Главные вкладки

    Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»
    консультация по коррекционной педагогике

    Коротышева Светлана Григорьевна

    Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»

    Коротышева С.Г. – учитель-логопед

    Цель: ознакомление родителей с содержанием работы по запуску речи неговорящих детей, через сенсорные игры.

    Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников? Обычные занятия с логопедом не дали результата?

    Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга. Основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются: в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами; в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект с каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.

    Сегодня речь пойдет о методике по запуску речи Грузиновой Т., Гуриной Е. посредством простых сенсорных игр. Для того чтобы говорить, любой человек должен обладать тремя важными группами умений. Эти группы можно сравнить с тремя китами, на которых по легенде стоит Земля.

    Первый кит – это способность ребенка управлять собственными артикуляционными движениями.

    Второй кит – это способность ребенка присваивать каждому комплексу звучаний (слову) свой смысл.

    Третий кит – это способность ребенка общаться: способность попросить, способность разделить наблюдение, понять, что партнеру нужна помощь и оказать ее.

    Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», необходимо развить у ребенка символическую функцию. Для этого предлагаю использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.

    В результате регулярных занятий речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.

    Как происходит запуск речи?

    Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:

    -понимает ли малыш обращенную речь, команды;

    -имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;

    -может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.

    Непроизвольными являются те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому. Наша задача перевести звук из непроизвольного в произвольный. Какой у нас есть путь? Это путь через игру, через эмоциональное вовлечение. Мы предлагаем взрослому выступить в качестве инициатора идеи для простых игр с очень простыми материалами. Предлагаем для игры, которую мы будем использовать и как мотивационный стимул, разные действия с очень простыми предметами. (пробками, кубиками, шариками, манкой или песком и др.)

    Необходимо отметить, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке»

    Стимулирование речи у неговорящих детей происходит в несколько этапов.

    Первый этап

    В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

    Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

    По мере развития навыка обучаем малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Формируем звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

    Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

    Как выбирают опоры для обучения звукам?

    Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть, как предметом, так и действием.

    Важно 2 момента

    1. Игра должна начинаться на сенсорном уровне, потом ее можно переводить в более осмысленный, так как большинство неречевых детей интересуют сенсорные вещи и игровые навыки у них не на высоком уровне.

    2. Игра должна включать взаимодействие. Взрослый предлагает множество идей, которые сам ребенок осуществить не может. Мы находим в результате ту игру, которая ребенка будет очень увлекать.

    И мы этой игре даем название в один звук или слог.

    Взлетающий шарик – это ШШШ
             Винные пробки (или игрушка-поппер) – это П-П-П
                     Задувание чего-то – это ФФФ
             Песочек сыпется –это ССС

    Важный принцип:

    Игра должна сочетаться со звуком. Звук С протяжный и соответственно игра должна быть такая же. Это может быть - «песочек сыпется», «струя воды» или «вытягивание веревочки».
    А звук П наоборот взрывной, резкий и игра должна быть такая, когда что-то вылетает.

    Например, вылетание пробки, пистолет или что-то стреляющее.
    Что мы предпринимаем с этими играми? Мы проводим одну из них и одновременно с этим показываем ЖЕСТ.

    П- жест «клювик», игра «вылетание пробки» Т – жест «ребро ладони», игра «пластичные гвоздики», В – жест «указательный палец к нижней губе», игра «запуск машинки» Ш-жест «раскрытая ладонь», игра «запуск шарика» … и т.д.

    1 звук -1 жест-1 игра. Зачем нам эти жесты? Жест выполняет функцию подсказки.

    Второй этап

    Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.

    Тренируем сразу с несколькими гласными. ВВВА ШШША ВВВО ШШШО ВВВУ ШШШУ…

    Далее уже можно использовать эти жесты без вокального сопровождения. Начинаем с согласных звуков, так как они играют смыслообразующую роль. И уже потом как из конструктора собираем слова. Играли в кубики – это у нас был звук К, запускаем шарик - Ш.

    Выкладываем цепочку этих предметов. И в конце цепочки- КА-ША! играли в машинку- звук В, строим дом- звук Д. В конце цепочки- ВО-ДА!

    Третий этап

    Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.

    Данная методика позволяет заинтересовать ребенка, вовлекая его в игру, добиться результата. Неговорящие дети начинают говорить.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Составила учитель-логопед: С.Г.Коротышева Запуск речи через сенсорные игры

    Слайд 2

    Строим мост Эмоции Механическая помощь Произвольный звук Непроизвольный звук

    Слайд 3

    Телесные игры Шла большая черепаха Хозяин дома Обнимашки Щикоталки и т.д.

    Слайд 4

    Согласный звук Это воздушная струя, которая проходит через препятствие , образованное из артикуляционных органов

    Слайд 5

    Вызывание воздушной струи

    Слайд 6

    Последовательность вызывания звука Работа с простыми согласными и гласными- Ф, У, Х, П, С,Т,К, М,Н Работа с звонкими согласными- В, Б, Г, Д, З Работа с сложными согласными- Ш, Ж,Р, Л и другие звуки

    Слайд 7

    Прием вызывания звука ИГРА + ЖЕСТ = ЗВУК

    Слайд 8

    Звук Ф Игра «Задуем свечу» - ф-ф-ф + жест

    Слайд 9

    Работа с гласными

    Слайд 10

    Речь как конструктор

    Слайд 11

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

    Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов...

    Родителям, имеющим детей- инвалидов.

    Памятка"Родителям, имеющим детей- инвалидов"...

    Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

    Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными в...

    Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

    Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на и...

    Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов

    Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...

    Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.

    В данном материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Рассказано как начинать работу с неговорящими детьми....

    Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.

    В материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, как вызывать звуки у неговорящих детей, этапы работы....