Учим детей разрешать конфликты
презентация к уроку по теме

Презентация с рекомендациями о том как помочь детям разрешать конфликты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_uchim_detey_razreshat_konflikty.pptx98.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учим детей разрешать конфликты Педагог-психолог Алексеева Мария Дмитриевна

Слайд 2

Т.А. Павленко и А.Г. Рузская проанализировали огромный фактический материал и выделили несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками. «Я всегда прав». Такие дети чаще всего инициируют конфликтную ситуацию. Во взаимодействии со сверстником они открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка. Они ревниво следят за успехами сверстников и видя в них конкурентов, стремятся обязательно превзойти их. «Я лучше других». Для этих детей характерны демонстрация своего превосходства, высокомерие по отношению к сверстнику. Такие дети, как правило, привлечь внимание к себе своей деятельности, знаниям. «Я – взрослый, я – главный». Конфликтность выражена меньше, чем в первых двух группах. Такие дети – вожаки, лидеры. Они претендуют на главные роли во всем. Относятся к ровеснику критично, особенно если у них самих ничего не получается. «Я за себя постою». Сверстник для этих детей значим, они чувствительны к его отношению к себе, стремятся к контактам, но очень осторожны; боятся ущемления своих интересов. В то же время хотят показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность. «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправному сотрудничеству, опасаются отрицательных оценок. При любой удаче привлекают к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили ее.

Слайд 3

В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер. К наиболее распространенным вариантам агрессивного поведения детей относятся: Физическая агрессия – конфликтные ситуации со сверстниками ребенок разрешает при помощи кулаков; Вербальная агрессия – крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбления и унижении другого; Разрушительность – когда ребенок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, разрушает продукты деятельности другого, уничтожает или портит чужие вещи; Непослушание – своеобразный протест на требования, просьбы взрослых.

Слайд 4

Я.Л. Коломинский , Б.П. Жизненский дополняют причины конфликтов в игре: «разрушение игры» - разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации; «по поводу выбора общей темы игры» - спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети; «по поводу состава участников игры» - спор о том кто именно будет играть в данную игру; «из-за ролей» - разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или , наоборот, малопривлекательную роль; «из-за игрушек» - споры их обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами»; «по поводу сюжета игры» - разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации и каковы будут действия тех или иных персонажей; «по поводу правильности игровых действий» - споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Слайд 5

Уже в дошкольном возрасте мы можем обратить внимание на личностные особенности и качества ребенка, стимулирующие возникновение и развитие конфликтности. К ним можно отнести: Неустойчивость и противоречивость «Я – концепции», несоответствие самооценки и уровня притязаний; Наличие большого числа внутриличностных противоречий; Тревожность, неуверенность ребенка, неспособность утвердить себя; Неорганизованность, недостаточный уровень развития произвольности поведения; Неспособность возлагать на себя ответственность в конкретной ситуации из-за несформированности социальных установок и нормативности поведения.

Слайд 6

Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся: Отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; Неблагоприятная семейная обстановка; Личностная предрасположенность к конфликту.

Слайд 7

Выбор ребенком тех или иных способов разрешения зависит, в первую очередь, от позиции взаимодействия участников. Следовательно, при анализе конкретных способов разрешения конфликта можно использовать следующую классификацию: Разрешение с позиции доминирования – можно отнести любые способы оказания давления на личность, с помощью которых ребенок вынуждает других действовать в желательном для него направлении ( физическое и словесное воздействие, агрессия, угрозы, разрушительность, игнорирование ит.д.). Разрешение конфликта с помощью силы усугубляет противоречие, приводит к новым вспышкам конфликта и его повторному разрешению на справедливой основе. С позиции подчинения – жалобы, уступки и уход как наиболее распространенные способы разрешения конфликтных ситуаций. С позиции равенства – это такие воздействия, в основе которых лежат признание и учет интересов сверстника, к ним относятся: жребий, использование очередности, просьбы, предложения, помощь посредника.

Слайд 8

Воспитатели детского сада нередко, желая скорейшим образом разрешить ссору детей, совершают ошибки. Обратим внимание на некоторые наиболее типичные ошибочные действия взрослых в этой ситуации. Большинство педагогов незамедлительно реагируют на острый конфликт и прямое противостояние детей (драка, ругань, плач, крик, брань, разрушительность действий и т.д.). однако пассивный протест дошкольников (уклонение от контактов, отчуждение, отсутствие взаимных симпатий между детьми, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях и т.д.), зачастую остаются незамеченным. Тем не менее эти явления в поведении ребенка могут также привести к нежелательным последствиям – выработке зависимого поведения и таких качеств личности , как льстивость, хитрость, иждивенчество и т.д. Внимание педагога направлено в основном на то, чтобы ликвидировать сам конфликт, а не понять причины возникновения разногласий и мотивы каждой из сторон. Возникает недоверие ребенка к взрослому, отношения между детьми налаживаются формально.

Слайд 9

Желая как можно быстрее завершить конфликт, взрослый стремится разъединить ссорящихся детей («Не умеете играть вместе - играйте по одному»), прекратить их взаимодействие на некоторое время ( одного ребенка – в один угол, другого – в другой). Также педагог с этой целью может забрать у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник спор или, наоборот дает обоим детям по игрушке. Разъединение конфликтующих детей прекращает конфликт лишь на время. Взрослый, поступая таким образом, по сути оказывается от обучения детей правилам конструктивного разрешения конфликтов. Эти дети через некоторое время вновь возобновляют контакты и вновь повторяют те же самые ошибки в общении. Реакция педагога на конфликт между детьми является достаточно стереотипной – наказать, осудить обидчика; защитить, пожалеть обиженного. В то же время, иные негативные аспекты взаимодействия в трудной ситуации (ложь, хитрость, обман и т.д.) выпадают из их поля зрения. Такое поведение взрослых в конфликтной ситуации способствует тому, что у детей также вырабатывается стереотипное представление о конфликте, которое в последствии ориентирует их на неконструктивное разрешение конфликтов – их подавление или игнорирование, поиск обиженного и обидчика, наделение обидчика»плохими» чертами, стремление защитить себя и обвинить другого.

Слайд 10

Нередко взрослые применяют физическую силу в отношении ссорящихся детей: резко дергают их, а иногда и просто шлепают маленьких упрямцев, которые не хотят делиться со сверстником игрушкой. При этом одни педагоги считают эти методы наиболее эффективными в сложившейся ситуации, другие - используют их, так как понимают свое бессилие, неспособность каким-либо иным образом повлиять на исход конфликта. С увеличение строгости наказания у ребенка создается лишь видимость послушания, он приспосабливается, привыкает к методам воздействия взрослого. Иногда он проявляет равнодушие к наказанию и начинает действовать «назло» окружающим. Воспитатель в ситуациях обострения отношений между детьми прибегает к психологическому насилию. В этом случае он использует различного рода угрозы и запугивания (например, перевести в другую группу, вызвать милицию, рассказать строгому папе и т.д.); наказание (лишение ребенка игрушек, запрещение играть, изоляцию детей друг от друга. Негативно оценивает действия ребенка: «Ты все время лезешь в драку», «Ты всегда так», «Можешь ли ты хоть раз пройти спокойно?» и жестко контролирует поведение и деятельность детей. На замечание ребенка: «Это он начал» воспитатель реагирует следующим образом: «Ты сам виноват», «Он лезет в драку, а ты-то что», «Ты и сам хорош» и т.д. не желает признать свои ошибки или правоту детей; дает указания «Надо уступить другому», «Ты обязан», «Ты должен»; всячески подчеркивает свою роль: «Я взрослый, а взрослый всегда прав», единолично принимает решение.

Слайд 11

При анализе конкретных стратегий поведения педагога в ситуации конфликта между детьми обратимся к традиционной классификации типов поведения людей в такой ситуации. Стратегия избегания заключается в сознательном уходе педагога от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет и т.д. Такая линия поведения оправдана при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой.

Слайд 12

Стратегия приспособления отличается стремлением педагога смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию педагога к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть. Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временим выходом из конфликтной ситуации.

Слайд 13

Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценки их действий и поступков; предполагает возложение педагогам ответственности за происходящее на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми. Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогам обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка «быть другим», терпимость по отношению к детям и их поступкам.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!