Алгоритм формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелой зрительной патологией.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кожевникова Эльвира Нороловна

В статье предлагаются некоторые алгоритмы формирования действий, соблюдая которые навыки  самообслуживания у детей с тяжелой зрительной патологией доводятся до автоматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм формирования навыков самообслуживания

у детей с тяжелой зрительной патологией

Э.Н. Кожевникова

Учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик»,

г. Йошкар – Ола, hrustalic2@mail.ru

Аннотация. В статье предлагаются алгоритмы формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелой зрительной патологией.

Ключевые слова. Навыки самообслуживания, алгоритм действий, дети с тяжелой зрительной патологией.

Одной из важнейших характеристик социального развития детей дошкольного возраста принято считать уровень развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Поступая в детский сад в возрасте 3-4 лет, слепой и частичнозрячий малыш практически во всем зависит от взрослых. Чаще всего, он не умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, испытывает страх при пользовании туалетом, иногда до 6 лет не умеет правильно принимать пищу, самостоятельно одеваться и раздеваться, проявляет пассивность на просьбу убрать игрушки на место. Замедленное формирование навыков самообслуживания ведет к сужению кругозора слепого ребенка, снижает его познавательную активность, негативно влияет на психическое развитие. [4, с. 43]

В условиях инклюзивного образования, становится актуальным  умение педагогов и родителей обучать дошкольников с тяжелой зрительной патологией навыкам самообслуживания и бытового труда. При этом необходимо учитывать некоторые особенности их развития. Солнцева Л.И. указывает нам о некотором умственном и физическом отставании слепого ребенка по сравнению с развитием нормально видящего. [4, с. 25]

Это связано с меньшей активностью при познании окружающего мира и, следовательно, бедным запасом образных представлений. Кроме того, понимание словесных инструкций, запоминание названий предметов и действий также вызывает трудности и ведет к более медленному усвоению понятий. Поэтому взрослым необходимо набраться терпения и помочь слепому и слабовидящему дошкольнику стать самостоятельным. А. Любимов и М. Любимова рекомендуют использовать при этом некоторые тифлопедагогические приемы, а именно обучение ребенка выполнять ряд последовательных действий, в результате которых он освоит один из навыков, например, самостоятельно принимать пищу. [3, с. 36]

В нашем детском саду разработаны некоторые алгоритмы формирования действий, соблюдая которые навыки самообслуживания детей с тяжелой зрительной патологией доводятся до автоматизма.

При обучении ребенка следует соблюдать ряд правил:

1.Прежде чем учить ребенка какому-либо действию потренируйтесь сами.

2. Разделите действие на маленькие этапы.

3. Первое время используйте прием совместного выполнения действия:  встаньте сзади ребенка, положите руки на руки ребенка и выполняйте действие совместно, управляя ими. Затем предложите выполнить действие самому.

4. Сопровождайте действия кратким словесным описанием. Убедитесь, что названия предметов, терминов  и действий понятны малышу.

5. Создайте условия для многократных упражнений и тренировок данного действия в игровой форме в течение дня.

6. Выбирая действия, которые пора осваивать, правильно оцените его возможности. Требования к ребенку не должны быть заниженными и завышенными.

Рассмотрим развития навыков самообслуживания на примере формирования базовых умений «Учимся мыть руки с мылом и пользоваться полотенцем», «Учимся принимать пищу», «Учимся снимать одежду», «Учимся надевать одежду».

Алгоритм «Учимся мыть руки с мылом и пользоваться полотенцем».

Компоненты 1 действия «Закатай рукава»: найди нижний край рукава – загибай небольшую часть ткани вверх, потом еще, еще – заворачивай рукав  по направлению к локтю – большим и указательным пальцами захвати рукав выше локтя – поддерни завернутый рукав вверх повыше локтя.

2 действие «Включи воду» складывается из компонентов: слежением рук найди кран – положи ладони на «барашки» крана, обследуй их – на ощупь определи, с какой стороны течет горячая и холодная вода; начинай открывать сначала холодную воду – сожми пальцами «барашек», поверни его вправо; поворачивая «барашек» вправо и влево можно контролировать напор воды – чтобы сделать воду теплой, начинай осторожно вращать «барашек» с другой стороны – свободной рукой потрогай кран, чтобы проверить, не слишком ли горячая вода 3. «Намочи руки»: подставь руки под струю воды – медленно продвигай руку от ладони к локтю и наоборот; проделай тоже с другой рукой; следи, чтобы вода не попадала на пол и одежду.

4. «Намыль руки, смойте с них пену»: протяни руки вперед и найди на раковине возле крана мыло – потри ладони мылом, намыль их – положи мыло обратно в мыльницу – потри ладони друг о друга и разотри круговыми движениями с тыльной стороны кистей – движениями вперед-назад намыльте область рук от запястья до локтя – смой пену под струей воды – проведи ладонями по тыльной стороне кисти до локтя, проверь, не осталось ли где мыла – сложи руки в «замок» – стряхни воду с рук.

5. «Закрой кран с водой»: найди «барашки» – поверни влево сначала горячий «барашек»,  затем холодный.

6. «Вытри руки полотенцем»: возьми полотенце – положи полотенце на тыльную сторону кисти – круговыми движениями вытри кисти рук полотенцем – поверни руку под полотенцем и вытри ладонь – вытри локоть –                  вытри вторую руку, помогая себе сухой рукой – найди петельку на полотенце, захвати ее большим и указательным пальцем – свободной рукой нащупай крючок, повесь полотенце на место – разогни рукава.

В процессе формирования умения мытья рук уточняются знания ребенка: внешние детали водопроводного крана (гусак, вентили-«барашки») и его назначение (необходим для мытья рук, умывания, мытья посуды); понятия «Слева, справа, вперед, назад, вверх, вниз», «Горячо, холодно, теплый,  прохладный, сухой, мокрый»; «Горячо – можно обжечься, холодно – простудиться», «Нужно мыть руки, чтобы быть чистым и аккуратным, чтобы не болеть»; строение руки (ладонь, тыльная сторона кисти, запястье, локоть, указательный и большой пальцы).

Формируются следующие умения и навыки: вращательные движения кистями рук, пинцетный захват указательным и большим пальцами, навыки откручивания и закручивания вентиля, тактильного различения горячего и холодного водопроводного вентиля, совершенствуется слуховое восприятия: умение различать на слух силу напора воды; развивается обоняние: способность отличать мыло по запаху (цветочный, фруктовый, травяной ароматы).

Закрепляйте умения мыть руки и вытирать их полотенцем в игровой деятельности: в процессе сюжетно-ролевой игры «Поможем девочке чумазой стать аккуратной», игровых упражнений «Научи Машеньку мыть руки», играх с водой.

Алгоритм «Учимся принимать пищу».

1. «Найди на поверхности стола тарелку, ложку, чашку, бутерброд и салфетку»: осторожно положи кисти рук на стол, нащупывая пальцами тарелку – справа от тарелки найди ложку – левой рукой слева от тарелки найди бутерброд на бумажной салфетке – осторожно протяни правую руку над тарелкой – медленно отпускай руку вниз, справа за тарелкой найди чашку. Не торопись! В чашке может быть горячий напиток.

2. «Съешь кашу с тарелки»: возьми ложку за ручку, захватив ее так, чтобы большой палец был сверху – поднеси ложку к тарелке – немного поверни ложку на себя и отпусти ложку на дно – зачерпни еду – немного наклони голову над тарелкой – поднеси ложку ко рту – сними губами еду с ложки – снова опусти ложку в тарелку, вновь зачерпни кашу и продолжай есть – легко проведи ложкой по тарелке, проверяя по звуку, не осталось ли каши в тарелке –положи ложку в тарелку – возьми тарелку двумя руками – переставь ее вперед, освобождая место перед собой.

3. «Выпей чай, съешь бутерброд»:  протяни правую руку вперед, найди чашку –возьми чашку за ручку и поставь ее перед собой – подними чашку на уровень груди – поднеси чашку ко рту – наклони чашку и отпей немного – поставь чашку на стол – левой рукой возьми бутерброд – поднеси бутерброд ко рту и немного откуси – вновь поднеси чашку ко рту и отпей чай и т. д.

4. «Вытри рот салфеткой»: слева от себя найди бумажную салфетку – поднеси ее ко рту и промокни губы – положи салфетку  на тарелку.

          В процессе освоения умения принимать пищу формируются понятия  правая и левая рука, справа, слева, качественные характеристики пищи (горячий, холодный, жидкий, твердый, мягкий, вязкий), обобщающие слова (посуда, пища), знания, что «Еда бывает разная», «Принимать пищу нужно, чтобы вырасти большими и не болеть», «Стол сервируется посудой», «Посуда бывает разная: кухонная, столовая, чайная», закрепляются названия частей посуды.

Формируются следующие умения и навыки: вращательные движения кистями рук, захват тарелки указательным и большим пальцами обеих рук, захват ложки «снизу», удержание наполненной ложки в горизонтальном положении, удержание чашки за ручку пальцами, умение пользования салфеткой, способность различать еду по запаху, тактильно распознавать горячую, теплую, холодную пищу, развивается слуховое восприятие (различение звуков касания ложки о вязкую поверхность каши  и твердую поверхность тарелки, различение звука упавшей еды),

Закрепляйте умение принимать пищу в сюжетно-ролевых играх «Покорми куколку», «К нам пришли гости», «Накрой на стол» и игровых упражнениях.

Алгоритм «Учимся снимать одежду».

1. «Сними сандалии»: отстегни ремешок сандалии – захвати пятку сандалии и движением руки вниз - вперед сними ее.

2. «Поставь сандалии под стул»: соедини сандалии вместе, носок к носку, пятка к пятке – наклонись и поставь сандалии под стул.

3. «Сними штанишки»: возьми руками резинку с правой и с левой стороны – потяни штанишки вниз – сядь – спусти штанишки с колен до лодыжек – захвати пальцами штанину снизу – стяни левую штанину, затем правую.

4. «Повесь штанишки на стул»: найди резинку – захвати резинку слева и справа – встань со стула – повернись к спинке стула – повесь штанишки на спинку стула.

5. «Сними рубашку» (начинайте тренировку с умения снимать жилетку или свободную рубашку с коротким рукавом): расстегни пуговицы – возьми рубашку за полочку и отведи ее в сторону – вынь руку из полы – свободной рукой сними рубашку с плеча.

6. «Повесь рубашку на спинку стула»: повернись лицом к спинке стула – правой и левой рукой возьми рубашку за полочки – нащупай тыльной стороной руки спинку стула – немного приподними рубашку над спинкой стула – повесь рубашку, как бы «надевая» ее на спинку стула.

7. «Сними носки»: большой палец руки просунь под резинку носка – свободной рукой захвати пальцевую часть носка – потяни пальцевую часть носка, одновременно, снимая носок с пятки.

8. «Положи носки на сиденье стула»: сложи носки вместе, соединяя пальцевые и пяточные части носков – встань и повернись лицом к сиденью стула – положи носки на сиденье.

Алгоритм «Учимся надевать одежду».

1. «Надень рубашку» (Помогая ребенку надеть рубашку обращаем внимание «лицевую» и «изнаночную» стороны одежды): возьми рубашку одной рукой за ворот – свободную руку просунь в рукав – одной рукой возьмись за полу со стороны пустого рукава и, придерживая ее, просунь другую руку в рукав.

2. «Застегни пуговицы, начиная с нижней»: раскрой петлю – возьми пуговицу и просунь ее в петлю – вытяни пуговицу с другой стороны, взяв ее за край двумя пальцами – оттяни край петли и заведи ее за пуговицу.

3. «Надень штанишки»: возьми штанишки руками  за резинку с правой и с левой стороны – сядь на стул – засунь одну ногу в штанину; если малыш толкает обе ноги в одну штанину, предложите одной рукой проверить свободную штанину, обратить внимание, что она пустая – встань и потяни штанишки за резинку вверх.

4. «Надень носки»: возьми носок за резинку двумя руками слева и справа, так, чтобы пятка носка была снизу – просунь пальцы ноги в отверстие носка – потяни носок на себя, одновременно проталкивая ногу вперед – проверь, правильно ли надета пятка носка.

5. «Надень сандалии»: наклонись и достань сандалии из-под стула – поставь их перед собой на пол – возьми сандалию за переднюю часть правой рукой и надень ее на пальцы ноги – левой рукой захвати задник сандалии и натяни его на пятку – наступи ногой на пол – нащупай ремешок – закрепи его на липучке.

В процессе освоения умения снимать и надевать одежду формируются понятия: вперед, назад, слева, справа, сверху-вниз, снизу-вверх; предлоги «на», «с» «под» «из-под»; выражения «лицом к…», «Лицевая», «изнаночная» стороны одежды, обобщающие слова (одежда, обувь), названия частей одежды и обуви.

Закрепляются знания, что «Одежда нужна, чтобы прикрыть тело в жару или холод. Она обеспечивает нам комфорт, здоровье и пристойный внешний вид», «Одежда и обувь могут предназначаться для разных сезонов, для улицы и помещений, для отдыха и занятий спортом, для праздников и труда», «Одежду шьют на швейной фабрике или ателье из различных тканей и материалов», «Обувь изготавливают на обувной фабрике»,

Формируются следующие умения и навыки: способность тактильно различать разнообразные фактуры поверхностей и материалов, из которых изготовлены одежда и обувь, навыки расстегивания пуговиц одежды и ремешков сандалий, последовательного одевания и раздевания, аккуратного складывания одежды.

Закрепляйте умения раздеваться и одеваться самостоятельно в сюжетно-ролевых играх «Магазин одежды и обуви», «Кукла Маша собирается спать», «Кукла Маша просыпается», «Собираемся на прогулку» и игровых упражнениях.

Таким образом, своевременно обучая слепых и слабовидящих детей культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, мы помогаем стать им более активными, решительными, смелыми и независимыми. В процессе практической деятельности у детей стимулируется познавательный интерес, развивается общая и мелкая моторика, совершенствуется координация движений. Родители, овладевая специфическими приемами обучения своих детей, обретают уверенность, что их малыш сможет стать самостоятельным, предупреждается такое негативное явление, как гиперопека в семье ребенка с ОВЗ. Все это, в конечном итоге, способствует успешной социализации слепых и слабовидящих детей в обществе.

Литература:

1. Борисенко М. Г. Игры с малышом для развития самостоятельности / Борисенко М. Г., Лукина Н. Г. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2015. – 64 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»).

2. Ерастова Е.А. Воспитание слепых детей в семье / Ерастова Е.А – М.: Изд–во1 АПН РСФСР, 1956, 60 с.

3 Любимов А.А. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения. / Любимов А.А., Любимова, М.П // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2013. №8. с. 36–44.

4. Солнцева Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. - М.: ВОС, 1988. – 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...