, но в гости друг к другу едут не буквы, а слоги. В результате в поезде едет целое слово (Со-ня, ра-ма).

5 этап. Чтение слов.

Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих словах- разные вещи. И выполнять две задачи читать и понимать  одновременно очень трудно дошкольнику. Поэтому после освоения ребёнком достаточного для составления слов количества слогов, необходимо тренировать осмысленное чтение.

Упражнение «Вставь букву»

Берём картинки к словам из трёх букв ( СУП, КОТ, МАК….). Под каждой картинкой написано слово, которое обозначает предмет изображённый на картинке. Вместо гласной остаётся пустое место ( под картинкой, на которой изображён дом, будет подпись Л-К). Дети вставляют пропущенную букву в слово.  В игре ребёнок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух.

Упражнение «Путаница»

Пишем несколько слов с переставленными слогами «камай», «кашап», «микдо». Детям нужно прочесть перепутанные слова, догадаться как они звучат на самом деле и прочесть их правильно.

Упражнение «Цепочки слогов»

Когда ребёнок впервые начинает читать, то после прочтения второго или третьего слога он возвращается к первому. Повторение прочитанного способствует лучшему осмыслению, не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего. Поэтому при переходе от чтения слогов к чтению слов полезно читать цепочки слов, где окончание предыдущего слова  является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО. Когда ребёнок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как он был уже прочитан только что. Таким образом читать становится легче, значит интереснее. Читать такие цепочки в книге трудно для ребенка, потому что в поле зрения много знаков. Чтобы облегчить чтение необходимо закрывать «лишний»слог. Можно вырезать «окошко» в листе бумаги  и, передвигая его по странице, открывать нужные для прочтения слоги.

Упражнение «Сложи слово»

Пишем на бумаге двухсложное или трёхсложное слово, разрезаем его на слоги( РУ КА, КА БИ НА). Предлагаем детям собрать слово из слогов. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов детям нужно подумать и осмыслить прочитанное. Аналогичное упражнение «Составь слово из букв».

Упражнение «Закончи слово»

Пишем на отдельных бумажках начало и окончание слов. Обозначающих изображённые на картинках предметы. Раскладываем картинки перед ребёнком. Бумажки на которых написано начало слова кладём на картинки. Полоски на которых написаны окончания слов кладём перед ребёнком в разнобой.  Задача ребёнка найти каждому слову «свою половинку».

Играть можно и без картинок. На одном листе в столбик пишутся первые слоги слов, относящихся к одному обобщённому понятию (одежда, посуда, мебель, птицы), на разрезных карточках окончания этих слов.

 После выполнения задания, спрашиваем детей, как можно все понятия назвать одним словом.

Упражнение «Подбери слово»

Заранее продумывается задание и на отдельных карточках пишутся слова. Затем предлагаем ребёнку прочитать и разделить слова на группы по определённому признаку:

-  Выбери посуду и мебель. Овощи и фрукты…..

- Что наливают в кружку, а что-в тарелку?( чай, борщ, кофе, щи, молоко…)

- Подбери к каждому слову из первой группы, подходящее по смыслу слово из второй группы (весна-ручей, зима-снег, лето-жара, клоун-цирк, врач-больница)

- Подбери к каждому слову как можно больше слов подходящих по смыслу ( летит-бабочка, самолёт, птица. Пишет- ручка, карандаш, ученик)

- Подбери противоположные по смыслу слова ( быстрый-медленный, широкий-узкий, добрый-злой, старый-молодой)

Упражнение «Отыщи спрятанное слово»

Ребёнку нужно найти и прочитать слова, которые «спрятали».Если ребёнку трудно найти слова просим его найти слово «Русалочка» или «имя героя, который живёт на крыше».

к

о

л

о

б

о

к

а

й

д

а

д

и

л

а

п

о

т

ь

ю

р

у

с

а

л

о

ч

к

а

й

а

р

а

б

д

а

д

о

н

м

б

е

л

к

а

щ

у

к

а

о

а

м

а

л

ь

в

и

н

а

в

с

а

л

ё

н

у

ш

к

а

о

д

р

а

к

о

н

к

о

т

ч

е

ь

к

а

р

л

с

о

н

к

д

я

б

а

з

и

л

и

о

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для педагогов. В  материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Обучение Чтению детей с общим недоразвитием речи

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.КРАТКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР....

«Использование компьютерных программ в обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проблемой развития читательской деятельности занимались многие авторы: Б.Г.Ананьев, М.С.Васильева, В.И.Городилова, Т.Б.Филичева, Л.И.Климанова, Р.Ф.Спирова и др. Исследователями отмечаются ещё большие...

Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи.

Теоретический материал для педагогов старших групп о готовности детей к овладению грамотой....

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У большинства детей с ОНР при поступлении в школу возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению г...