Общение в семье как главный фактор в формировании личности ребенка дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шуткина Полина Сергеевна

статья "Общение в семье как главный фактор в формировании личности ребенка дошкольного возраста"

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение в семье как главный фактор в формировании личности

ребенка дошкольного возраста

педагог-психолог Шуткина П.С.

«Вы родились в своей семье, а ваша семья родилась в вас.

Нет возврата и нет обменов.»

В.Г. Белинский

Жизнь в семье невозможна без общения в ней: общение между родителями и детьми, между супругами, между разными поколениями. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт [2].

Целый ряд социологов, психологов, педагогов изучает проблемы семейного общения - это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и другие.

В психологической концепции Л.С. Выготского проблема общения занимает центральное место [2,3].

По Л.С.Выготскому психическое развитие ребенка с самого рождения определяется социальными закономерностями. При этом важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью - от рождения и в течение всей жизни, занимает общение.

Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком совмещаются чувственная забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. Е.О.Смирнова говорила о том, что с одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [4].

Удовлетворенность родителей общением зависит от степени совместимости их взглядов и ценностей. Не вызывает сомнение тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения [3].

Социологические исследования показывают, что при нормальных взаимоотношениях в семье обычно родители и дети всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения [3]:

1. Принятие ребенка, то есть ребенок принимается таким, какой он есть.

2. Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимают его позицию.

3. Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами [1]. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть» [1].

Но воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье [5]. Здесь же речь идет о реализации любви, о создании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном ребенке.

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и каждый раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Принятие ребенка дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей [5].

Сопереживание или эмпатия. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в этом диалоге - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания [1].

Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей [4]. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».

Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей [4,6]. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние.

В некоторых исследованиях установлено, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, то есть на три года меньше.

В указанных возрастных периодах происходит идентификация ребенка с родителем своего пола. От того, насколько успешно она проходит, зависит дальнейшее развитие ребенка [2].

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками - это жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения [2].

Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.

В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.  На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения [3].

Особая роль отводится общению в дошкольном детстве, потому что именно в этом возрасте начинают формироваться основные личностные качества ребенка, способные в будущем оказать как положительное, так и отрицательное влияние на его жизнь.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажется искаженным.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка, а также успешность его общения со сверстниками. В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- принимать активное участие в жизни семьи;

- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

- уважать право ребенка на собственное мнение;

- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать

 карьеру и самосовершенствоваться [1,3].

На основе изученного материала, мы можем сделать вывод о том, что общение в семье является одним из важнейших факторов социализации ребенка. В семье происходит идентификация ребенка с родителями, которая влияет на межличностные взаимоотношения и проявляет себя в общении. От воспитания в семье зависит будущее ребенка и именно поэтому ему следует уделять особое значение.

Список использованной литературы

  1. Гиппентрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2017
  2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие: рек. УМО / Ред. Е.Г. Силяева. - М.: Академия, 2015. - 192 с.
  3. Психология семьи: хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ - М., 2017. - 750 c.
  4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.
  5. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Владос, 2015. -885c.
  6. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. - Изд. 4-е. - М.: Академический проект, Трикста, 2018. - 736 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры»

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста.

Как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не обидят, не ранят заро...

СТАТЬЯ «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

СТАТЬЯ«Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Презентация "Сказка как средство формирования личности ребенка дошкольного возраста"....

Доклад «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...