Главные вкладки

    МО Выступление по теме :«Учим детей разрешать конфликт» 2016-2017 г.
    статья по теме

    Ваганова Ольга Павловна

        Дети  учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_zanyatie_2.docx22.95 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Тема: «Учим детей разрешать конфликт»

                                                                                      Воспитатель

                                                                                    Ваганова О.П.

                                                                                   

                                                                              16.11.2016г.

        Дети  учатся разрешать конфликты в процессе общения со взрослыми. Если поведение ребенка в конфликте можно рассматривать как результат научения, особое значение приобретают модели, образцы взаимодействия самих взрослых в конфликте. Взрослый человек  (педагог, родители) нередко становится посредником  при разрешении детских конфликтов. Следовательно, очень важна та позиция, которую занимает воспитатель детского сада при разрешении трудных ситуаций. Педагогическая работа в данном случае должна идти к тому, чтобы не устранять конфликт и его последствия, а помогать детям конструктивно разрешить спор. Обратимся к реальной практике взаимодействия взрослого и конфликтующих между собой детей. Чаще всего конфликты в дошкольной группе возникают из-за неумения делиться игрушками, договариваться об очередности в игре , принимать во внимание интересы друг друга. Как в таких ситуациях чаще всего  ведут себя взрослые?

           Воспитатели детского сада нередко, желая скорейшим образом разрешить ссору детей, совершают ошибки. Обратим внимание на некоторые наиболее типичные ошибочные действия  взрослых в этой ситуации.

    1. большинство педагогов незамедлительно реагируют на острый конфликт и прямое противостояние детей( драка, ругань, плач, крик, брань, разрушительность действий). Однако пассивный протест дошкольников, зачастую остается незамеченным ( уклонение от контактов, отчуждение, отсутствие взаимных симпатий между детьми, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях и т д ). тем не менее, эти явления в поведении ребенка могут также привести к нежелательным последствиям - выработке зависимого поведения и таких качеств личности, как льстивость , хитрость,   иждивенчество и т д .

     

    2. внимание педагога направлено в основном на то, чтобы ликвидировать сам конфликт, а не понять причины возникновения разногласий и мотивы каждой из сторон. Возникает недоверие ребенка к взрослому, отношения между детьми налаживаются формально.

    3. желая как можно быстрее завершить конфликт, взрослый стремится разъединить ссорящихся детей ( не умеете играть вместе- играйте по одному), прекратить их взаимодействие на некоторое время  ( одного ребенка - в один угол, другого - в другой). Также  с этой целью педагог может забрать у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник спор ( устранить объект конфликта) или, наоборот, дает обоим детям по игрушке, к обладанию которой они стремились (устранить дефицит объекта конфликта). Разъединение конфликтующих детей прекращает конфликт лишь на время. Взрослый, поступая таким образом, по сути отказывается от обучения детей правилам конструктивного разрешения конфликтов. Эти дети через некоторое время вновь возобновляют контакты и вновь повторяют те же самые ошибки в общении.

    4. реакция педагога на конфликт между детьми является достаточно стереотипной - наказать, осудить обидчика; защитить ,    пожалеть обиженного. В то же время, иные негативные аспекты взаимодействия в трудной ситуации ( ложь, хитрость, обман и т д) выпадают из их поля зрения. Такое поведение взрослых в конфликтной ситуации способствует тому, что у детей также вырабатывается стереотипное представление р конфликте, которое впоследствии ориентирует их на неконструктивное разрешение конфликтов - их подавление или игнорирование, поиск обиженного и обидчика, наделение обидчика « плохими» чертами, стремление защитить себя и обвинить другого и т д .

    5. нередко взрослые применяют физическую силу в отношении ссорящихся детей: резко дергают их, а иногда и просто шлепают маленьких упрямцев, которые не хотят делиться со сверстником игрушкой. При этом одни педагоги считают эти методы наиболее эффективными в сложившейся ситуации, другие - используют их, так как понимают свое бессилие, неспособность каким - либо иным образом повлиять на исход конфликта. С увеличением строгости наказания у ребенка создается лишь видимость послушания, он приспосабливается, привыкает к методам воздействия взрослого. Иногда он проявляет равнодушие к наказанию и начинает действовать «назло» окружающим.

    6.  Воспитатель в ситуациях обострения отношений между детьми нередко прибегает и к психологическому насилию. В этом случае он использует различного рода угрозы и запугивания ( например, перевести в другую группу, вызвать милицию, рассказать строгому папе; наказания ( лишения ребенка игрушек, запрещение играть, изоляцию детей друг от друга). Негативно оценивает действия ребенка: «ты все время лезешь в драку», «ты всегда так», «можешь ли ты хоть раз пройти спокойно?», и т д и жестко контролирует поведение и деятельность детей. На замечание ребенка: « это он начал» воспитатель реагирует следующим образом: « ты сам виноват», « он лезет в драку, а ты-то что», « ты и сам хорош» и т д. не желает признать свои ошибки или правоту детей; дает указания: « надо уступить другому». « ты обязан», « ты должен» и т д. ; всячески подчеркивает свою роль: « я взрослый, а взрослый всегда прав», единолично принимая решение.

         Также к обострению  конфликтных отношений между детьми может привести неумение или нежелание взрослых разрешить конфликт между детьми.

         Подобные методы, хотя и могут в некоторой степени разрешить конфликт, но, как правило, это временное решение, поскольку ситуация « затухает» лишь на какое-то время , а потом конфликт разгорается с новой силой. Перечисленные особенности реакции взрослого на ситуацию конфликта между детьми создают тот дискомфорт, который вызывает тревожность у ребенка и выливается в агрессию или неуверенность в дальнейшем его поведении, а значит, рождает новые конфликтные ситуации.

         Кроме того, применение педагогом этих мер не приводит к формированию у детей способности  самостоятельно решать проблемы, возникающие в ходе игрового общения со сверстниками.

         Какие же варианты поведения взрослых в ситуации конфликта между детьми наиболее оптимальны? В каких случаях взрослому стоит вмешаться в детскую ссору и тем самым помочь им ее разрешить, а в каких - предоставить дошкольникам возможность самостоятельно разрешить трудную ситуацию? В чем достоинства и недостатки различных стратегий поведения педагога в общении с конфликтными детьми?

        При анализе конкретных стратегий поведения педагога в ситуации конфликта между детьми обратимся к традиционной классификации типов поведения людей в такой ситуации.

    1. Стратегия избегания заключается в сознательному ходе педагога от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях - шутке, демонстративном молчании, умении что-то «не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет и т д. такая линия поведения оправдана при незначительных конфликтах детей со сверстниками, эмоциональных срывах, неумении ребенка владеть собой. ( пример).

    Также эта стратегия может проявляться в игнорировании проблемы детей, нежелании педагога решать данную проблему. В этом  случае невмешательство педагога может привести к обострению конфликтной ситуации, ухудшению отношений между детьми.(пример).

      Выбор педагогом  этой стратегии оптимален, когда:

    - конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;

    - педагог уверен в самостоятельном разрешении детьми спорной ситуации;

    - немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.

    2. Стратегия приспособления отличается стремлением педагога смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. Она предполагает адаптацию педагога к личностным характеристикам участников конфликта, принятие их такими, какие они есть.

     К данной стратегии поведения в конфликте педагог обращается, когда:

    -  хочет сохранить положительные отношения в группе детского сада;

    - немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться окончательного позитивного ее решения в дальнейшем;

    - хочет научить ребенка уступать сверстнику.

     Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения , настроены негативно к партнеру по общению, их интересы и цели не поддаются сглаживанию.

    3. Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации (пример).

     К компромиссу обращаются в тех ситуациях, когда:

    - другие стратегии оказались неэффективными;

    - необходимо быстро решить спорную ситуацию;

    - устраивает временное решение;

    - Дети на личном примере педагога учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.

    4. Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности за происходящее за себя , а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми. (пример).

    В этом случае взрослый занимает позицию доминирования по отношению к детям, но при этом руководит, поучает, направляет.

      Можно выделить и те ситуации, в которых педагог манипулирует детьми, взывает их к чувствам совести, вины, стыда, жалости; использует положительные и отрицательные оценки.

     Возможность быстро завершить конфликт-преимущество данной стратегии. Но такое разрешение конфликта почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенок подчиняется и выполняет под  угрозой наказания то, что требует от него взрослый. Но как только взрослый перестает контролировать ситуацию, ребенок мгновенно совершает то. Что ему только что усиленно запрещали.

      Приоритет этой стратегии в поведении педагога приводит к авторитарности в отношениях с детьми, блокирует развитие собственных возможностей ребенка в разрешении спорных ситуаций.

      Доминирование педагога- наиболее приемлемый способ поведения в конфликте, когда:

    - педагог обладает достаточным авторитетом для принятия решения и предполагаемое им решение наилучшее;

    - исход ситуации очень важен для самого педагога;

    - есть угроза психическому и физическому здоровью детей, когда жизненный опыт, компетентность педагога позволяют ему незамедлительно принять решение.

    5. Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогом обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка « быть другим»  , терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность (пример).

            Итак, в управлении конфликтами между дошкольниками решающее значение имеет выбор педагогом стратегии поведения в конфликте , которая проявляется в способах и приемах взаимодействия воспитателя конфликтующими детьми определяется особенностями сложившейся ситуации, спецификой объекта и предмета конфликта, личностными характеристиками педагога, индивидуальными особенностями самих детей.

           Конфликты детей дошкольного возраста со сверстниками обусловлены прежде всего недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков. Для предупреждения возможных проблемных ситуаций важно научить ребенка играть.

            Осознание взрослыми права ребенка на собственность снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том. Чтобы научить детей конструктивному разрешению конфликтных ситуаций вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой. Задача взрослых - помочь детям найти возможность договориться друг с другом - играть по очереди, обменять игрушку на другую, переключиться на другую игру. (пример).

            Обсуждение реальных конфликтных ситуаций способствует развитию умения их анализировать, вырабатывать альтернативные варианты решения, мотивировать свое решение.  Во время подобных обсуждений можно разыгрывать различные ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если тебе не отдают нужную тебе игрушку, или когда тебя дразнят и т д.

           Помощь взрослого в разрешении конфликта наиболее эффективна для детей в возрасте 3-4 лет. В среднем ж е дошкольном возрасте 4-5 лет дети чаще всего самостоятельно решают возникающие у них в игре спорные вопросы.

            Дети должны учиться разрешать конфликты, накапливать опыт эффективного поведения в сложных ситуациях общения и взаимодействия.

         Показателями готовности ребенка самостоятельно разрешить конфликтную ситуацию считаются способность детей к сопереживанию и сочувствию, позитивное принятие сверстника и признание его интересов. Такого рода способности развиваются в процессе совместной деятельности детей.

          Как показывает практика, конфликты дошкольников нередко разрешаются при помощи посредников - взрослых и детей.

     Первоначально роль посредника выполняет взрослый. При посредничестве педагог должен исходить из позиции детей, участвующих в конфликте. В том случае, если педагог поддержит одного ребенка , другой непременно обидится , рассердится и т д . Нужно уделять одинаковое внимание обеим сторонам. Так снимается напряженность в отношениях между детьми, создаются условия для конструктивного разрешения. ( пример).

     

          Ребенок в значимой для него ситуации общения со сверстником приобретает определенные коммуникативные умения и навыки разрешения конфликта, а именно: умение отстаивать свое мнение( не используя при этом насилия), аргументировать его соответствующими доказательствами; умение анализировать мнение других участников конфликта и учитывать их в своем поведении. Конфликтные ситуации , позитивно разрешаемые ребенком( сначала при помощи взрослых, а затем самостоятельно), становятся определенными « ступеньками» формирования готовности к позитивному разрешению конфликтов, так как каждое конструктивное решение трудных ситуаций обогащает личный опыт и закрепляет удачные варианты поведения ребенка.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учим детей разрешать конфликты

    Презентация с рекомендациями о том как помочь детям разрешать конфликты....

    «УЧИМ ДЕТЕЙ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТ»

    ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  С  РОДИТЕЛЯМИ...

    «Учим детей разрешать конфликты»

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ТРЕНИНГОВ...

    Мероприятие для детей "Мир без конфликтов" 2016 -2017 год

    Цель: Объяснение детям как можно избежать конфликтов со сверстниками.Задачи: - Объяснить детям, что такое конфликты и как их можно преодолеть;- Создать условия для формирования у детей таких понятий к...

    Выступление на заседание родительского клуба «Дружная семья» тема: «Учите детей говорить правильно»

    Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи...