Работа с родителями детей с ОВЗ. Как понять и принять своего ребенка
консультация по психологии

Астановская Елена

В данной презентации  дано описание типов родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, также факторов, влияющих на риск эмоционального выгорания родителей,

Даны характеристики стадий принятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ponyat_i_prinyat_svoego_rebenka.pptx867.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как понять и принять своего ребенка?» Работа с родителями детей с ОВЗ Педагог-психолог ГБДОУ№8 Красногвардейского р-на Астановская Е.Э.

Слайд 2

ГБДОУ №8 комбинированного вида Группы ТНР (3) Группа слабослышашие дети Группа ЗПР Группы со сложным дефектом (2) - Группы общеразвивающие (3)

Слайд 3

Основные направления работы педагога-психолога : Диагностическая работа Групповая коррекционно-развивающая работа Индивидуальная работа с детьми Консультирование родителей (групповые и индивидуальные) Консультирование педагогов

Слайд 4

Принятие — психологический термин, означающий признание реальности как она есть, в частности, принятие субъектом своего тела, черт характера, способностей как они есть, принятие особенностей других людей. Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер -Росс: 1) отрицание 2) гнев 3) торг или сделка 4) депрессия 5) принятие.

Слайд 5

На стадии отрицания у родителей наблюдается «психологическая глухота». Они ждут «волшебной таблетки» или чудо-специалиста, который сможет вывести их ребенка на результат. В стадии гнева попадают родители, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. В стадии «сделки», характерен следующий посыл: договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я буду помогать больным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем, какой вы классный специалист».

Слайд 6

В стадии депрессии , когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации развода. Родители, находящиеся на одной из вышеперечисленных стадий, очень трудно идут на взаимодействие с педагогами, и, тем самым, усложняют коррекционную работу.

Слайд 7

Почему важна поддержка семьи с детьми с ОВЗ? Во-первых, семья — важнейшая социальная среда для развития ребёнка. От благополучия семейной системы во многом зависит развитие ребёнка. Обстановка в семье напрямую влияет на его состояние. Во-вторых, родители, воспитывающие детей с особенностями развития, испытывают еще большую психоэмоциональную нагрузку и чаще подвержены стрессовым факторам, как внутренним, так и внешним. В-третьих, коррекция эмоциональной сферы родителей является приоритетным направлением поддержки семьи и влияет на состояние детей в силу специфики детско-родительских взаимоотношений . Чем спокойнее и увереннее родители, тем спокойнее и увереннее дети.

Слайд 8

Родители авторитарного типа. Им характерна активная жизненная позиция, они во всем стремятся руководствоваться своими собственными убеждениями.. Такие родители имеют устойчивое желание найти выход из создавшегося положения, справиться с проблемами и облегчить положение ребенка. Их усилия направлены на преодоление возникающих преград. Эти родители стремятся решать проблему в целом. Их цель: оздоровление, обучение и социальная адаптация ребенка. Однако такие родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не понимая его реальных возможностей , они склонны не замечать особенности развития своих детей. Они считают, что специалисты предъявляют к их ребенку завышенные требования.. Авторитарные родители склонны излишне опекать своих детей. Они часто не учитывают реальные интересы и потребности своих детей, т.к. привыкли прислушиваться только к своему собственному мнению. Исследования говорят о наличии трех типов родителей детей с ОВЗ .

Слайд 9

2 . Родители невротического типа Этому типу родителей присуща пассивная позиция, они склонны фиксироваться на отсутствии выхода из создавшегося положения. Самих себя подобные родители оправдывают тем, что у них нет указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать. Как и авторитарные родители, они бывают склонны к чрезмерной опеке. Часто непоследовательны во взаимоотношениях с ребенком, у них отсутствует необходимая требовательность, они склонны идти на уступки ребенку. Вследствие этого у них часто возникают трудности в вопросах послушания ребенка. Они склонны избегать трудных жизненных ситуаций и решений . По отношению к ребенку они демонстрируют повышенную тревожность. Подобная тревожность может передаваться ребенку, становясь причиной формирования у него невротических черт характера. Жизнь воспринимается ими как несчастливая, загубленная рождением ребенка с ОВЗ. Матери подобного типа ощущают себя не сумевшими реализоваться в семье и в профессии. Будущее ребенка представляется им бесперспективным и трагическим.

Слайд 10

3. Родители психосоматического типа У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первого, так и второго типа. Им свойственны более частые смены эмоциональных состояний: то радость, то депрессия. У некоторых из них хорошо заметна тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но они не устраивают скандалов и в большинстве случаев ведут себя корректно. Проблемы с ребенком, часто скрываемые от посторонних, переживаются ими изнутри. Такой тип реагирования на проблемы становится причиной расстройства здоровья и психики, возникающего как психосоматические нарушения. Матери подобного типа могут все свое время посвящать ребенку, максимально напрягая и изнуряя себя. Этим родителям свойственно жалеть ребенка и чрезмерно опекать. Т акже как и родители авторитарного типа, стремятся найти для своего ребенка лучших специалистов. В ряде случаев они сами становятся таковыми, активно участвуют в деятельности ДОУ , получают профессиональное образование, меняя профессию в соответствии с нуждами их ребенка.

Слайд 11

Эмоциональное выгорание родителей Мы привыкли к тому, что с эмоциональным выгоранием чаще всего сталкиваются работники социальных профессий ( учителя, педагоги). Оказывается, эмоциональному выгоранию подвержены и родители. Р одители, воспитывающие детей с ОВЗ, относятся к группе с высоким риском эмоционального выгорания, т.к. длительно находятся в ситуации стресса.

Слайд 12

Ф акторы, влияющие на родителей и повышающие риск выгорания Внешние: -Так сложилось, что люди с особенностями развития были всегда изолированы. Н е было информации о том, как жить с такими людьми. - Мифологизация. В обществе давно было принято считать, что родители детей с ОВЗ когда-то в чем-то провинились, и такой «тяжелый крест» дан им в наказание. -Смещение нормы к идеалу. Вокруг происходит пропаганда идеальной счастливой семьи. Ч асто родители винят себя в том, что обнаруживают какие-то отклонения в развитии у своих детей. - Жизнь в режиме подвига. Миф о том, что женщина должна быть сильной и вынести все испытания на своих плечах. - Неопределенность будущего

Слайд 13

Внутренние Симбиотическая связь родителя и ребенка. Особые дети требуют намного больше опеки и внимания. Порой это тормозит его развитие. Мало надежд на улучшение. Общее утомление Когда в семье рождается ребенок с особенностями, уровень переживания настолько высок, что специалисты даже сравнивают его с тем, который обычно испытывают родители, потерявшие ребенка. Одиночество как привычка. Если у родителей нет среды единомышленников, им тяжело справляться с проблемами.

Слайд 14

Цели и задачи организации психологической поддержки родителей в ДОУ Опыт положительного социального принятия, уважения, причастности к группе единомышленников (возможность побыть со «своими»)через ненасильственное общение (через работу ведущего). Ресурс через переживание успешности, социальности, через выход из роли мамы, через приятные сенсорные ощущения, вызвать ощущение удовлетворения, радости. Переживание в безопасной обстановке встречи со своими внутренними проблемами, получение опыта их успешного решения, позитив и практическая польза психотерапевтической работы. Установка «внутри так всё тяжело, что лучше это не трогать» трансформируется в другую: «психотерапия — это не страшно, это интересно, это помогает мне, я чувствую себя лучше, мне проще строить отношения со своим ребенком».

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»

Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....

Консультация для родителей " Дети на дороге"Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения...

Работа с родителями детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями  детей с ОВЗ по развитию когнитивной сферы ребенка.     Работе с родителями ...

Нетрадиционная форма работы с родителями. Круглый стол Тема: «Слова любви к своему ребенку».

Познакомить родителей с  формами проявления любви к своему ребёнку;   обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение. Заострить внимание на положительных моментах во...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как научить своего ребенка безопасному поведению?»

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Как научить своего ребенка безопасному поведению?» Цель: формировать у родителей представление о способах обучения безо...

Программа просвещения: "Как принять своего ребенка с ОВЗ"?

Данная программа может использоваться как педагогами, так и специалистами. В настоящее время остро стоит проблема с тревожностью родителей, имеющих детей с особенностями в развитии....

Принять своего ребенка таким, какой он есть

Консультация для родителей о принятии своего ребенка со всеми его особенностями...