ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Заикина Ольга Владимировна

Данная программа разработана на основе Системы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе Ю. В. Останковой. Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_k_shkole.docx337.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                  Директор МОУ «Румянцевская СОШ»

                                                                                                                                                 ______________________ О.А. Зайцева

                                                                                                                                                «___»______________ 2022 год

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Составитель: педагог-психолог

Дошкольного отделения №44 МОУ «Румянцевская СОШ»

Заикина Ольга Владимировна

Пояснительная записка

        Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.

        Данная программа разработана на основе Системы коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе Ю. В. Останковой. Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Цель программы – подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Профилактика и коррекция нарушений зрения, осанки и физического самочувствия детей.

Этапы работы:

- диагностика показателей готовности ребенка к школе;

- прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- построение системы собственно коррекционно-развивающей работы с ребенком-дошкольником.

Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - групповая.

Группа состоит из 4-6 детей.

Занятия с детьми проводятся 1-2 раза в неделю. Всего 12 занятий по 25 - 35 минут.

Структура развивающих занятий

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

  1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
  2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
  3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
  4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
  5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
  6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. Улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

ЗАНЯТИЕ 1

1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание:

одеяло, мёд, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец

2. Игра «Какой фигуры не стало?» (на развитие зрительной памяти и внимания).

Выставляются карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают порядок их расставления. Затем одна фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало.

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

4.Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками фигуры: круги, квадраты, треугольники.

Педагог показывает на доске, как это делается, а затем дети приступают к самостоятельному выполнению задания.

5. Рисование графического узора под диктовку.

Задание направлено на развитие слухового и зрительного анализаторов, мелких мышц руки, пространственной, количественной ориентации; развитие мыслительных процессов; формирование умения действовать по правилу, организованности и самостоятельности.

На первом занятии это задание объясняется подробно.

Педагог. С сегодняшнего дня мы начинаем рисовать в тетради узоры под диктовку. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону провести прямую линию. Проводите только те линии, которые я вам буду диктовать. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая ручки от тетради.

Теперь поставьте карандаш на точку. Приготовились, внимание! Одна клеточка вверх, две клеточки вправо, одна клеточка вниз, две клеточки вправо. Дальше продолжите узор самостоятельно.

6. Пальчиковая гимнастика «Разминка».

Направлена на развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма. Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а в завершении - двумя руками вместе.

Ты, утенок не пищи!        Сжимать  в  кулачки  и разжимать

Лучше маму поищи.                    пальцы сразу двух рук.

Л. Савина

  1. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).

ЗАНЯТИЕ 2

  1. Упражнение на развитие зрительной памяти.

На карточке изображены предметы: елка, телевизор, рыбка, книга «Сказки», пароход. В течение 10 минут детям необходимо посмотреть на картинку, а затем назвать все предметы.

  1. Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.

Задание 1. Воспроизвести слова.

Задание 2. Назвать слова одним словом.

  1. Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).

Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо. Варианты предлагаемой серии картинок:

пирамидка - матрешка - портфель - кукла;

сосиски - печенье - тарелка - сыр;

чайник - кружка - колбаса - кастрюля;

кепка - шапка - шляпа - тапочки;

перчатки - ботинки - сапоги - туфли;

муха - воробей - стрекоза — кузнечик; мандарины - бананы - помидоры - лимоны; машина - троллейбус - самолет - скакалка; синичка - индюк - гусь - петух;

пенал - тетрадь - карандаш - юла;

сом - щука - жук - окунь; куртка - полотенце - платье - костюм.

  1. Дыхательное упражнение

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

  1. Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два квадрата и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

  1. Рисование графического узора под диктовку

  1. Пальчиковая гимнастика

Вот дедушка,        Поочередно   пригибать   пальчики   к

Вот бабушка,        ладошке начиная с большого, а со слов

Вот папочка,        «А вот и вся семья» второй рукой

Вот мамочка,        охватывать весь кулачок.

Вот деточка моя.

А вот и вся семья.        

  1. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голоду вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.

И. п. - сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.

ЗАНЯТИЕ 3

1. Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления.

Детям раздается круг, разделенный на части. Им предлагают его собрать. По окончании времени, отведенного на выполнение задания, всем детям независимо от выполнения показывается схема-образец. Теперь нужно разломать собранные детали круга и собрать его с закрытыми глазами. То же самое нужно выполнить с квадратом и треугольником. После выполнения всех заданий у детей можно спросить: «Какую фигуру вам было легче и быстрее собирать?».

Образцы деления фигур на части:

2.        Игра на развитие осязательной памяти.

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры в определенном порядке: круг, треугольник, квадрат, полукруг, прямоугольник.

Затем у ребенка спрашивают, какая фигура была первая, какая -вторая и т. д. У следующего ребенка порядок предъявления фигур меняется. Например: треугольник, полукруг, круг, квадрат, прямоугольник.

  1. Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).

Детям предлагают запомнить лист. Далее этот лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.

4. Упражнение на развитие слуховой памяти.

Послушайте стихотворение «Еще раз про осень» М. Ходякова.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.

- Расскажите, как про осень сказал поэт.

  1. Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

  1. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Двумя руками одновременно нарисовать в тетради солнышко с облачком по образцу:

7. Графический диктант

  1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Т. Сикачева

  1. Упражнения для профилактики нарушений зрения.

И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды. Поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку.

И. п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

ЗАНЯТИЕ 4

1.        Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу).

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

2.        Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника».

После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.

3.        Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Запомните, пожалуйста, эти слова:

праздник - подарок;        дом - окно;

лимонад прохлада;        будка ~ собака;

стол - пирог;        блины - сковородка;

шапка — шарф;        печь - дрова;

ваза-цветок;        пылесос - уборка;

пчела-мед;        город-улица.

4.        Энергетическое упражнение «Точки мозга».

Одну руку положить на пупок, а другой массировать точки, которые расположены под ключицей, с правой и левой сторон груди. Теперь нужно представить, что на носу кисточка, и мы ею рисуем на потолке две горизонтальные восьмерки.

5.        Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими руками сразу.

6.        Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

7. Графический диктант.

  1. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Л. Савина

  1. Профилактика нарушений зрения.

Нарисовать глазами в воздухе 3 горизонтальных восьмерки.

ЗАНЯТИЕ 5

  1. Упражнения на расслабление и концентрацию

Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Повторить 3 раза.

То же проделать с ногами. Повторить 3 раза.

Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке, 3 - против.

Зажмурить левый глаз, правым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3 - по часовой.

  1. Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления.

Детям предлагают послушать 10 слов, к которым необходимо придумать связанные с ними по смыслу слова: лопата (работа, копать); письмо (писать, получать); мел (доска, рисунки); гриб (лес, осень); кот (Мурзик, животное); мороз (холод, снег); лодка (плыть); хлеб (свежий, черствый); мех (пушистый, натуральный), стул (мягкий, удобный).

3.        Упражнение на развитие знаково-символической функции памяти.

Детям предлагают запомнить символы, изображенные на кар-

точках. К каждому знаку-символу нужно запомнить слово, обозначающее этот знак.

4. Игра «Сравни и заполни» (на развитие мышления и закрепление представлений о геометрических фигурах).

Детям предлагают рассмотреть табличку с изображением геометрических фигур. Необходимо найти закономерность в расположении этих фигур и назвать фигуру, которая должна быть расположена в пустой клеточке со знаком вопроса.

5. Упражнение «Назови одним словом».

Варианты  групп слов:

тарелки - стаканы - чашки (посуда); стол - стул- диван (мебель);

рубашка - брюки - платье (одежда); сапоги - валенки - туфли (обувь);

суп - каша - кисель (еда); одуванчик - роза - ромашка (цветы); береза - елка - сосна (деревья); гусь - воробей - голубь (птицы); карась - щука - окунь (рыбы); малина - клубника - смородина (ягода); морковь - капуста - свекла (овощи); яблоки - груши - мандарины (фрукты).

6.        Упражнение «Художники».

Представим, что на носу у нас кисточки. Нарисуем ими на потолке два кружочка.

7.        Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно два круга и заштриховать их вертикальными линиями.

8. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!                                           Пальцами правой руки по очереди здороваться

Здравствуй, небо голубое!                            с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, вольный ветерок!                                                                                                  Т. Сикачева

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!            

ЗАНЯТИЕ 6

1.        Упражнение на развитие речи, мышления и воображения.

-        Отгадайте загадку:

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ... (зима).

К нам пришла зима сама!

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лед, снежки,

Санки, лыжи и коньки!

- А что еще принесла с собой зима? (Праздники, подарки, елки, развлечения, морозы и т. д.)

- Придумайте имя зиме. (Красавица, матушка, хрусталинка, метелица и др.) Она какая? (Хрустальная, снежная, холодная, метельная, вьюжная, сказочная, волшебная, морозная и т. д.)

- Вы видели, как падает снег? Какого он цвета? Всегда ли он белый? (Искрящийся, золотой, голубой, серебристый, блестящий.)

- Вы помните, как снег хрустит под вашими ногами? Как можно еще сказать? (Скрипит, трещит, поет, жалуется и т. д.)

2.        Игра «Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности).

Детям предлагают демонстрационный материал форматом A3 (рис. 1).

Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:

  • Сколько полок в магазине?
  • Что находится на нижней полке, средней, верхней?
  • На какой полке стоят чашки?        
  • Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?
  • На какой полке они стоят?
  • Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?
  • На какой полке они стоят?
  • Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?
  • Слева от кувшина, справа от кувшина?
  • Слева от стакана, справа от стакана?
  • Что стоит между маленькими и большими мячами?

Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил

своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом A3, рис.2

 На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал, рис. 3. Что купил Заяц?

4. Игра «Витрина магазина» (на развитие объема внимания и наблюдательности).

Под Новый год мама со своим сыном решили сделать покупки. Проходя мимо кондитерского магазина, они увидели на его витрине очень красивые конфеты, которые были выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик решил выбрать ту, в которой больше конфет. Как вы думаете, какую коробку выбрал мальчик? Как можно проверить правильность выбора?

Посмотрите еще раз на рисунок и скажите, почему на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.

5.        

Дыхательное упражнение «Певец».

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

  1. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать двумя руками одновременно две елочки.

7. Графический диктант.

  1. Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашку не ест.

Молоко не пьёт,

Забодаю, забодаю!...

Пальцы рук поджать,  только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!...» «козу» напускать на ребёнка.

Народная потешка

ЗАНЯТИЕ 7

1. Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти.

Детей просят запомнить слова с помощью пиктограмм - схематично изображенных предметов или деталей предметов, логически связанных с конкретными словами.

2. Игра «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти).

Сделайте сами рисунки-пиктограммы для каждого запоминаемого слова: лиса, врач, солнце, ночь, туфли, собака, жвачка.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления).

У педагога набор предметных картинок (автобус, мяч, ромашка, озеро, мышь, резиновые сапоги, эскимо, и т.д.). Вызывается один ребенок. Ему предлагают одна из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками. Например, кастрюля - то, в чем варят суп.

4. Игра «Магазин» (на развитие умения классифицировать).

На наборное полотно выставляются 8 плоскостных кувшинов,

раскрашенных по-разному (крапинками, полосками, звездочками, цветочками), три из которых имеют одну ручку, а пять - без ручек).

Детям рассказывается о том, что в магазин привезли 8 красивых кувшинов. Все они разной окраски и разной формы. Как продавцу расставить кувшины на двух полках так, чтобы разделить их по какому-нибудь признаку?

После того как дети справятся с заданием, им предлагают расставить кувшины на 4 полки по другому признаку.

5.        Дыхательное упражнение.

Вдох, пауза, выдох, пауза. Выполнение дыхательных упражнений будет более эффективным, если использовать образное представление (подключение правого полушария). Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, «расположившегося» в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы оттягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

6.        Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно два грибочка..

  1. Пальчиковая гимнастика «Черепашка».

- Ножка, ножка, поскорей        Подушечками пальцев и нижней частью

Двигай домик мой сильней.     ладошки прикасаться к столу,

образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Л. Савина

10. Профилактика нарушений зрения.

«Стрельба» глазами вправо-влево, вверх-вниз. Повторить 2-3 раза.

ЗАНЯТИЕ 8

1.        Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

Подбери слова-признаки к каждому слову:

холод (зимний);

стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);

вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);

снег (пушистый, искристый);        

дым (густой, черный, серый);

луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);

трава (зеленая, весенняя);

день (солнечный, ясный, короткий, длинный);

окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);

крик (громкий, зверский, детский);

2.        Упражнение на развитие зрительной памяти.

Дети должны запомнить 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.

Затем детям предлагают точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.

3. Упражнение на развитие сообразительности.

Сейчас я хотела бы прочесть вам известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась.

«Жи.. бы., де.. и ба.. . И бы., у ни.. Ку.. Ря.. . Сне.. Ку.. Ря.. я.., но не про.., а зо.. . Де.. би.. би.. не ра.. . Ба.. би.. би.. не ра.. . Мы., бе.., хво.. ма.., я., упа.. и ра.. . Де.. пла.., ба.. пла.., а Ку.. ку.. . Не пла.., ба.., не пла.., де.., я сне., ва.. я.., не зо.., а про...

Как называется сказка? («Курочка Ряба».)

4. Игра «Колумбово яйцо» (на развитие мышления). Давайте попробуем восстановить разбитое яичко. У каждого из вас есть осколки от «волшебного яйца» и чертеж, по которому можно правильно и точно сложить яйцо.

5.        Игра «Назови детенышей домашних животных» (на развитие речи).

Ребята, закончите предложения по образцу: у кошки - котенок;

у собаки - щенок;        у курицы - цыпленок;

у коня - жеребенок;        у свиньи - поросенок;

у коровы - теленок;        у утки -утенок;

у овцы - ягненок;        у козы - козленок.

6.        Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе».
Согните руки в локтях, кисти на уровне груди. Поочередно прижимайте все пальцы к большому и в ритм произносите:

Куры, гуси, да индюшки        Закусили лебедой,

Наклевались все петрушки        Побежали за водой.

7.        Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради птицу по образцу

  1. Графический диктант

9. Профилактика нарушений зрения.

Нарисовать в воздухе глазами геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

ЗАНЯТИЕ 9

1. Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов.

Сегодня будем учиться запоминать стихи с помощью пиктограмм.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. С. Пушкин

2. Упражнение «Разрезные предложения» (на развитие мышления и памяти).

Несколько коротких предложений оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения:

Барабан висел на стене.        В комнате очень жарко.

Пчела села на цветок.        Лучший отдых - сон.

Грязь - причина болезней.        Волгоград - город-герой.

Девятое мая -День Победы.   Железо и золото - металлы.

Восход солнца в горах.        Россия - великая держава.

В лесу произошел пожар.        Мальчик принес книгу.

Сейчас я буду называть вам только одну часть предложения, а вы дополните его второй частью: барабан; села на цветок; грязь; девятое мая; в горах; произошел пожар; в комнате; сон; Волгоград; железо и золото; Россия; принес книгу.

3. Игра «Определения» (на развитие речи и вербального мышления.

У педагога набор предметных картинок: эскимо, машина, собака, барабан, щетка, ель, йод, жираф, дом, утка. Вызывается один ребенок. Ему предлагают одну из картинок. Ребенок должен рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя только называть свое слово и жестикулировать руками.

4. Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради. Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

  1. Упражнение «Ухо - нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять местами положение рук с точностью до наоборот.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Г.

  1. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать двумя руками одновременно букву Г.

  1. Графический диктант.

9. Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь».

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками сразу. Можно помогать себе шепотом: «Кулак - ребро - ладонь».

10. Профилактика нарушений зрения.

Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем левым букву Г.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Игра на развитие внимания.

Детям предлагают 6 картинок. Время предъявления одной картинки - 3 секунды. Дети по очереди воспроизводят их в тетради.

Правильность выполнения задания можно проверить, выполняя рисунки на доске.

2. Упражнение на развитие слуховой и зрительно-ассоциативной памяти.

Послушайте рассказ, глядя на рисунки. Потом мы перескажем то, что запомнили, с помощью этих рисунков.

ГАЛКА И ГОЛУБЬ

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда ее прогнали.

Она вернулась, было, к галкам, но те ее тоже не приняли.

  1. Игра на развитие воображения «Что это?».

Назовите, что может сочетать два признака.

Яркий, желтый (свет, солнце, лампа).

Пушистый, зеленый (свитер, трава, игрушка, одеяло).

Прозрачный, голубой (шарф, платок, небо, воздух).

Сильный, добрый (человек, богатырь, папа).

Звонкий, громкий (плач, крик, голос, песня).

Сладкий, легкий (поп-корн, вата, сон).

4. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-'ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ма-мо-му-мы-мэ (па-по-пу-пы-пэ).

5. Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Е.

6. Графический диктант.

7. Пальчиковая гимнастика «Кулак - ребро - ладонь».

Детям показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе со взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками сразу. Можно помогать себе шепотом: «Кулак - ребро - ладонь».

8. Профилактика нарушений зрения.

Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем левым букву Е.

ЗАНЯТИЕ 11

1. Игра «Внимание».

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.

2. Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов.

Запомните следующие слова: гриб, самолет, жук, земляника, заяц, подсолнух, петух, шары, ворона, варежка, веник, собака, огурцы, морковь, курица. Назовите все слова, которые запомнили.

Для того чтобы запоминать слова по-порядку, нужно представить себе, что слова - это персонажи каких-то историй. Вот слова, которые нужно запомнить: верблюд, журнал, ветер, гвоздика, ночь

шляпа. Представьте себе маленький фильм, в котором участвуют слова-образы: «Я вижу, как по пустыне идет верблюд. Он находит журнал и начинает его рассматривать. Ветер переворачивает страницу, а там нарисована большая красивая гвоздика. Я вижу, как начинает быстро темнеть, и наступает ночь. Верблюд укладывается спать и ему снится шляпа».

Когда нужно вспомнить слова, лучше закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз, стараясь представить так ясно, как будто видишь его на самом деле. Слова вспоминаются по порядку сами собой.  Запомним таким образом слова: цирк, ракушка, фонтан, груша, принцесса, автобус. Начнем вместе: «Мы сидим в цирке. На арене лежит большая ракушка. Вдруг из нее начинает бить фонтан». Дальше придумайте сами и запомните свой фильм.

3. Упражнение на развитие мышления.

Определите, какие фигуры пропущены в каждом ряду.    

  1. Упражнение «Ухо - нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять местами положение рук с точностью до наоборот.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы М.

  1. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать двумя руками одновременно букву М.

  1. Графический диктант.

10.        Профилактика нарушений зрения.

Написать глазами в воздухе сначала правым глазом, затем левым букву М.        

ЗАНЯТИЕ 12

1. Игра «Внимание».

Детям предлагают внимательно посмотреть на карточку с фигурами и знаками. Через 3 секунды карточка убирается, а дети должны зарисовать в тетради то, что запомнили. После проверочного воспроизведения на доске детям предлагают еще одну карточку для запоминания и воспроизведения.

2. Упражнение на развитие опосредованного запоминания на материале стихов.

- Сегодня попробуем запомнить стихотворение с помощью рисунков, которые я буду рисовать на доске. Начали!

МЕДВЕДЬ

Как, под горкой - снег, снег.

И на горке снег, снег.

Как под елкой - снег, снег.

И на елке снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише! Тише! Не шуметь!

И. Токмакова

3.        Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире.

3 а д а н и е. Назови профессии.

Кто учит детей? Кто лечит людей?

Кто воспитывает детей в детском саду? Кто строит дома?

Кто людям волосы подстригает? Кто водит автомобили?

Кто управляет пароходом? Кто управляет самолетом?

Кто людям газеты и письма разносит? Кто играет в театре?

Кто стоит за прилавком? Кто пишет картины?

Кто стихи пишет? Кто продает лекарства в аптеке?

4.        Игра на развитие внимания.

Детям предлагают прослушать слова; как только они услышат название игрушки - нужно хлопнуть в ладоши, название фрукта - поднять руки вверх.

Дерево, мячик, книга, яблоко, юла, сумка, роза, апельсин, пирамидка, бабочка, чай, погремушка, цветок, солнце, кукла, ваза, воробей, утюг, мозаика, шапка, яблоко, медведь, виноград, кубики, подушка, курица, арбуз, сапоги, неваляшка, река, облако, трава матрешка.

  1. Дыхательное упражнение «Певец»

Глубокий вдох. Руки при этом медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе.

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опускаем.

Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

Медленный глубокий вдох. Руки при этом поднять до уровня груди. Задержка дыхания.

Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.

  1. Симметричные рисунки.

Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно две буквы Н.

  1. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать в тетради двумя руками одновременно букву Н.

  1. Графический диктант.

9. Профилактика нарушений зрения.

Написать словами в воздухе сначала правым глазом, затем левым букву Н.

Используемая литература

1. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 130 с. ISBN 5-7057-1001-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

комплекс коррекционно-развивающих упражнений для подготовки детей к школе

комплекс предназначен для педагогов и психологов для работы с детьми подготовительной группы по подготовке к школе....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.

Формы организации занятий.Педагог организует работу детей по подгруппам 6–8 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможносте...

"Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе"

В данной статье представлены  игровые упражнения для развития у дошкольников памяти, внимания, образно-логического мышления и другие психические процессы, необходимые для учебной деятельности в д...

Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к школе.

Занятие с подготовительной группой по подготовке к школе. Формирование познавательной активности, профилактика нарушений зрения и осанки, организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, ...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе.

Проблема подготовки детей к школе по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же поступающих в перв...