"Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе"
статья (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

В данной статье представлены  игровые упражнения для развития у дошкольников памяти, внимания, образно-логического мышления и другие психические процессы, необходимые для учебной деятельности в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_k_portfolio.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающих занятий

по подготовке детей к школе

О.М. Ниязова,  педагог дополнительного образования

МБДОУ «Панаевский детский сад

общеразвивающего вида

«Красная шапочка», 2022г

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками. И нередко бывает такое, что ребёнок начинает отставать в учёбе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Родители недоумевают: «Как так? Он же умеет у меня читать, писать, считать! Я же столько с ним занималась!» Вот здесь и прослеживается противоречие: умеет, но не хочет; знает, но не справляется. Почему? Ответ на этот вопрос показывает актуальность данной темы. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в 1 класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи педагога, психолога, целью которой является профилактика школьной дезадаптации.  

   В познавательной деятельности человека, ведущую роль  играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

   Цель моей работы -  вывести формирование познавательных психических процессов у детей на оптимальный уровень развития, необходимый при подготовке к школе. Эту цель помогут реализовать следующие задачи: преодоление у детей недоразвития некоторых психических функций, то есть коррекция зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха и восприятия, мышления: логического и ассоциативного, памяти –это одна из основных задач,  которые я поставила перед собой для того, чтобы  развивать в ребёнке любознательность, активность,  желание учиться и познавать новое, формируя при этом мотивацию к сохранению своего здоровья и мотивацию к обучению.   Каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.

А период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребёнка, идёт активное развитие его познавательных возможностей. Так как игровая методика обучения  является важным условием и средством обучения детей дошкольного возраста, то та система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе, которую я использую, применяю в своей работе,  происходит не в традиционной форме, а в игре.

   Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.  

   Каждая  моя встреча с детьми - это игры, в которые играют и взрослые, и дети. Поэтому они интересны и в подготовке, и в проведении и действительно развивают каждого, а главное – очень нравятся детям. Я убедилась на собственном опыте, что только на эмоциональном  подъёме, только играя, и только с детьми в едином целом можно добиться положительных результатов, не забывая про возрастные особенности и  индивидуальные возможности ребёнка.  

   Применяемые мною игры и упражнения  я систематизировала, скорректировала и  составила картотеку   коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников, кроме того,  данные игры, упражнения можно включать в  « Индивидуальный образовательный маршрут ребенка».

   Упражнение на развитие зрительной памяти. Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок. Например: ножницы, утка, дом, лампа, машина, тапочки, груша, кот, ручка, щетка.
 Игра «Какой фигуры не стало?». Выставляются карточки с изображением геометрических фигур разного цвета. Например: квадрат - красный, круг - зеленый, треугольник - желтый, ромб - оранжевый, овал - голубой, прямоугольник - синий, трапеция - фиолетовая. Дети запоминают порядок их расстановки. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.

Игра «Стираем и сушим белье» 

простыня,        салфетка ,  наволочка , панамка,         полотенце, колготки
варежки,        занавеска,        юбочка,    скатерть - эти предметы представлены в форме геометрических фигур, задача детей запомнить и назвать под каким предметом.         
Игра «Осенние  листья» 
Детям предлагают запомнить лист. Далее этот лист надо закрыть
и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.
 Игра «Фрукты»

Детям предлагают для запоминания карточка с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором. Затем детям предъявляется карточка с изображением пустых тарелочек, а детям нужно назвать, какой фрукт лежит в каждой тарелочке.

Упражнение на развитие слуховой памяти.

  1. С установкой на запоминание детям зачитываются слова: тетрадь, книга, рюкзак, линейка, пенал, карандаш, ручка, альбом.
    Задание 1. Воспроизвести слова. Задание 2. Назвать слова одним словом.
  2. Детям предлагают внимательно послушать стихотворение.
    Хозяйка однажды с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла:  морковку, картошку, капусту, горох, петрушку и свёклу. ОХ!      
     - Какие овощи принесла с базара хозяйка? Повторите стихотворение.
  3. Детям зачитываются слова с установкой на запоминание: одеяло, мёд, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

Игра «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).
Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить. Например: курица - гусь - утка -яйцо.

Варианты предлагаемой серии картинок:

 пирамидка - матрешка - портфель - кукла;

сосиски - печенье - тарелка - сыр;

чайник - кружка - колбаса - кастрюля;

кепка - шапка - шляпа - тапочки;

 перчатки - ботинки - сапоги - туфли;

 муха - воробей - стрекоза — кузнечик;

мандарины - бананы - помидоры - лимоны;

машина - троллейбус - самолет - скакалка;

синичка - индюк - гусь - петух;

пенал - тетрадь - карандаш - юла;

сом - щука - жук - окунь;

куртка - полотенце - платье - костюм.
 Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания). Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.

Игры на развитие слуховой памяти, речи и мышления.

  • С установкой на запоминание детям предлагаются следующие слова: сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка. Задание 1. Воспроизвести слова. Задание 2. Детям предлагают ответить на вопросы: «Что общего у этих слов? Чем они похожи?»
    Задание 3. Придумать слова, которые начинаются с буквы «с».
  • Запомнить слова:  облако,  окно,  огород,  орех,  окунь,  осень, огонь.
    Задание: Назови слова. Что общего у этих слов? Чем они похожи?
     Придумайте слова, начинающиеся на букву «о», и т.д.

Упражнение на развитие способности к переключению
внимания.
 Педагог называет слова, а дети по договоренности должны отреагировать на некоторые из них. Например, они хлопают в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность; топнуть ногой на слово, обозначающее животное.

Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан,  ластик, муравей.
Игра на развитие логического мышления.

  • Детям зачитывается несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свое решение.
    Варианты группы слов: ромашка - ландыш - сирень - колокольчик; Саша - Коля - Маша - Егорова; заяц - лось - овца - волк; диван - кровать - тетрадь - парта; ухо - лицо - нос -рот; щука - рак - карась - окунь; молоко - сливки - сметана - сало.
  • Детям зачитывают несколько групп слов по 5 в каждой. Четыре из них. объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить свой выбор. Варианты предлагаемых групп слов: рысь - медведь - кошка - тигр - лев; яблоко - слива - огурец - груша - персик; ложка - тарелка - кастрюля - сумка - самовар; змея - паук - ящерица - дерево - улитка; клевер - василек - воробей - жасмин - боярышник;

Игра «Геометрические ковры» (на развитие пространственной ориентировки и умения действовать по правилу). 

Детям раздаются наборы геометрических фигур и листы белой бумаги форматом А4. Им предлагают сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Например: в середине большой круг, в верхней части листа 4 квадрата, в нижней части листа 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Следующий вариант немного сложнее: в центре большой круг, в левом верхнем углу треугольник и в правом верхнем углу тоже треугольник; в левом нижнем углу и в правом нижнем углу по одному квадрату. В середине каждой стороны листа положить по одному прямоугольнику.

Игра «Магазин ковров» (на развитие пространственной ориентировки и закрепление представлений о геометрических фигурах). Перед детьми выставляются (вывешиваются) ковры с различными геометрическими узорами. Педагог говорит детям, что сейчас они будут находить ковры по описанию: «Покажите, пожалуйста, ковер, в середине которого расположен квадрат, сверху 3 круга, снизу 3 треугольника, слева 2 трапеции, справа 2 прямоугольника». После того как дети научатся определять узоры по описанию, педагог предлагает им самим описать ковер, который им понравился больше всего.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти. Сейчас я буду называть произвольно любые слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу.

Запомните, пожалуйста, эти слова:

 праздник - подарок;        дом - окно; лимонад — прохлада;        будка ~ собака; стол - пирог;        блины - сковородка; шапка — шарф;        печь - дрова; ваза-цветок;        пылесос - уборка; пчела-мед; город-улица.

  Игра «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать по определенному признаку).

В каждом цветном круге изображения двух животных: в красном - домашние животные (поросенок, кошка); в зеленом - дикие животные (заяц, лиса); в желтом - домашние птицы (курица, гусь); в синем - дикие птицы (ворона, синичка). Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов. Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.

Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти.

  • Детям предлагают 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. К каждой паре нужно подобрать по смыслу третье слово: яйцо - курица - (цыпленок); птица - полет - (гнездо);
    лес - дерево - (доска);        воздух - свежесть - (кислород):
    дом - город - (улица);        ночь - луна - (звезды);
    река - озеро - (море);        кукуруза - салат - (поп-корн);
    шуба - холод - (мороз);         ребенок - нежность - (радость).
  • Подбери слова-признаки к каждому слову:
    холод (зимний);
    стол (письменный, обеденный, деревянный, круглый);
    вода (холодная, зеркальная, чистая, мутная);
    снег (пушистый, искристый);        
    дым (густой, черный, серый);
    луна (круглая, вечерняя, желтая, белая);
    трава (зеленая, весенняя);
    день (солнечный, ясный, короткий, длинный);
    окно (чистое, пластиковое, стеклянное, прозрачное);
    крик (громкий, зверский, детский);

 Игры на развитие речи, мышления и памяти.
Упражнение  «Единственное  и   множественное  число»
Сейчас я буду называть вам слова, которые обозначают один предмет, а вы должны изменить это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: стол - столы, книга - книги, ручка –ручки, кот - коты, плот - плоты, беда - беды, мука - муки, мука -мука, крот- кроты, дуга - дуги, рука - руки, еда - еда, слива - сливы, грива - гривы, сковородка -сковородки, телевизор - телевизоры, банан - бананы, пол - полы.
А теперь необходимо вспомнить все слова, которые я произнесла, и назвать их в единственном числе.

Упражнение «Назови одним словом».
Варианты  групп слов: тарелки - стаканы - чашки (посуда); стол - стул- диван (мебель); рубашка - брюки - платье (одежда); сапоги - валенки - туфли (обувь); суп - каша - кисель (еда); одуванчик - роза - ромашка (цветы); береза - елка - сосна (деревья); гусь - воробей - голубь (птицы); карась - щука - окунь (рыбы);малина - клубника - смородина (ягода); морковь - капуста - свекла (овощи); яблоки - груши - мандарины (фрукты).

Игра «Говори наоборот» .
Я сейчас буду говорить слова, а вы будете отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например, большой -маленький, чистый — грязный.
Начинаем игру: быстро - медленно;                  высоко - низко; далеко - близко;        светлый - темный; день - ночь;                               встать - сесть; сухо - мокро;                             холод - жара; поздно - рано;        детский - взрослый, начало - конец;
Игра « Волшебное слово» Выполняй задание только тогда, когда услышишь слово «пожалуйста..»Два наклона вперёд, три прыжка…пожалуйста. Три приседания, два хлопка над головой..Один наклон влево, три хлопка перед собой… пожалуйста. Три прыжка на левой ноге, два приседания… Три хлопка над головой, два наклона влево.

Игра « Лови, бросай!» Лови мяч только тогда, кода услышишь название чего – нибудь живого и маленького: муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, мука, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иолка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, озеро, изюм, море.

Игра «  Правая –левая» Один раз послушай и точно выполни. Поднять левую руку вверх, правую на пояс. Согнуть левую ногу, правую руку на затылок. Правой рукой коснуться левого плеча. Правую ногу поднять вперёд, левую руку вверх. Правой рукой взяться за левый локоть. Левую руку вверх, правую на пояс. Правую руку к плечу, левую вперёд. Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

Игра « Похожие слова» Послушай три близких по звучанию слова и назови только то, что можно есть: Картошка, ложка, окрошка; Апельсин, блин, мандарин; Конфета, котлета, ракета; Миска, сосиска, ириска; Банан, диван, барабан; Мёд, компот, плот;Лимон, вагон, бульон; Пироги, сапоги, утюги; Суп, зуб, дуб; Кабачок, крючок, значок; Булочка, будочка, дудочка; Торты, шорты, корты; Пирожок, творожок, горшок; Салат, халат, мармелад

Игра «Похожие слова» (можно взять мяч)

Взрослый бросает мяч и называет слово –действие. Ребёнок, бросая мяч обратно, называет в ответ похожее слово –предмет:  Печь- печка, мастерить…красить…,Указывать…,Клеить…,Откусывать…,Удить…, пилить…, скакать…, отворачивать…,качаться.., подставлять…

 Игра «Пиктограмма»   ( бумага,   цветные  карандаши)

Ребята должны "записать" предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои рисунки.

Игра «На поверхности» Назови как можно больше предметов, которые могут находиться на указанной поверхности. Каждый раз, называя новое слово, ударяй мячиком о  пол. Если ударишь больше пяти- ты победил!

На дереве можно увидеть…

На столе можно увидеть…

 На дороге можно увидеть…

На тарелке можно увидеть…

На грядке можно увидеть…

На ковре можно увидеть…

Игра « Одинаковый смысл»

Взрослый говорит первое слово и передаёт мяч ребёнку. Ребёнок получая мяч, называет слово,   одинаковое по смыслу. Друг-товарищ, грусть…, мороз…. Беда…,работа…, еда…, пурга.. доктор…, ограда, зной

Игра «Не забудешь, что купить?» (Дополнительно: любые небольшие предметы) Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок - подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками, большой мяч - это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: "Игрушки", "Хозтовары", "Продуктовый" и т.д. Посылаем ребёнка в "магазин" и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Игра «Разные жилища» Взрослый называет животное и бросает мяч, а ты в ответ называешь жилище и мяч возвращаешь.Лисий след ведёт к норе, След собаки – к …Белкин след ведёт к …Мышкин к дырочке в полу.Пчела-..лиса, бобёр, белка, волк, собака, медведь, скворец.

Игра « Небылицы».

Педагог просит детей отвечать на вопросы Какой? Зелёный ,Кто? (что?) –медведь, Что делал? –летал , Где? (над чем?) над полем

Игра «Лишний предмет» Дети называют лишний по форме предмет; Компьютер, телевизор, арбуз; Шкаф, апельсин, яблоко; огурцы, дыня, дверь; Окно, сковородка, простыня; палатка, мяч, тыква; Стакан, пакет молока, кружка; Тарелка, бутылка, Книга.

Игра «У полки с игрушками» Послушай, как взрослый назовёт по порядку игрушки, которые стоят на твоей полке или на ковре. Будь внимателен! Запомни и назови только те игрушки, которые взрослый пропустил

Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти).
Детям раздают бланки с 10 парами изображений и объясняют, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигурка имеет свой знак. Например, домик -треугольник. Причем, каждая фигурка и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигурки (треугольник -это крыша домика).
Посмотрите на эти фигурки внимательно и постарайтесь запомнить все пары фигурок. Через 2 минуты детям предъявляется второй бланк, на котором изображен только один ряд фигурок. Дети на доске воспроизводят соответствующие знаки, при необходимости исправляя друг друга.
 Упражнение на развитие сообразительности.
Сейчас я хотела бы прочесть вам известную сказку, но в моей книжке исчезли почти все буквы. Так что мне придется рассказать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. «Жи.. бы., де.. и ба.. . И бы., у ни.. Ку.. Ря.. . Сне.. Ку.. Ря.. я.., но не про.., а зо.. . Де.. би.. би.. не ра.. . Ба.. би.. би.. не ра.. . Мы., бе.., хво.. ма.., я., упа.. и ра.. . Де.. пла.., ба.. пла.., а Ку.. ку.. . Не пла.., ба.., не пла.., де.., я сне., ва.. я.., не зо.., а про...
Как называется сказка? («Курочка Ряба».)

Игра «Нахождение слов» (на развитие мышления).
- Подберите слова и продолжите ряд:
лев-тигр-слон-...;
кошка-собака- свинья-...;
огурец - помидор - лук - ...
трактор - трамвай - велосипед - ... ;
диван - стол - стул - ...;
рубашка - платье - юбка - ...;
вишня - слива - яблоко - ...;
панамка - кепка - шапка - ...;
сандалии - ботинки - сапоги -...;
стакан - тарелка - ложка - ...;
роза -ромашка - гвоздика -...;
синица - ворона - голубь -...;
мячик - скакалка - машина — ...,'.
лопата - грабли - лейка -...;
молоток - ножовка - гвоздь –

 Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале сказок. Я расскажу вам русскую народную сказку «Ворона и рак» с помощью пиктограмм. Запомните ее, пожалуйста, потом будете пересказывать, глядя на пиктограммы.
Летела ворона над морем, смотрит, рак ползет.
Схватила его и понесла в лес, чтобы, усевшись
на дерево, хорошенько Закусить. Видит рак, -
дела плохи, и говорит вороне: - Эй, ворона,
знал я твоих отца и мать - славные были люди!
Угу! - ответила ворона, не раскрывая рта.
И братьев твоих, и сестер твоих знаю, что за добрые!
-Угу!Так в кого же ты такая уродилась?
Рассердили эти слова ворону: каркнула она во весь рот и отпустила рака в море.
Игра «Окончание слов» (на развитие скорости мышления).
Педагог начинает слово, произнося первый слог, а дети должны
закончить. Всего предлагают десять слогов:
по..        до.,
на..        че..
за..        пры..
ми..        ку..
му..        зо..

Предложенные  игры и упражнения педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать.

Использованная литература:

  1. Ю. В. Останкова. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»
  2. Т.А. Ткаченко «Готовимся к школе с осени до лета»
  3. Интернет-ресурсы:

childish.fome.ru/main-9.html,

games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole.ph


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе Модифицированная психолого-педагогическая программа Автор модификации педагог-психолог Шоакбарова Светлана Ивановна

Пояснительная записка к рабочей (модифицированной) коррекционно-развивающей программе "Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе" Модификация педагога-психолога Шоакбаровой Св...

Конспект интегрированного занятия по подготовке детей к школе. "Лесная школа"

Развивающее занятие по обучению грамоте, интегрированное с ориентировкой в пространстве....

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.

Формы организации занятий.Педагог организует работу детей по подгруппам 6–8 человек. К концу учебного года можно постепенно увеличить продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможносте...

Система работы с родителями по подготовке детей к школе

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального...

Коррекционно-развивающее занятие по подготовке детей к школе.

Занятие с подготовительной группой по подготовке к школе. Формирование познавательной активности, профилактика нарушений зрения и осанки, организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, ...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе.

Проблема подготовки детей к школе по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же поступающих в перв...