Коррекция заикания
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абужарова Валентина Вячеславовна

Конспект занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

Этап речевой активности детей –

на уровне распространенного и  сложного предложения, связного текста. 

Цель: коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

 

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.
  2. Закреплять навыки мышечной релаксации; нижнедиафрагмального дыхания  в положении лежа и стоя; мягкой голосоподачи.
  3. Продолжать обучать навыкам плавной выразительной речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
  4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с числительными и существительными в роде и числе.
  5. Закреплять навыки правильного употребления предлогов: В, ИЗ, ЗА, ИЗ – ЗА, ПОД, ИЗ – ПОД.
  6. Развивать разговорно-описательную речь посредством составления сказки с опорой на вопросы логопеда и сюжетной картинки.
  7.  Развивать интеллектуальные функции: слуховое внимание, логическое мышление, самоконтроль, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.

 

Оборудование: мягкая игрушка лиса, д/и «Прятки на лесной полянке», таблица с рядами гласных звуков, фланелеграф, учебная доска, квадрат поролона на каждого ребенка, аудиозапись с релаксационной музыкой (звуки леса).

 

Ход занятия:

I.Организационный момент.

   Логопед предлагает детям послушать загадку и догадаться о ком она.

                                   Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.

                                   Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.

                                  

   Вносится новая для детей игрушка – лиса.

II. Психогимнастика. Релаксация.

  1. Дети изображают, показывают с помощью мимики, жестов, движений лису: сытую,  довольную; машущую хвостом; осторожно крадущуюся к курятнику;  испугавшуюся лающей собаки.
  2. Упр. «Лиса греется на солнышке» на расслабление всех групп мышц (звучит аудиозапись «Звуки леса»).

III. Дыхательно-голосовые упражнения:

  1. Упр. «Покатай лисичку» (в положении лежа) на закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания со зрительным и тактильным контролем руки за движением передней  стенки живота.
  2. Упр. «Песенка для лисы»  – произнесение с рукой, соблюдая правила речи, рядов гласных звуков на плавном, длительном выдохе со зрительной опорой на таблицу.

        

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматических средств языка:

  1. Подбор родственных слов к слову «лиса»: лис, лисонька, лисичка, лисенок, лисята, лисеночек, лисий.
  2. Упр. «Чей? Чья? Чьи?»:

а) образование притяжательных прилагательных и подбор к ним  

    существительных:

 – Чья морда? – Лисья морда.

 – Про что еще можно сказать «лисья»?

    (пасть, лапа, шерсть, шкура, нора, шуба, смекалка и т.д.)

 – Чей хвост? – Лисий хвост.

 – Про что еще можно сказать «лисий»?

    (мех, нос, нюх, ум, характер и т.д.)

 – Чьи лапы? – Лисьи лапы.

 – Про что еще можно сказать «лисьи»?

    (глаза, уши, повадки, детки и т.д.)

                   б) согласование притяжательных прилагательных с  

                       числительными и  существительными в роде, числе с опорой на

                       сюжетные картинки - д/и  «Прятки на лесной полянке»:

                   – Чья морда? (медвежья морда) Сколько их?

                       (одна медвежья морда)

                   – Чьи лапы? (медвежьи лапы) Сколько их?

                      (четыре медвежьи лапы)

                   – Чьи хвосты? (беличьи хвосты) Сколько их?

                      (два беличьих хвоста)

                   – Чьи колючки? (ежовые  колючки)

                   – Чьи хвосты? (мышиные хвосты) Сколько их?

                      (пять мышиных  хвостов)

                   – Чья пасть? (волчья пасть) Сколько их? (одна волчья пасть)

                   – Чей хвост? (волчий хвост) Сколько их? (один волчий хвост)

    

 V. Динамичная пауза «Лисенок»

                      Лисенок проснулся (Потянулись.)

                      И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

                      Вдруг видит, а в луже

                      Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

                      Он вежливым был.

                      Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

                      Пойду поищу-ка

                      Свободные лужи! (Ходьба на месте.)

 

     

VI. Развитие разговорно-описательной речи – составление сказки  

      «Прятки на лесной полянке» с опорой на  сюжетные картинки и  

       вопросы логопеда.

  1. Ответы на вопросы:

                  – Кто собрался на лесной полянке? 

                     (На полянке собрались лесные звери.)

                  – Что они стали делать? ( Они стали играть в прятки.)

                  – Лиса водила. Догадайтесь, сколько каких зверей и куда  

                      спрятались от лисы?

                     (Один волк спрятался за елку, две белки – в дупло, пять мышей –    

                      в нору, один   медведь – за дерево, три ежа – под листья.)

      – Стала лиса искать зверей. Что она увидела?

            (Лиса увидела: одну волчью пасть, один волчий хвост, одну

             медвежью морду, четыре медвежьих лапы, два беличьих хвоста,    

             три ежовых носа, пять мышиных хвостов)

                  – Когда лиса нашла зверей, откуда они вышли?

                      (Волк выскочил из-за елки. Медведь вышел из – за дерева. Белки

                       выпрыгнули из дупла. Ежи выбежали из-под листьев. Мыши  

                       выбежали из норы.).

  1. Логопед предлагает детям придумать свой конец сказки.
  2. Рассказывание сказки с опорой на картинки и вопросный план логопеда цепочкой, целиком от начала до конца.

      

VII. Итог занятия.

 

 

 

Во всех речевых упражнениях следить за выполнением правил речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки. А именно: расслабленные мышцы артикуляционного аппарата до и после звучания; звучание на плавном, длительном выдохе; правильное вплывание в речь – мягкая артикуляция гласного звука в первом слоге речевого отрезка, хорошая артикуляция гласных звуков, но без напряжения, легкое произнесение согласных звуков.

 Рука опережает звучание голоса! Ритм соблюдать и голосом, и нажатием пальцев на поролон. Количество шагающих пальцев равно количеству слогов в речевом отрезке. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.

Этап речевой активности детей –

на уровне распространенного и  сложного предложения, связного текста.  

Цель: коррекция заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную сферу детей посредством психогимнастики.
  2. Закреплять навыки мышечной релаксации; нижнедиафрагмального дыхания  в положении лежа и стоя; мягкой голосоподачи.
  3. Продолжать обучать навыкам плавной выразительной речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки на уровне распространенного и сложного предложения, связного текста.
  4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных и согласовании их с числительными и существительными в роде и числе.
  5. Закреплять навыки правильного употребления предлогов: В, ИЗ, ЗА, ИЗ – ЗА, ПОД, ИЗ – ПОД.
  6. Развивать разговорно-описательную речь посредством составления сказки с опорой на вопросы логопеда и сюжетной картинки.
  7.  Развивать интеллектуальные функции: слуховое внимание, логическое мышление, самоконтроль, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: мягкая игрушка лиса, д/и «Прятки на лесной полянке», таблица с рядами гласных звуков, фланелеграф, учебная доска, квадрат поролона на каждого ребенка, аудиозапись с релаксационной музыкой (звуки леса).

Ход занятия:

I.Организационный момент.

   Логопед предлагает детям послушать загадку и догадаться о ком она.

                                   Сама рыжеватая, мордочка плутоватая.

                                   Ей не надо пирожка, ей бы скушать петушка.

                                   

   Вносится новая для детей игрушка – лиса.

II. Психогимнастика. Релаксация.

  1. Дети изображают, показывают с помощью мимики, жестов, движений лису: сытую,  довольную; машущую хвостом; осторожно крадущуюся к курятнику;  испугавшуюся лающей собаки.
  2. Упр. «Лиса греется на солнышке» на расслабление всех групп мышц (звучит аудиозапись «Звуки леса»).

III. Дыхательно-голосовые упражнения:

  1. Упр. «Покатай лисичку» (в положении лежа) на закрепление навыка нижнедиафрагмального дыхания со зрительным и тактильным контролем руки за движением передней  стенки живота.
  2. Упр. «Песенка для лисы»  – произнесение с рукой, соблюдая правила речи, рядов гласных звуков на плавном, длительном выдохе со зрительной опорой на таблицу.

         

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматических средств языка:

  1. Подбор родственных слов к слову «лиса»: лис, лисонька, лисичка, лисенок, лисята, лисеночек, лисий.
  2. Упр. «Чей? Чья? Чьи?»:

а) образование притяжательных прилагательных и подбор к ним  

    существительных:

 – Чья морда? – Лисья морда.

 – Про что еще можно сказать «лисья»?

    (пасть, лапа, шерсть, шкура, нора, шуба, смекалка и т.д.)

 – Чей хвост? – Лисий хвост.

 – Про что еще можно сказать «лисий»?

    (мех, нос, нюх, ум, характер и т.д.)

 – Чьи лапы? – Лисьи лапы.

 – Про что еще можно сказать «лисьи»?

    (глаза, уши, повадки, детки и т.д.)

                   б) согласование притяжательных прилагательных с  

                       числительными и  существительными в роде, числе с опорой на

                       сюжетные картинки - д/и  «Прятки на лесной полянке»:

                   – Чья морда? (медвежья морда) Сколько их?

                       (одна медвежья морда)

                   – Чьи лапы? (медвежьи лапы) Сколько их?

                      (четыре медвежьи лапы)

                   – Чьи хвосты? (беличьи хвосты) Сколько их?

                      (два беличьих хвоста)

                   – Чьи колючки? (ежовые  колючки)

                   – Чьи хвосты? (мышиные хвосты) Сколько их?

                      (пять мышиных  хвостов)

                   – Чья пасть? (волчья пасть) Сколько их? (одна волчья пасть)

                   – Чей хвост? (волчий хвост) Сколько их? (один волчий хвост)

     

 V. Динамичная пауза «Лисенок»

                      Лисенок проснулся (Потянулись.)

                      И вышел умыться. (Ходьба на месте.)

                      Вдруг видит, а в луже

                      Другая лисица. (Наклоны туловища вперед.)

                      Он вежливым был.

                      Извинился к тому же: (Повороты туловища.)

                      Пойду поищу-ка

                      Свободные лужи! (Ходьба на месте.)

     

VI. Развитие разговорно-описательной речи – составление сказки  

      «Прятки на лесной полянке» с опорой на  сюжетные картинки и  

       вопросы логопеда.

  1. Ответы на вопросы:

                  – Кто собрался на лесной полянке?  

                     (На полянке собрались лесные звери.)

                  – Что они стали делать? ( Они стали играть в прятки.)

                  – Лиса водила. Догадайтесь, сколько каких зверей и куда  

                      спрятались от лисы?

                     (Один волк спрятался за елку, две белки – в дупло, пять мышей –    

                      в нору, один   медведь – за дерево, три ежа – под листья.)

      – Стала лиса искать зверей. Что она увидела?

            (Лиса увидела: одну волчью пасть, один волчий хвост, одну

             медвежью морду, четыре медвежьих лапы, два беличьих хвоста,    

             три ежовых носа, пять мышиных хвостов)

                  – Когда лиса нашла зверей, откуда они вышли?

                      (Волк выскочил из-за елки. Медведь вышел из – за дерева. Белки

                       выпрыгнули из дупла. Ежи выбежали из-под листьев. Мыши  

                       выбежали из норы.).

  1. Логопед предлагает детям придумать свой конец сказки.
  2. Рассказывание сказки с опорой на картинки и вопросный план логопеда цепочкой, целиком от начала до конца.

       

VII. Итог занятия.

Во всех речевых упражнениях следить за выполнением правил речи, синхронной с движениями пальцев ведущей руки. А именно: расслабленные мышцы артикуляционного аппарата до и после звучания; звучание на плавном, длительном выдохе; правильное вплывание в речь – мягкая артикуляция гласного звука в первом слоге речевого отрезка, хорошая артикуляция гласных звуков, но без напряжения, легкое произнесение согласных звуков.

 Рука опережает звучание голоса! Ритм соблюдать и голосом, и нажатием пальцев на поролон. Количество шагающих пальцев равно количеству слогов в речевом отрезке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пение как одно из средств коррекции заикания"

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предлагаю разработанную систему  форм и методов, направленную на вовлечение родителей в процесс коррекционно-речевой работы....

Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку....

Коррекция заикания по методике Асатиани Н.М.

Система комплексной медико-педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом «Лаборатории патологии речи» под руководством Н. М. Асатиани....

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ

Такое расстройство речи, как заикание, очень трудно поддается лечению. Причины и механизмы заикания еще не до конца изучены. Чаще всего это заболевание возникает в детском возрасте в результ...