Опыт эффективной организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ТНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лабовская Светлана Владимировна

В материале подробно описывается опыт создания условий для построения целостного воспитательно-образовательного педагогического  процесса , обеспечивающего реализацию АООП дошкольного образования  для детей с ТНР посредством   РППС  в разновозрастной логопедической группе (4-7 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации  развивающей  предметно-пространственной среды

 в группе для детей с ТНР.

В соответствии с  АООП для детей с ТНР на основе Программы дошкольного образования  для детей с тяжёлыми нарушениями речи  (4-7 лет) .В.Нищевой.

Создавая  развивающую среду в разновозрастной  логопедической группе, педагоги  руководствуются возрастными и психологическими особенностями  дошкольников с ТНР.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивает:

 • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

 • возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. В группе компенсирующей направленности, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети уделяется   особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей.

 В связи с тем, что в разных возрастных группах решаются разные коррекционно - развивающие задачи, названия некоторых центров активности меняются. Например, в средней группе оборудуется центр «Мы познаем мир». Такой же центр в старшей группе называется «Центр науки и природы». В подготовительной группе к этому названию добавляется уточнение «Групповая лаборатория». Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда  соответствует  изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

 Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе  предусматривает достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности,  комфортная и безопасная. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого в группе есть  две ширмы, цветные шнуры, складные заборчики и т. п. Игрушки и предметы в группе  отражают все многообразие окружающего мира и соответствуют  реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон.

Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы  содержат  фигурки животных разных размеров, куклы обоих    полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления.

 В средней группе особое внимание  уделяется  развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому в группе  достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки,  имеются природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы  и т. п.

. В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Для этого в групповом центре  достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию. В кабинете логопеда развивающая среда  организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи и неречевых психических функций. Для этого  еженедельно частично обновляются  дидактические игры и материалы.

 Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, удобная скамеечка для подгруппы детей перед ним, стеллаж для картотек под ним — традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда.

Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное  сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики).

      Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. «Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей  логопедической группе делается акцент на развитие словаря, на усвоение понятий»  (Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями  речи (общим недоразвитием речи) с 3-7 лет, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО», 2016).  Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры,  игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.

Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это  учитывается  при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке имеется  некоторое количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом;  географические карты,  глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

 Дошкольники подготовительной логопедической группы используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

С целью предоставления большей  возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом в  центре «Будем говорить правильно»  создаётся картотека разнообразных словесных игр.

Оснащение уголков  меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центры и уголки развития разновозрастной логопедической группы 4-7 лет:

  • Центр сюжетно-ролевых игр и  театрализованной деятельности (полифункциональная ширма «Играем в театр (кафе, гастроном)», уголок уединения;
  • Центр развития творческой деятельности  и сенсомоторики;
  • Книжный уголок.
  • Уголок  настольно-печатных игр;
  • Выставка детского рисунка, детского творчества;
  • Экологический центр: уголок природы  и календарь наблюдений за      природой;
  • Экспериментаниум – центр исследовательской деятельности детей.

(материалы  для опытной деятельности детей) (дополнен  набором для игр и лепки интерактивным пластилином).

  • Центр здоровьесберегающих технологий «Не болей-ка!»: оборудование  для проведения  упражнений для профилактики плоскостопия (прищепки и «Коврик здоровья» из пуговиц); массажа  и самомассажа (массажные мячики и рукавицы), сухой аквариум; реабилитационный тренажёр  «Сухой бассейн»,    диван для отдыха, подушки для релаксации; аудиозаписи «Музыка для релаксации»; картотеки утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики после сна,  подвижных игр.
  • Центр культурно-нравственного  развития и патриотического воспитания: мини-музей декоративно-прикладного творчества   «Сударушка», выставка кукол «Национальные  костюмы народов России»;

- Уголок патриотического воспитания «Моя Россия, мой Саратов»

(дополнен изготовленными играми: «Символика родного края»; «Заколдованный город», «Где мы были, мы не скажем, но, что видели – покажем!»)

  • Игровой центр  для самостоятельной деятельности детей:   уголок автолюбителей; кукольный уголок;  уголок игр  со строительным материалом; уголок сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Парикмахерская», «Автомастерская. Гараж»,  «Семья», «Школа» и др.)
  • Центр любителей музыки: уголок музыкальных инструментов, диски  музыкальных композиций для танцев, пения, игровой деятельности;
  • Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам, словесных игр, постоянно пополняется.

      В центре «Сказочный мир театра»  представлено оборудование для проведения театрализованных игр в настольном, кукольном, пальчиковом театре  по хорошо знакомым детям сказкам. Дополнен Уголком ряжения. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, берётся не более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению декораций и костюмов (масок) для постановки представлений по этим сказкам  привлекаются дети. Развивающая предметно-пространственная среда  обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, сезонными изменениями в природе, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы безопасны и  доступны детям.

     Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе   создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.  (АООП)

http://dou126.edu.sarkomobr.ru/files/large/2ea4ef047f3facd


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционный уголок как часть предметно-развивающей среды группы для детей с ТНР

В статье раскрыты особенности организации коррекционного уголка как части предметно-развивающей среды в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Организация предметной среды групп для детей раннего возраста

Правильно организованная преметно-пространственная среда для детей раннего возраста несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка - она воспитывает и развивает его....

Мастер класс "Среда группы - богатство детей"

Среда группы своими руками. Напольная мозаика - как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Развивающая среда группы для детей дошкольного возраста

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и ин...