Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Эклер Елена Владимировна

Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему: "Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!" будет интересен работникам дошкольного образования, родителям детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение; сплочение группы, развитие эмпатии; создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе; закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать речь, мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение детей. Занятие соответствует требованиям ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tili-teli.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Тили-тели, тили-тели, с юга птицы прилетели!»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цели: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение, сплочение группы, развитие эмпатии; создавать положительную эмоциональную атмосферу в группе; закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать речь, мышление, слуховое и зрительное внимание, воображение детей.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать; закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы»; познакомить с понятием «орнитолог», с профессией ученого-орнитолога; вызвать желание к экспериментированию; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом; активизировать употребление в речи детей существительных, притяжательных прилагательных, глаголов.

Развивающие: развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы; развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания, расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах;

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Материалы и оборудование: конверт с загадкой; музыкальный центр; фонограммы с шумом леса, весенней капелью, пением птиц, релаксационная музыка; презентация, мультимедийное оборудование; мяч; пуховые и маховые перья птиц, веер; для совместной аппликации: ватман, затонированный голубой гуашью, вата для облаков, шаблоны птиц-аистов по количеству детей, клей, фломастеры или карандаши (красные, черные).

Ход занятия:

Мотивация

Педагог-психолог: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо, а в нем загадка от ученых: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это? (Дети: птицы).

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи»

Педагог-психолог: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете, кто такие орнитологи?

Словарная работа

Педагог при помощи толкового словаря знакомит детей со словом «орнитолог». 

Ребята, орнитолог – это специалист, изучающий птиц и их распространение.

Педагог-психолог: «Раз, два, три повернись в орнитологов превратись». Проходите в научную лабораторию. Дети надевают белые халаты и превращаются в ученых-орнитологов. Включается фонограмма «Звуки весеннего леса».

Педагог-психолог: Какие бывают птицы? Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайды: зимующие птицы и перелетные птицы). Мы с вами знаем, что есть птицы зимующие и перелётные. Назовите, каких зимующих птиц, вы знаете. (Дети: воробей, ворона, голубь…)

Слайд: зимующие птицы.

Слайд: перелетные птицы.

Педагог-психолог: А это, какие птицы? (Дети: Это перелётные птицы.)

Педагог-психолог: Почему их называют перелётными? (Дети: Эти птицы прилетают к нам из далёкого  края.)

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Насекомые пропали,

Птицы в лесу заскучали. (взмахи «руками-крыльями»)

Стали думать и гадать,

Как беды им избежать? (покачать головой)

Вместе собрались,

Стаей назвались. (встают в круг, берутся за руки)

Дружно взлетели,

На юг полетели (побежали направо по кругу)

Долго летели, устали,

Сели, отдыхали. (остановились, присели)

Снова взлетели,

Дальше полетели (бегут по кругу, машут «крыльями»)

Вот и южные края,

Долетели мы, друзья!

Вы устали, отдохните.

Насекомых поищите! (останавливаются, расходятся по залу)

(Волкова Н.А.)

Педагог-психолог: В какое время года прилетают к нам птицы? (Дети: Птицы прилетают весной.)

Педагог-психолог: Почему весной? (Дети: Весной тает снег, водоёмы,  становится тепло, просыпаются насекомые, которыми питаются птицы.)

Фонограмма: звуки весенней капели.

Педагог-психолог: Верно. Назовите птицу, которая прилетает весной первой. (Дети: Это грач.)

Фонограмма: крики грачей.

Педагог-психолог: Правильно. Как только на полях появляются проталины, грачи уже тут как тут! Важно ходят по полям и ищут червей. А вслед за грачами возвращаются в родные края скворцы. (Слайд: Скворец.)

Фонограмма: пение скворца.

Педагог-психолог: Отгадайте, кто ещё прилетает к нам весной? Весной в лесу далеко разносится звонкое «Ку-ку». (Дети: Это кукушка.) (Слайд: Кукушка.)

Фонограмма: кукушка.

Педагог-психолог: Значит,  кукушка что делает? (Дети: Кукушка кукует.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте, у какой птицы такой  хвост? (Слайд: хвост ласточки, ласточка.)

Фонограмма: щебетание ласточки.

Дети: Это хвост ласточки.

Педагог-психолог: Ребята, чем питаются грач, скворец, кукушка, ласточка? (Дети: Эти птицы питаются насекомыми.)

Педагог-психолог: Правильно. Дети,  когда лёд на водоёмах растает, к нам прилетают и  другие птицы, которые живут на озёрах. Отгадайте, по силуэту, кто прилетает весной на водоём?

Воспитатель показывает силуэт лебедя.

Дети: Это лебедь.

Педагог-психолог: А чем питается лебедь? (Дети: Лебедь питается травами, листьями, мелкой живностью, которая живёт в воде.)

Педагог-психолог: Верно. А теперь назовите «третий лишний»: воробей, синица, журавль. (Дети: Это журавль.) Почему? (Дети: Воробей, синица - зимующие птицы, а журавль - перелётная птица.)

Педагог-психолог: Правильно. Ребята, журавли живут на болоте. Они питаются ягодами, которые там растут, лягушками, жучками.

Педагог-психолог: Ребята, что делают птицы, когда прилетают к нам весной? (Дети: Птицы вьют гнёзда.)

Слайд: гнездовье птиц.

Педагог-психолог: Верно. А для чего птицы вьют и строят гнёзда? (Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.) Молодцы. Перелётные птицы вьют свои гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов.

Игра «Где гнездо?»

ГРАЧ вьёт гнездо… (на дереве).

ЛАСТОЧКА строит  гнездо … (под крышей дома).

ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо… (на земле, среди кустов).

ЛЕБЕДЬ вьёт своё гнездо … (около воды, в траве).

СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо…(в скворечнике).

У КУКУШКИ… (нет гнезда). Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели,

С юга птицы прилетели! (скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – (скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели! (большие пальцы соединять с остальными – птица поет)

Педагог-психолог: Названия каких перелетных птиц, вы услышали, выполняя пальчиковую игру?

Педагог-психолог: Взрослые, ученые-орнитологи, приготовили для вас задания.

1 задание: дидактическая игра «Угадай, что за птица» (презентация).

Игра: «Не сорока, не ворона и не чайка»

Педагог говорит слова: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», и показывает картинку с изображением птицы: кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист.

2 задание: дидактическая игра «Назови лишнюю птицу» (презентация).

- Какая птица лишняя? Почему? (Варианты: кукушка, грач, соловей, курица; воробей, ворона, сорока, ласточка; лебедь, утка, гусь, трясогузка и т.д.)

- Какую пользу приносят птицы? (Дети: уничтожают насекомых).

- Зачем перелетные птицы улетают в теплые края? (Дети: нечем питаться, негде жить, холодно).

3 задание: игра с мячом «Продолжи предложение, найди причину».

- Я  говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).

- Осенью  птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться).

- У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту).

- У орла большое гнездо, потому что…(он большая птица).

- Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет).

- Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда).

4 задание: экспериментирование «Почему птицы летают».

Проведите эксперимент и определите, почему птицы умеют летать.

- Взрослые ученые-орнитологи приготовили  для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие,  длинные)

- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое), где они расположены? (на теле птицы)

- А другое -  называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где  расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

- Чтобы понять, как птицы летают,  давайте вспомним,  какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге)

- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают)

- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой поверхностью, воздух может ненадолго удержать?

- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх, попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как карандаш?

- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе)

На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

- Покажите на веере, как это происходит.

- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

5 задание: словесные игры с мячом.

«У кого кто?»

 - У грача… (грачонок).

 - У утки… (утенок).

 - У лебедя… (лебеденок).

 - У журавля… (журавленок).

 - У скворца… (скворченок).

«Кто о ком заботится?»

 - Аист заботится… об аистятах.

 - Чиж заботится… о чижатах.

 - Дрозд заботится… о дроздятах.

 - Гусь заботится… о гусятах.

 - Соловей заботится… о соловьятах.

«Чей хвост у кого?»

 - Журавлиный хвост у кого? (Журавлиный хвост у журавля)

 - Грачиный хвост у кого? (Грачиный хвост у грача)

 - Лебединый хвост у кого? (Лебединый хвост у лебедя)

 - Какой хвост у гуся? (У гуся гусиный хвост)

 - Какой хвост у аиста? (У аиста аистиный хвост)

«Кто кем станет?»

 - Грачонок станет… грачом.

 - Соловьенок станет… соловьем.

 - Скворченок станет… скворцом.

 - Лебеденок станет… лебедем.

 - Утенок станет… уткой.

 - Аистенок станет… аистом.

 - Журавленок станет… журавлем.

Педагог-психолог: А нам пора возвращаться в детский сад.

Превращение:  «Раз, два, три обернись обратно в детей превратись».

Совместная аппликация «Аисты возвращаются домой».

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, мы с вами вернулись в детский сад. А что это за конверт? В нем заготовки: шаблоны птиц – аистов. Чтобы вспоминать наше превращение в ученых-орнитологов, предлагаю сделать совместную аппликацию «Аисты возвращаются домой».

Во время работы включается фонограмма: звуки весеннего леса.

Дети сгибают шаблоны по образцу педагога, рисуют птицам клюв и глаза, наклеивают птиц «клином» на затонированный голубым цветом ватман. Облака можно сделать из кусочков ваты или способом «обрывания» (из салфетки белого цвета), наклеивая на ватман.

Релаксация (под спокойную релаксационную музыку).

Педагог-психолог:

- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)

- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!

- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)

- Очень трудно птицам.

- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.

- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)

- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!

- Согрелись наши птички. Высохли перышки.

- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.

- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.

- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.

- Головки согрелись, и они теплыми стали.

- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.

Рефлексия занятия.

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось быть орнитологами? Что вам запомнилось и понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Цветик-семицветик"

Интегрированная образовательная деятельность, обеспечивающая комплексное развитие детей средствами познавательной, коммуникативной деятельности, восприятия художественной литературы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Экологическое путешествие».

В ходе интегрированной образовательной деятельности у детей формируются элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Страх"

Конспект занятия для формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста могут использовать в работе специалисты: педагоги-психологи, воспитатели.Образовательные области: социально-коммуникати...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Все работы хороши"

Материал предназначен для воспитателй детского сада. В краткой занимательной форме знакомим детей с профессиями взрослых....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Лучше всех на свете – мамочка моя»

Конспект интегрированной образовательной деятельностив подготовительной к школе группе«Лучше всех на свете – мамочка моя»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь!"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Если очень захотеть - можно в космос полететь"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе " Школьные принадлежности"

В данном материале ребята ознакамливаются с функциями и предназначениями школьных принадлежностей....