Формирование здорового образа жизни на коррекционных занятиях
консультация по коррекционной педагогике

Пашнина Ирина Вадимовна

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни на коррекционных занятиях.

Подготовила:

учитель-дефектолог

Пашнина И.В.

2015г

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни.  Здоровый образ жизни  является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка. 
         
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей. 

Здоровый образ жизни – это образ жизни способствующий сохранению и восстановлению здорового человека.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества в современной жизни. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.

Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей является одной из самых актуальных. Одной из важных причин неблагополучия состояния здоровья детей в настоящее время является недооценка со стороны педагогов и родителей значимости физической культуры, как средства  психофизического развития    и оздоровления ребенка.

Здоровый образ жизни включает в себя:

- оптимальный двигательный режим;

- хорошую гигиену;

- правильное питание;

- закаливание.

        Давным – давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями : «Взрослым  кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…… Нет детям совершенно также, как и взрослым , хочется быть здоровыми и сильными , только они не знают ,что для этого надо  делать. Объясни им, и они будут беречься.»  

Формирование здорового образа жизни на коррекционных занятиях   

Нарушения в развитии детей.

  • Нарушение слухоречевой памяти и внимания;
  • Нарушения артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • Недостаточная сформированность словесно-логического мышления;
  • Нарушение пространственной и временной ориентировки;
  • Повышенная утомляемость, быстрая истощаемость;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Несформированность целенаправленных действий.

Цели работы на занятиях:

Сохранение здоровья детей.

Задачи:

  • Обучить детей приемам сохранения и формирования здоровья;
  • Скорректировать нарушения высших психических функций;
  • Скорректировать речевые процессы

Приемы и методы здоровьесбережения.

  1. применение психологических средств и методов
  2. использование компенсаторных возможностей организма
  3. развитие мелкой моторики
  4. гимнастика для глаз
  5. артикуляционная гимнастика
  6. дыхательная гимнастика
  7. динамические паузы в сочетании с речевым материалом, физминутки
  8. релаксация.

«Ничто  не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»  И.П.Павлов.

Развитие мелкой моторики.

  • Стимулирует речевое развитие ребенка;
  • Способствует улучшению артикуляционных движений
  • Готовит кисть руки к письму
  • Повышает работоспособность коры головного мозга
  • Стимулирует развитие мышления ребенка.

Гимнастика для глаз

  • Позволяет снимать статическое напряжение с мышц глаз
  • Способствует развитию зрительно-моторной координации
  • Является профилактикой миопии

Артикуляционная гимнастика

  • Оказывает общеукрепляющее воздействие
  • Нормализует тонус, эластичность и сократительную способность мышц
  • Восстанавливает иннервацию органоа артикуляционного аппарата(проведение нервных импульсов от центрального речевого аппарата ( головного мозга) к периферическому)
  • Оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему.

Дыхательная гимнастика

Уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.

На занятиях отрабатывается

  • Формирование сильного продолжительного выдоха
  • Организация речи  на выдохе
  • Дифференциация ротового и носового дыхания

Физминутки, динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

Неподвижный ребенок не обучается.

  • Развивает психоэмоциональную устойчивость
  • Развивают физическое здоровье детей
  • Повышают функциональную деятельность мозга
  • Тонизируют весь организм.

Релаксация

Этот метод воздействия на мышечный тонус с целью:

Снятия повышенного нервно-психического напряжения

Выравнивание эмоционального состояния

Улучшения самочувствия и настроения.

Игровой массаж. 

Выполнение массажа не только поднимает настроение, но и улучшает самочувствие, тонизирует центральную нервную систему, активно влияет на обменные процессы организма, улучшает циркуляцию крови и лимфы. Обучение простейшим массажным приемам происходило в игре.

Пальчиковые игры. 

Развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из приоритетных задач общества в современной жизни. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольника на занятиях по хореографии».

Дети, пришедшие в сад, уже имеют нарушения здоровья. Это нарушение осанки, плоскостопие....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы №4 «Я выбираю здоровый образ жизни»

В данном конспекте представлены игровые ситуации с детьми старшего дошкольного возраста для понимания ЗОЖ в жизни каждого человека...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.«Наш здоровый образ жизни.»

Плискина Анастасия АлександровнаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни в первой младшей группе.Тема: «Наш здоровый образ жизни.»Цель: Формирование у детей представление о ...

Конспект занятия-викторины по формированию здорового образа жизни в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Мы за здоровый образ жизни"

Цель: формировать осознанное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи: продолжать формировать у детей представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, дать четкое пон...