Главные вкладки

    семинар - тренинг для педагогов "Учим детей и воспитателей разрешать конфликты"
    консультация по коррекционной педагогике

    Ковалева Светлана Михайловна

    Обучение педагогов методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_dlya_pedagogov_dou.docx31.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг для педагогов ДОУ по теме

     «Учим детей и воспитателей разрешать конфликты»

    педагог-психолог Ковалёва Светлана Михайловна

    Разделы:  Психологическая служба

    Работа в детском учреждении связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу "срабатывают" эмоции, люди испытывают напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

    Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития.

    Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, "оздоровления" отношений и источником развития, то есть конфликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

    Цели консультации с применением тренинга: обучение педагогов методам эффективного взаимодействия и навыкам урегулирования конфликтов в роли посредника.

    Задачи:

    • уточнить понятие “конфликт”;
    • научить конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
    • осознание ими собственного опыта и индивидуальных стереотипов поведения в конфликте;
    • формирование у участников системы демократических ценностей, основанной на принципах толерантности и мирного, ненасильственного урегулирования конфликтов;
    • расширение “репертуара” поведенческих реакций участников семинара на конфликтную ситуацию за счет включения в него навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества;

    Время: примерно 1 ч.

    Ход работы

    Организационный момент

    Ведущий 1: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем тренинге. Для начала давайте представимся.

    Упражнение  «Я  сегодня  вот  такая!». (спокойная музыка)

    Участники  встают  вкруг.  Поочерёдно

    каждый произносит слова «Меня зовут (имя)! Я сегодня вот такая

    (движение произвольное)».

    - Какое настроение вызывает у вас эта игра?

    Упражнения направлены на снятие эмоционального напряжения, сплочение и взаимодействие участников группы.

    Большое спасибо, а сейчас мы предлагаем вам разобрать ситуацию.

    Практическое задание 1: “Конфликтная ситуация”.

    Конфликтная ситуация № 1

    В организации объявлен субботник. Сотрудник, выполняющий значительный объем работ, высказал работодателю свое намерение не участвовать в нем, ссылаясь на занятость и необходимость выполнения своей работы.

    В результате сотрудник оказался единственным не вышедшим на субботник работником, что вызвало недовольство, как со стороны руководителя организации, так и коллектива.

    Пиком конфликтной ситуации стало предупреждение руководителя о наказании в виде лишения премии за определенный месяц, сотрудник возмущен.

    -Теперь обсудим.

     1) Можно ли считать данную ситуацию конфликтной?

      2)Что явилось поводом, а что является причиной?

    - Как, по вашему мнению, должен был поступить сотрудник в данной ситуации?

     И так, тема нашего тренинга: «Учим детей и воспитателей разрешать конфликты»

     - И первое, что мы сделаем с вами называется Упражнение "Яблоко и червячок" (заранее раздаются чистые листы и ручки)

    Практическое задание 2: (спокойная музака)

     (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ на листочек.

    - И пока отложите этот лист в сторону.

    Теоретический аспект: Конфликты и причины их возникновения.

    Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт.

     - Детсадовская жизнь буквально насыщена педагогическими конфликтами.

    Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современный детский сад.

    Конфликт  (от лат. conflictus – столкновение) – это столкновение противоположно  направленных целей,  интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

     - Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление воспитателя утвердить свою позицию и как протест воспитанника против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

    Разрешение конфликтов

    5 стилей поведения в конфликтной ситуации

    Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с воспитанником?

    - Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.

    -Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

    -Сегодня мы вспомним стратегии выхода из конфликтных ситуаций, которые существуют в науке.

    Практическое задание 3: "Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)  (фото)

    Кеннет Томасом и Ральфом Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.

    - Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

    - Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

    - Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

    - Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

    - Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторо(Ведущий раздает участникам тренинга заранее

    Стиль

    Сущность стратегии

    Условия применения

    Недостатки

    Конкуренция

    Стремление добиться своего в ущерб другому

    Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.

    Необходимость срочного разрешения конфликта

    Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

    Большая вероятность испортить отношения

    Избегание

    Уход от ответственности за принятие решений

    Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время

    Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

    Приспособление

    Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

    Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти

    Нерешенность конфликта

    Компромисс

    Поиск решений за счет взаимных уступок

    Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.

    Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

    Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

    Сотрудничество

    Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

    Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон.

    Четкое понимание точки зрения противника.

    Желание обеих сторон сохранить отношения

    Временные и энергетические затраты. Негарантирован-ность успеха

     

     

    Вед. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".

    (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их).

    Примеры ответов участников тренинга:

    Вед.  Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"

     

    Вед.  Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

     

    Вед.  Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

     

    Вед.  Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

     

    Вед.  Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

     

    Вед.  Следующим нашим шагом будет практическое задание “Тест Стратегии поведения в конфликте”.

    Практическое задание 4:

    Тест “Стратегии поведения в конфликте”

     С помощью методики можно выявить наиболее предпочтительные формы социального поведения педагога в ситуации конфликта с воспитанниками, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

    Инструкция. Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт оцените следующим образом:

    совсем не согласен – 1 балл;

    не согласен – 2 балла;

    скорее согласен – 3 балла;

    согласен – 4 балла;

    полностью согласен – 5 баллов.

    1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.

    2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.

    3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.

    4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.

    5. Я отзываюсь на предложения других, но сам не склонен проявлять инициативу.

    6. Из любого конфликта я выхожу победителем.

    7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.

    8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.

    9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.

    10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.

    11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.

    12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.

    13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.

    14. Если это сделает счастливым другого, даю ему возможность настоять на своем.

    15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

     

    Вед.  Обратите внимание на экран. Обработка теста представлена на презентации.

     Обработка результатов. (На экран в презентацию). Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму. 

    Таблица 1 

    Стратегия

    поведения


    утверждений

    Сумма баллов

    1

    2

    3

    Соперничество

    1, 6, 11

     

    Избегание

    2, 7, 12

     

    Сотрудничество

    3, 8, 13

     

    Приспособление

    4, 9, 14

     

    Компромисс

    5, 10, 15

     

     

    Вед.  Итак, мы определили вашу стратегию поведения в КС.                                   Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.

    Каждый может видеть ту стратегию, которой он наиболее часто пользуется в повседневной жизни. 

    Вед.  И чтобы наглядно посмотреть, как это действует в разных ситуациях, я предлагаю вам следующее. 

    Практическое задание 5: (музыка во время подготовки)

    Анализ 5 педагогических ситуаций, используя стратегии поведения в конфликте.

    Уважаемые участники, на листах вам даны примеры из повседневной жизни и конкретная стратегия, с помощью которой вы должны выйти из конфликтной ситуации. Всего 5 ситуаций. Ваша задача подумать, как вы это сделаете, кто какую роль будет играть. Подумать, что будете говорить в соответствии с той стратегией, которая вам досталась. На размышление вам 5 минут. Затем по очереди будете выходить и проигрывать ситуации. Задача остальных участников узнать, что же именно за стратегию демонстрируют выступающие.

    Итак, кто готов? Просим вас выйти вперед. И не зачитывая ситуацию, сразу начинайте.

    Наблюдатели, какой именно конфликт произошел между участниками? И какую стратегию вам удалось заметить?

    1 ситуация. Соперничество. Воспитанник не хочет снимать верхнюю одежду после прогулки.

    2 ситуация. Избегание. Воспитанник считает, что его работа лучше всех, чем у других детей, а воспитатель отметил и другие работы.

     3 ситуация. Сотрудничество. Воспитанник отказывается сесть за стол и принять пищу.

    4 ситуация. Приспособление. Воспитанник забыл спортивную форму 

    5 ситуация. Компромисс. Воспитанница отказывается выполнять задание на занятии. Например, рисовать, писать в тетради, рассказывать стихотворение.

     Рефлексия: вед. Как вы считаете, какие стратегии наиболее эффективны? Стоит ли пользоваться другими? В каких ситуациях это возможно?

     Ведущий : В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

    Общая рефлексия.

    Вед.  Конечно, без конфликтов не может существовать ни один коллектив, но все же лучше проводить время с близкими и родными, чем тратить его на разрешение различных ситуаций. 

    И чтобы конфликтная ситуация не заходила в тупик, необходимо, учитывая ее особенности, правильно выбирать стратегию, не забывая, что наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.

     

    Видеоролик. Притча о ценности времени. 

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учим детей разрешать конфликты

    Презентация с рекомендациями о том как помочь детям разрешать конфликты....

    Тема: Как разрешить конфликт с воспитателем детского сада?

    Консультация для родителей и воспитателей...

    «УЧИМ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ»

    ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С  РОДИТЕЛЯМИ...

    «Учим детей разрешать конфликты»

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ТРЕНИНГОВ...

    МО Выступление по теме :«Учим детей разрешать конфликт» 2016-2017 г.

      Дети  учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми....