Статья "Аутизм. Как принять ребенка аутиста? "
статья по коррекционной педагогике

В данной работе описана основная симптоматика детского аутизма и особенности его протекания. Рассматриваются особенности психологического состояния родителей, узнавших о диагнозе ребенка. В статье приводятся практические рекомендации и советы о принятии и развитии аутичного ребенка. Кроме того, приведены и проанализированы особенности мировосприятия аутичных детей.

Ключевые слова: аутизм,  социализация, детский аутизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.99

Аутизм. Как принять ребенка аутиста

(М.А.Кондрашева)

Аннотация. В данной работе описана основная симптоматика детского аутизма и особенности его протекания. Рассматриваются особенности психологического состояния родителей, узнавших о диагнозе ребенка. В статье приводятся практические рекомендации и советы о принятии и развитии аутичного ребенка. Кроме того, приведены и проанализированы особенности мировосприятия аутичных детей.

Ключевые слова: аутизм,  социализация, детский аутизм.

На сегодняшний день проблема детского аутизма является особенно актуальной, поскольку число детей с таким диагнозом увеличивается ежегодно. Так в соответствии с данными, полученными в 2017 году, количество аутистов стремительно растет. Если в 1995 году количество аутистов составляло 1 из 5000 человек, то уже в 2017 году этот показатель достиг 1 из 50[6].

Люди с аутизмом всех возрастов на протяжении жизни достаточно восприимчивы к обучению. Однако многочисленные исследования указывают на то, что своевременно начатая работа дает наилучшие результаты. Поэтому огромная роль в работе с аутичными детьми отводится их родителям. Цель данной статьи – формирование рекомендаций для родителей, направленных на принятие ребенка аутиста.

Далеко не каждый родитель является подготовленным к тому, что его ребенок может оказаться аутистом. Как показывает врачебная практика, в большинстве случаев, аутизм проявляется к полутора-двум годам. Иными словами, родители до этого возраста не могут определить, что в поведении ребенка существуют симптоматические отклонения, нарушения и расстройства. В целом под аутизмом принято понимать расстройство, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга. В первую очередь, это расстройство характеризуется всесторонним и выраженным дефицитом социального взаимодействия.

Многим родителям детей с диагнозом «аутизм» приходится пережить сложный момент, когда становится ясно, что ребенок, который развивался нормально и ничем не отличался от ровесников, неожиданно начал отставать в развитии. Психологи утверждают, что для родителя в этот момент очень важно осознать, что помощь ребенку – это его главная задача, которую не следует всецело перекладывать на плечи государства, медицины, фондов помощи и так далее. Отсюда следует первая и наиболее важная роль родителей в работе с ребенком аутистом – его принятие.

Специалисты отмечают, что аутизм не является особенно опасным расстройством, если оно обнаружено в раннем возрасте и ребенку своевременно были предоставлены коррекционные, социальные и образовательные услуги. Практика показывает, что при своевременной помощи многие дети к моменту поступления в школу обретают необходимые и достаточные навыки социализации.  

Особенность протекания аутизма у детей заключается в том, что сложно не только ребенку, но и всем членам его семьи. Одним из эффективных механизмов снятия напряжения внутри семьи является объединение родителей на тематических форумах, что стало доступно в эпоху цифровизации и информатизации[1, с. 65]. На подобных площадках родители получают возможность черпать новые знания, основанные на практическом опыте других семей, а также делиться собственными навыками.

Для того чтобы понять и принять особенности ребенка аутиста, родителям необходимо учитывать следующие составляющие его картины мира:

- мышление  основано на образах (планы, рисунки, схемы, картинки);

- слова воспринимаются буквально, что исключает употребление саркастических выражений и шуток;

- устная речь воспринимается сложно, альтернативой может послужить общение посредствам письма;

- склонность к откровенности и честности, что зачастую раздражает неподготовленную публику;

- непереносимость громких звуков и прикосновений;

- ограниченность круга интересов, что требует вмешательства родителей[2, с. 62].

Сегодня медицине удалось достигнуть определенных успехов в диагностировании аутизма, в частности в настоящий момент выявлено несколько форм расстройства, которые имеют различные наборы проявлений. В ряду с такими формами как атипичный аутизм, синдром Аспергера, синдром Геллера, Синдром Ретта и другими отдельным особняком стоит детский аутизм, причины которого кроются во врожденных нарушениях  ментального развития[5, с. 256].

Однако родителям важно понимать, что детский аутизм – это диагноз, но не приговор.  Многие знаменитые на весь мир и успешные личности в той или иной мере страдали аутизмом. В ряду таковых выдающийся лиц следует назвать Микеланджело, лишенного навыка коммуникабельности. Однако, по мнению экспертов, именно эта особенность помогала ему сконцентрироваться на творчестве. В девятилетнем возрасте диагноз «аутизм» (синдром Аспергера) был поставлен легендарной рок-исполнительнице Кортни Лав. Специалисты утверждают, что носителем синдрома Аспергера являлся и Билл Гейтс, чей диагноз не был подтвержден официально, однако в поведении отчетливо прослеживаются классические синдромы расстройства[3, с. 112].

Данный ряд успешных людей можно пополнить именами Авраама Линкольна, Вольфганга Амадея Моцарта, Айзека Азимова. Это наглядно показывает, что любой ребенок, получивший диагноз «аутизм» при оптимальном уходе и развитии при поддержке родителей имеет большой потенциал.

В заключение данной работы следует сказать, что многие родители собственным примером показали, что с аутизмом можно мириться. Среди наиболее часто встречаемых на различных интернет-площадках (форумы, фонды и так далее) практических советов необходимо отметить следующие: следует разработать терапевтическую программу, не стесняться просить помощи, делиться проблемой, брать передышки, больше спать, вести дневник достижений[4].Таким образом, развитие ребенка аутиста во многом обусловлено корректностью поведения родителя, а также своевременностью терапевтического воздействия.

Список использованной литературы:

1. Аршатская, О.С. О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей[Текст]/ О.С. Аршатская // Дошкольное воспитание. – 2006. - №8. - С. 63 – 70.

2. Бакушев, В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми [Текст]/ В.Ю. Бакушев. М.: Лотос, 2004. – 91 с.

3. Грэндин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [Текст]/Т. Грэндин, М. Маргарет, М. Скариано. - М.: Теревинф, 2012. - 184 c.

4. Как справиться с диагнозом «аутизм» у ребенка (советы родителям)[Электронный ресурс]. URL: http://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-spravitsya-s-diagnozom-autizm-u-rebenka-sovety-roditelyam(дата обращения: 14.01.2019)

5. Лещенко, С.В. Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям[Текст]/ С.В. Лещенко // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 253-257.

6. Статистика аутизма за 2017 год [Электронный ресурс]. URL: https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/(дата обращения: 14.01.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успех зависит от готовности принять ребенка таким, кокой он есть.

Эта статья рекомендована родителям, решившим принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Мало принять решение об усыновлении или опеке, надо быть готовым к трудностям на всех эт...

Ребенок без прививки: принять нельзя отказать

До недавнего времени отсутствие у ребенка «обязательных» прививок было чем-то экстраординарным. Для отказа от прививок нужны были веские основания, например, медицинские показания, и во многих образов...

"ОСОБЕННЫЙ" РЕБЕНОК - ПРИНЯТЬ И ПОЛЮБИТЬ

"ОСОБЕННЫЙ" РЕБЕНОК - ПРИНЯТЬ И ПОЛЮБИТЬ Как ни странно, но жизнь меняется к лучшему хоть в каких-то аспектах. Это относится и к так называемым особенным детям – дауны, аутисты, инвалид...

Консультация для родителей: «Психологическая готовность детей к школе» Взрослый должен: • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в д

Взрослый должен:ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание ее достичь; направлять, помогать в достижении целиприучать...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Работа с родителями детей с ОВЗ. Как понять и принять своего ребенка

В данной презентации  дано описание типов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, также факторов, влияющих на риск эмоционального выгорания родителей,Даны характеристики стадий принятия....

Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?

Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии....