Коррекционно-развивающая программа компонентов готовности к школе
рабочая программа по коррекционной педагогике

Воронина Карина Олеговна

Коррекционно-развивающая программа компонентов готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gotovnost_2.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа компонентов готовности к школе

Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г.  Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую актуальность.

Актуальность изучения психологической готовности детей к обучению в школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: вводятся новые требования к образовательным программам; все более высокие требования предъявляются к уровню развития детей, идущим в первый класс; изменяется сама структура образовательной деятельности в школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. 

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А. В. Запорожца. 

Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности ребенка к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.

В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки детей к школьному обучению: В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, и др.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование.

  1. Социально-психологическая готовность к школе:

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

  1. Интеллектуальная готовность:
  1. Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  2. Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  3. Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются дети с высокими интеллектуальными способностями, но с большими трудностями в поведении и общении.

  1. Психофизиологическая готовность:
  1. Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  2. Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
  3. Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Данная программа разработана в соответствии с возрастными особенностями ребенка подготовительной группы дошкольного учреждения

Цель: коррекция и развитие компонентов психологической готовности к школе.

Задачи:

  1. коррекция и развитие мотивационной готовности и внутренней позиции школьника;
  2. развитие саморегуляции;
  3. развитие вербального, невербального и ассоциативного компонентов мышления;
  4. развитие умения действовать по заданному образцу, соблюдать правила, выполнять инструкции взрослого;
  5. развитие моторики и графомоторных навыков.

В коррекционно-развивающей программе будут учитываться следующие принципы:

  1. Принцип системности задач. Данный принцип предполагает необходимость наличия в коррекционно-развивающей программе системы задач, направленных как на коррекцию, так и на развитие и профилактику, так как, согласно закону гетерохронного развития психические функции ребенка развиваются неравномерно.
  2. Принцип единства методов коррекции и диагностики. Предполагает коррекцию проблемных зон, выявленных с помощью проведенной диагностики.
  3. Деятельностный принцип коррекции и развития. Определяет, с помощью каких средств и способов будет достигаться цель коррекции и развития.
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Придерживаясь данного принципа появляется возможность наиболее оптимально и точно выстроить коррекционно-развивающую программу.
  5. Принцип комплексности методов воздействия. Предполагает многообразие использования методов воздействия на ребенка при коррекционно-развивающей работе.
  6. Принцип активного привлечения ближайшего окружения. Этот принцип актуален, так как развитие ребенка не проходит изолировано и включает в себя таких участников этого процесса, как родители и педагоги, поэтому существует необходимость их непосредственного участия при реализации коррекционно-развивающей программы.
  7. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Для данной программы были подобраны такие материалы, которые не будут давать эмоциональную нагрузку, которую не сможет выдержать ребенок данного возраста (см. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка). Также все методы, использованные в программе направлены на создание благоприятного эмоционального фона.

Проведение диагностики позволяет изучить компоненты психологической готовности к школе. На основе диагностического исследования разрабатывается программа коррекции и развития.

Форма работы: групповая.

Частота и продолжительность занятий: по принципу учета возрастных особенностей занятия с детьми старшего дошкольного возраста будут продолжительностью 30 минут (20 минут — основная часть, 10 минут — ритуалы приветствия/прощания, разминка, релаксационные упражнения). Программа состоит из 10 занятий. Рекомендуемая частота проведения коррекционно-развивающих занятий — 2 раза в неделю, в первой половине дня.

Используемые методы работы: коррекционные и развивающие игры и упражнения, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а также задействованы техники сказкотерапии и арт-терапии.

Материалы и оборудование: игрушка ежа, цветные и простые карандаши.

Предполагаемыми критериями эффективности могут являться повышение уровня мотивационной готовности, уровня развития невербального и ассоциативного компонентов мышления, также улучшение графомоторных навыков, умения действовать по правилу и образцу.

Тематический план коррекционно-развивающей программы

Содержание

Цель

Занятие 1

Упражнение «Где что было»

Упражнение Загадки

Упражнение Пальчиковая гимнастика

Упражнение Графический диктант

Развитие невербального, вербально-логического компонентов мышления, памяти, умения действовать по инструкции, графомоторных навыков

Занятие 2

Упражнение «Где что было»

Упражнение Графический диктант

Упражнение Ёж

Упражнение «Запоминай порядок»

Развитие невербального компонентов мышления, памяти, умения действовать по инструкции, графомоторных навыков, саморегуляции

Занятие 3

Упражнение «Угадай целое по частям»

Упражнение Штриховка

Игра «Летает  - не летает»

Упражнение Ребусы

Развитие невербального, ассоциативного, вербально-логического компонентов мышления, саморегуляции, умения действовать по инструкции, графомоторных навыков

Занятие 4

Упражнение Ребусы

Упражнение Штриховка

Игра «Нос – пол - потолок»

Упражнение «Третий лишний»

Развитие невербального, вербально-логического компонентов мышления, саморегуляции, умения действовать по инструкции, графомоторных навыков

Занятие 5

Упражнение Ребусы

Сказка «Создание Лесной школы"

Упражнение Рисуем в тетрадях

Развитие невербального, вербально-логического компонентов мышления, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.

Занятие 6

Упражнение «Деление целого на части»

Упражнение Рисуем в тетрадях

Упражнение Ребусы

Сказка «Букет для учителя»

Развитие невербального, вербально-логического компонентов мышления, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.

Занятие 7

Упражнение Рисуем в тетрадях

Игра «Сесть — встать»

Упражнение рисунок «Страхи в школе»

Сказка «Смешные страхи»

Развитие саморегуляции, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.

Занятие 8

Упражнение Рисуем в тетрадях

Сложи узор

Игра «Нос – пол — потолок»

Сказка «Игры в школе»

Развитие невербального компонента мышления, саморегуляции, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.

Занятие 9

Упражнение «Смысловой ряд» 

Упражнение Рисуем в тетрадях

Сказка «Школьные правила»

Упражнение рисуем школьные правила

Развитие вербально-логического компонента мышления, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.

Занятие 10

Штриховка

Игра «Для чего это нужно?»

Упражнение Рисуем в тетрадях

Игра «Четыре стихий»

Игра «Самый внимательный»

Развитие невербальнорго, ассоциативного, вербально-логического компонентов мышления, умения действовать по образцу, графомоторных навыков, мотивационной готовности к школе.


Занятие 1

  1. Упражнение Где что было"

Цель: развитие невербального мышления, памяти.

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

  1. Упражнение Загадки

Цель: развитие вербально-логического мышления.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт. (Школа)

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел... (звонок)

  1. Упражнение Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие моторики, разминка.

Ёжик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем гриб варил,

С этим братцем грушу ел,

С этим братцем песни пел.

Описание: дети рассказывают стишок и сгибают пальцы в кольцо. Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз - левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.

  1. Упражнение Графический диктант

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по инструкции

Занятие 2.

  1. Упражнение "Где что было" 

Цель: развитие невербального мышления, памяти.

  1. Упражнение Графический диктант

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по инструкции

  1. Упражнение Ёж

Цель: разминка, переключение деятельности.
Бежит, бежит по лесу Ёж.

По лесу Ёж бежит.

И знаю я, что этот Ёж

К нам скоро прибежит.

- бежит — изображение бега

- лес — руки вверх, качаем из стороны в сторону
- Ёж – две ладони складываем друг с другом, растопырив пальцы;
- знаю — палец к виску;
- я - ладонью показывают на себя, прижав ее к груди.
 

  1. Упражнение «Запоминай порядок»

Цель: развитие невербального мышления, памяти.

Оборудование: цветные картинки ежей. 
Описание: психолог показывает в руке 6-7 цветных ежей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. 

Занятие 3.

  1. Упражнение

Цель: развитие ассоциативного мышления

Описание: психолог называет признаки предмета. Дети должны догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет. 
Четыре ноги, спинка, сиденье (стул) 
Цифры, стрелки (часы) 
Буквы, картинки, листы (книга) 
Ствол, ветки, листья (дерево) 
Корень, стебель, листья, лепестки (цветок) 
Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор) 
Носик, ручка, крышка, электрический шнур (чайник) 
Лапы, хвост, ошейник (собака) 
Лапы, хвост, хобот (слон) 

  1. Упражнение Штриховка

Цель: развитие графомоторных навыков

Штрихование геометрических фигур в различных направлениях.

  1. Игра «Летает  - не летает»

Цель: развитие саморегуляции, умения действовать по правилу.

Описание: Дети должны отвечать и выполнять движения в соответствии со словами психолога.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» — и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…

  1. Упражнение Ребусы

Цель: развитие невербального и вербально-логического мышления

Занятие 4

  1. Упражнение Ребусы

Цель: развитие невербального и вербально-логического мышления

  1. Упражнение Штриховка

Цель: развитие графомоторных навыков

  1. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

Цель: развитие саморегуляции, умения действовать по правилу.

Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог.  Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять  только те команды, которые называет психолог.

  1. Упражнение «Третий лишний»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

Описание: Психолог называет первые три слова. Дети должны определить лишнее слово, назвать и объяснить свой ответ.

  1. Молоко, сок, хлеб
  2. Машина, лошадь, трамвай
  3. Шапка, платок, сапоги
  4. Роза, береза, елка
  5. Дождь, снег, река
  6. Врач, турист, шофер
  7. Тень, солнце, планета
  8. Мороз, вьюга, январь
  9. Камень, глина, стекло
  10. Дверь, ковер, окно
  11. Море, река, бассейн

Занятие 5

  1. Упражнение Ребусы

Цель: развитие невербального и вербально-логического мышления.

  1. Сказка «Создание Лесной школы"

Цель: развитие мотивационной готовности к школе.

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, его какой-то школьник принес для «живого уголка» еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, чувствовал теплые руки детей, получал от них вкусные угощенья...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился писать, считать, изучал разные предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Ну бегает Ежик, радуется жизни. А ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить всех своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу для зайчат, лисят, волчат, мышат и других зверей.

Еж-учитель готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники-книжки с картинками, которые помогут зверятам научиться писать и считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

— Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? — спросил у Сороки сторож Крот. — Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

— Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

— А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивлялся Крот.

— Эх ты, ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок, значит, пора на урок. А если во время урока звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! — затрещала Сорока.

— Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

— Да, только не побегут, а подойдут к столикам, в ожидании учителя, — ответила Сорока.

— Это верно! — подхватил Еж. — Именно так делают настоящие школьники.

— Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? — заволновался Крот.

— Придут в школу и узнают! — вновь затрещала Сорока.

— Да, — подтвердил Еж, — узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и зашелестели желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

Пора, пора! — объявляет всему лесу клен.

В школу, в школу! — шепчет березка.

Вопросы:

О чем мечтал Ежик, когда вырастет?

Что Сорока принесла в Лесную школу? Как поступают настоящие школьники, когда звенит звонок?

  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по образцу

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.


Занятие 6

  1. Упражнение «Деление целого на части»

Назвать ребенку слова (например: дуб, лиса, ромашка, лес, машина, кукла, пчела)

Задание ребенку: «Выбери любое слово (предмет). Теперь подели этот предмет на части. Например, дуб – целое, а части – ствол, ветви, сучья, листья и т.д.»

  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях. 

  1. Упражнение Ребусы

Цель: развитие невербального и вербально-логического мышления

  1. Сказка «Букет для учителя»

Цель: развитие мотивационной готовности к школе.

В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. «Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник», — ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: «Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!»

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники собирали в лесу букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

— Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь? — волновался за подружку Лисенок.

— Не знаю, — ответила Белочка, — я действительно не могу усидеть на месте.

— Ничего, — успокоил ее Зайчонок, — там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

— Перемены? — удивился Волчонок. — А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

— Это правильно! — поддержал друга Медвежонок. — Для этого мы в школу-то и идем.

— Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, — объяснял Зайчонок, — поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

— Поживем – увидим, — проворчал Медвежонок, — а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы учителю Ежу понравились.

— А какой он — учитель? — поинтересовалась Белочка. — Добрый он или злой?

— Не знаю... — размышлял Волчонок. — Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы многое знал и умел.

— А я хочу, чтобы добрым был, — продолжала Белочка, – чтобы все разрешал.

— Представь себе, что тогда за уроки будут! — удивился Лисенок. — Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть!

Все ребята-зверята дружно засмеялись.

— Мне хотелось бы, чтобы учитель был добрый, но строгий и справедливый, чтобы смог понять и простить, помочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, — закончила свои рассуждения Белочка.

— Да, это было бы хорошо... — подтвердил Медвежонок.

— А мне кажется, что каждый из нас мечтает о своем учителе, — тихо произнес Зайчонок.

— Ты что-то загрустил, Зайчонок. Боишься? — удивился Волчонок. — Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный!

— А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! — воскликнула Белочка.

— Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! — обрадовался Лисенок.

Наверное, нашему учителю будет очень приятно! — подумали завтрашние первоклассники.

Вопросы:

Как нужно идти в школу?

Для чего нужно ходить в школу?

Для чего в школе есть перемены?

Занятие 7

  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по образцу

  1. Игра «Сесть - встать» (развитие внимания)

Цель: развитие саморегуляции, умения действовать по правилу.

  1. Упражнение рисунок «Страхи в школе»

Цель: узнать страхи ребенка, связанные со школой, попытаться их разрешить.

Ребенку предлагается нарисовать то, что больше всего его пугает в школе. Далее предлагаем ребенку дорисовать страх так, чтобы получилась смешная картинка.

  1. Сказка «Смешные страхи»

Цель: развитие мотивационной готовности к школе.

Наступило первое сентября. Каждому ученику эта дата понятна и ясна — идем дружно в школу! А для первоклассников — это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, теплый ветерок подгонял их в пути. Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

Около школы их встречал учитель Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. «Спасибо! — произнес учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

Сорока шумно приветствовала учеников звонком, эхо от которого разлетелось по всему лесу.

— Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! — торжественно произнес Еж.

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

— На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, — спокойно произнес Еж. — Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься.

Каждый из учеников рассказал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что одни дрожащие ушки выглядывали. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

— А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? — прозвучало над заячьим ушком.

— Я? Не-не-не знаю! — дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

— Кто тебя так напугал? — забеспокоился учитель.

— Бра-братишка... — ответил Зайчонок. — он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать палками и хворостинками.

Все первоклассники рассмеялись.

— А что еще рассказывал твой братишка про школу? — продолжал спрашивать Еж.

— Он говорил... — уже смелее произнес Зайчик, — что у вас очень острые иголки и что непослушных учеников вы больно ими колете.

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

— Да, твой братишка — фантазер! — с улыбкой ответил учитель. — Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

— Наверное... — уже спокойно отвечал Зайчонок, — еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

— А ты любишь бегать и прыгать? — уточнил учитель.

— Очень! — радостно отвечал Зайчонок.

— Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать игры для отдыха.

После этих слов учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор, отдохнуть.

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Вопросы:

Что за дата 1 сентября?

Расскажите чем вы любите заниматься?

Для чего братишка зайца его напугал? Действительно ли в школе может быть так страшно?

Занятие 8


  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Цель: развитие графомоторных навыков

  1. Сложи узор

Цель: развитие невербального мышления.

  1. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

Цель: развитие саморегуляции, умения действовать по правилу.

  1. Сказка «Игры в школе»

Цель: развитие мотивационной готовности к школе.

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

— Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.

— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело.

Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

— Да, повеселились... — спокойно произнес Еж. — А звонок на урок уже прозвенел!

— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.

— И я не слышала... — прошептала Белочка.

— Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель.

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

— Что у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Еж.

— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

— Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

— Нет! — призналась Белочка. — Не слышала...

— А что же ты делала? — поинтересовался Еж.

— Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.

— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Еж ко всему классу.

Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? — продолжал учитель.

Спросить у детей как они думают.

— Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

Можно, — согласился Еж, — но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

Спросить у детей как они думают.

— Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

— Больно ушибутся или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.

— Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — помогал ребятам Еж.

— Это точно, — согласились Волчонок и Белочка. — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

— Можно ли играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.

— Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял учитель.

— А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? — предложил Заяц.

— И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисенок.

Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил учитель, — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

Спросить у детей как они думают.

— На уроке не играют, а учатся! — важно произнес Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

— Правильно, Медвежонок! — согласился Еж, — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

— Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

— Конечно, мы тебя прощаем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так прошел первый день в Лесной школе.

Вопросы:

Вы запомнили где в школе можно прыгать и бегать?

Занятие 9

  1. Упражнение «Смысловой ряд» 

Цель: развитие вербально-логического мышления.
Какое будет четвертое слово: 
Лиса – нора, медведь - ...(берлога) 
Больница – лечение, школа - ...(обучение) 
Сахар – сладкий, лимон - ...(кислый) 
Рыба – вода, птица - ...(небо) 
Утка – утенок, курица - ...(цыпленок) 
Птицы – перья, звери - ...(шерсть) 
Осень – зима, дождь - ...(снег) 
Тепло – вода, морозно - ...(лед)

  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по образцу

  1. Сказка «Школьные правила»

Цель: развитие мотивационной готовности к школе.

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

Спросить у детей как они думают.

— Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

— А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

— «Правило» — значит делать правильно! — подвел итог Медвежонок.

Молодцы! — похвалил всех учитель, — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

Спросить у детей как они думают.

— Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, — улыбаясь, произнес Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

— И неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.

— Неприятности никто не любит, — подтвердил учитель. — Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

— Как у вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

— А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?

— Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

— Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! — обрадовался Лисенок.

В школе «Здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд!

— Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

— Можно я попробую? — предложил Зайчонок.

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд,

Ждут учителя, стоят!

— Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

— Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Когда хочешь отвечать

Или важное сказать.

— Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

— Это легко! — воскликнул Волчонок,

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

— Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

— Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

— Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

Вопросы:

Какие школьные правила вы запомнили?

  1. Упражнение рисуем школьные правила

Цель: развитие мотивационной готовности к школе, закрепление понятий школьных правил.


Занятие 10

  1. Штриховка

Цель: развитие графомоторных навыков

  1. Игра «Для чего это нужно?»

Цель: развитие вербально-логического мышления.

  1. Упражнение Рисуем в тетрадях

Цель: развитие графомоторных навыков, умения действовать по образцу

  1. Игра «Четыре стихий»

Цель: развитие саморегуляции, умения действовать по правилу.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля»— руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Инструкция: «Если я скажу слово «земля», нужно опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» —поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

  1. Игра «Самый внимательный»

Цель: развитие невербального и ассоциативного мышления, памяти.

Описание. Дети в течение минуты рассматривают все вокруг. Затем закрывают глаза и отвечают на вопросы психолога.

- Какого цвета стены в группе?

-Сколько светильников на потолке?

-Сколько столов в группе?

- и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент готовности к школе».

  Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуально...

Компоненты готовности к школе.

Ребенок поступает в первый класс, как правило приходит в незнакомый коллектив. Ему прийдется не только осваивать новый материал, но осваивать новые компоненты взаимодествия в коллективе. здесь скваютс...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...