Проблема нарушений бинокулярного зрения в жизнедеятельности детей и офтальмо-гигиенические основы их воспитания и обучения.
статья по коррекционной педагогике

Данная работа посвящена изучению проблем нарушения бинокулярного зрения. В представленной работе рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением бинокулярного зрения. В работе были использованы тексты авторов, которые более широко раскрыли тему нарушенного бинокулярного зрения  (Е.И.Сидоренко, Бойкова Н.Н) и литература в которой освящается тема воспитания и обучения детей с нарушением бинокулярного зрения (Фомичева Л.В,  Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г, Ермаков В.П., Якунин Г.А).  Тема освященная в работе является актуальной, так как изучение проблем нарушения зрения не потеряло своей значимости и в настоящее время.

Цель работы: изучение литературы по офтальмологии, офтальмо-гигиеническим основам обучения и воспитания.

Задачи работы:

  • Раскрыть понятие бинокулярное зрение.
  • Объединение изученной литературы по выбранной теме.
  • Выделение проблемы в изученной литературе.

Объектом исследования данной курсовой работы является нарушение бинокулярного зрения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Проблема нарушений бинокулярного зрения в жизнедеятельности детей и офтальмо-гигиенические основы их воспитания и обучения.

Выполнила:

 Учитель-дефектолог

Романова А.А.

Санкт-Петербург 2018 г.

План

Введение…………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Физиология и патология бинокулярного зрения

1.1. Становление зрительной системы……………………………………………………………………………………...4

1.2. Характер зрения двумя глазами………………………………………………………………………………………6

1.3.  Косоглазие……………………………………………………………………………...8

1.4. Содружественное косоглазие………………………………………………………....10

1.5. Паралитическое косоглазие…………………………………………………………...13

Глава 2.  Офтальмо-гигиенические основы  воспитания и обучения детей с нарушением бинокулярного зрения

2.1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации в образовательном учреждении…………………………………………………………………………............14

2.2. Организация зрительной работы. Режим зрительных нагрузок……………………16

2.3. Основные  подходы к организации питания детей с нарушением зрения………..18

Заключение………………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы.....................................................................................

Введение.

Данная работа посвящена изучению проблем нарушения бинокулярного зрения. В представленной работе рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением бинокулярного зрения. В работе были использованы тексты авторов, которые более широко раскрыли тему нарушенного бинокулярного зрения  (Е.И.Сидоренко, Бойкова Н.Н) и литература в которой освящается тема воспитания и обучения детей с нарушением бинокулярного зрения (Фомичева Л.В,  Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г, Ермаков В.П., Якунин Г.А).  Тема освященная в работе является актуальной, так как изучение проблем нарушения зрения не потеряло своей значимости и в настоящее время.

Цель работы: изучение литературы по офтальмологии, офтальмо-гигиеническим основам обучения и воспитания.

Задачи работы:

  • Раскрыть понятие бинокулярное зрение.
  • Объединение изученной литературы по выбранной теме.
  • Выделение проблемы в изученной литературе.

Объектом исследования данной курсовой работы является нарушение бинокулярного зрения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

  1. Становление зрительной системы.

Становление зрительной системы человека проходит определенные этапы. В первые дни жизни ребенка зрение каждым глазом развивается отдельно, начиная со светоощущения, что проявляется реакцией зрачков и общей двигательной реакцией ребенка на свет.  С 2-3 недели жизни у ребенка без врожденных предпосылок к зрительным расстройствам формируются слежение и кратковременная зрительная фиксация крупных предметов, находящихся в поле его зрения, пока каждым глазом отдельно. Уже с 4-5 недели можно отметить недлительную фиксацию предмета двумя глазами, т.е. бинокулярно. Нормально развивающийся ребенок с 3-месячного возраста способен к устойчивому бинокулярного слежению и бинокулярной фиксации предметов  разной величины, расположенных на разном удалении от глаз. В этом же возрасте возникает конвергенция. С 5-6 месяцев начинается развития фузии, т.е. способности сливать в коре головного мозга изображение с двух глаз, однако к 2 годам совместная деятельность сенсорной и моторной систем обоих глаз усовершенствуется. Формирование бинокулярного зрения завершается к 7-15 годам. Стереоскопическое зрение постепенно развивается на основе бинокулярного к 17-22 годам.

Для развития у ребенка бинокулярного зрения необходимы следующие условия:

  • Одинаковое по четкости и величине изображение рассматриваемого объекта, полученное в сетчатке каждого из глаз, что достигается только в глазах без органических изменений оптических сред и оболочек, при изометропической рефракции обоих глаз, остроте зрения каждого глаза не ниже 0.3 и разница в остроте  зрения правого и левого глаза не более 0.4-0.5
  • Нормальная функция каждой глазодвигательной мышцы и 3,4,6 пар черепных нервов, участвующих в их иннервации.
  • Отсутствие патологии проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров.

____________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002гстр 310-311)

Характер зрения при двух открытых глазах можно проверить разными способами. Например,  при помощи цветотеста (четырехточечного аппарата) позволяющего выявить наличие или отсутствие бинокулярного зрения в условиях мягкой гаплоскопии (от греч. hapoloos – одиночный, непарный), создающей отдельное восприятие объекта каждым глазом при помощи светофильтров. На диске цветотестаразмещены 4 светящихся кружка (2 зеленых, 1 белый, 1 красный). На обследуемого надевают очки со светофильтрами (перед правым глазом красное стекло, перед левым глазом зеленое стекло).

Глаз перед которым стоит красное стекло, видит только  красные объекты, другой - только зеленые. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным. При бинокулярном зрении на диске цветотеста в очках-светофильтрах обследуемый видит 4 кружка: 1 красный, 2 зеленых и 1 белый(иногда белый цвет этого кружка может принимать зеленый или красный оттенок) и другие.

Существуют более сложные устройства и приборы для определения характера зрения, в которых применяются поляройдные фильтры, призмы, светофильтры возрастающей плотности, а объекты для рассматривания предъявляются на экране с помощью разнообразных компьютерных программ.

______________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002гстр 311

  1. Характер зрения двумя глазами.

Функции центрального и периферического зрения(острота зрения, цветовосприятие, поле зрения, темновая адаптация) изучают для каждого глаза в отдельности. Особенности зрения при двух открытых глазах в офтальмологии условно определяют как « характер зрения» и подразделяют на монокулярное( только правым или только левым глазом), монокулярное альтернирующее (попеременно то одним, то другим глазом), одновременное (двумя глазами без слияния изображения в один зрительный образ) и бинокулярное.

Бинокулярное зрение- это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе одновременно полученных ими изображений в единый зрительный образ. Такое зрение позволяет быстро определить относительную и абсолютную удаленность предметов в пространстве.  Бинокулярное зрение достигается совместной деятельностью сенсорной (от латинского слова – sensus- восприятие) и моторный (глазодвигательной) системой обоих глаз. Бинокулярное зрение включает в себя 3 основных компонента:

  • Бификсация – одновременная зрительная фиксация наблюдаемого предмета двумя глазами.  Зрительная фиксация – это проецирование изображения рассматриваемого предмета в центре глазного дна, осуществляемое сложной работой всех глазодвигательных мышц.
  • Слияние одновременно получаемых каждым глазом монокулярных изображений рассматриваемого предмета в единый зрительный образ в центральном  зрительном анализаторе т.е. в проекционных отделах коры головного мозга.
  • Проецирование полученного изображения в определенную область рассматриваемого пространства с оценкой его абсолютной (т.е. от глаз) и относительной (т.е. относительно других предметов) удаленности.  

Бинокулярное зрение обеспечивается четким топическим представительством определенных зон (полей) сетчатки правого и левого глаза в соответствующей области зрительной проекционной коры головного мозга. В этой области зрительной коры нейроны как бы спаренные, т.е. связанные одновременно с правым и левом глазом, что позволяет получить одиночное восприятие изображения с сетчатки каждого из них. В офтальмологии этот феномен называется «корреспонденция ретинокортикальных элементов».

____________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002гстр 310)

Если изображение, полученное каждым из двух глаз, проецируется на спаренные нейроны зрительной коры, то предмет, находящийся в зоне зрительной фиксации каждого глаза, будет воспринят корой головного мозга как один предмет, но в объемном (трехмерном) изображении. Мозг сумеет быстро и четко определить положение предмета в пространстве (т.е. его абсолютную и относительную локализацию». Если по каким-то причинам изображение предмета проецируется на некорреспондирующие (так называемые диспаратные) участки сетчатки каждого глаза, то в коре головного мозга это изображение анализируется неспаренными нейронами. Это приводит к возникновению двух изображений одного и того же предмета в мозге (двоение, или диплопия). Много предметов, находящихся в поле зрения человека, проецируются на диспарантные участки сетчаток обоих глаз и вызывают кратковременную (неосознанную) диплопию, подавляемую сознанием и лежащую в основе стереоскопического восприятия пространства. Однако при некоторых заболеваниях (например, при параличе одной из глазодвигательных мышц) возникает осознанная диплопия, вызывающая мучительное для человека ощущение двоения предметов. Такая диплопия требует специальных методов лечения.

_______________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002гстр 310)

  1. Косоглазие

Отсутствие бинокулярного зрения при двух открытых глазах может внешне проявляться косоглазием. Косоглазие (страбизм, гетеротропия) – это отклонение зрительной оси (линии) одного глаза от совместной с другим глазом точки зрительной фиксации. Косоглазие может быть явным, мнимым или скрытым.

Явное косоглазие– это отклонение одного глаза от совместной с другим глазом точки зрительной фиксации. Величина отклонения «девиация» выражается в градусах. Угол косоглазия можно определить на периметре, на шкале Меддокса со специальными палочками Меддокса, с помощью призменного компенсатора или на специальном приборе для диагностики и лечения косоглазия – синоптофоре.

Мнимое косоглазие – «видят» у детей с эпикантусом, при особенностях строения лицевого черепа с чрезмерным разведением или сведением глазниц. Иногда мнимое косоглазие бывает обусловлено расхождением оптической или зрительной осей (линий) глаза.  Такое расхождение оптической или зрительной осей глаз специалисты, занимающиеся проблемами косоглазия, - страбологи обозначали как « угол гамма» - это условная линия между центром роговицы и тем местом, где находится главный задний фокус оптической системы глаза. Если угол гамма превышает 4°, то глаза кажутся сошедшимися к носу или разошедшмися  к вискам («косящими»).

Скрытое косоглазие, или гетеротрофия, - это косоглазие, которое проявляется только при исключении условий для бинокулярного зрения. Следует отметить, что бинокулярное зрение, как правило, осуществляется в условиях ортофории – полногоравнодействия всех глазодвигательных мышц. Гетерофория возникает у лиц с бинокулярным зрением при отсутствии полного равнодействия глазодвигательных мышц-антогонистов, например при парезе одной из них. Гетеротрофия может проявляться  кратковременной диплопией и/ или зрительной астенопией, особенно при работе вблизи.

_________________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр. 312-314)

Лечение пациентов с косоглазием, которое проявляется явным отклонением глаза от совместной с другим глазом точки фиксации, зависит от причины, вызвавшей это косоглазие. По этим причинам косоглазие подразделяют на первичное и вторичное:

Первичное косоглазие – это косоглазие, не связанное с органическим поражением косящего глаза, оно является самостоятельным заболеванием зрительного анализатора и глазодвигательной системы и требует специальных методов лечения (плеоптика, ортоптика, диплоптика).

Вторичное косоглазие – это косоглазие, связанное с невозможностью данного глаза участвовать в бинокулярном зрении из-за какого-либо органического поражения (помутнение преломляющих сред, поражение сетчатки, зрительного нерва и др.).

По постоянству проявлений косоглазие подразделяют на периодическое и постоянное:

Периодическое косоглазие – это косоглазие с периодическим расстройством бинокулярного зрения и кратковременным отклонением одного глаза, например, при волнении, зрительном утомлении. Такое косоглазие специального лечения не требует, можно назначить упражнения по развитию резервов бинокулярного зрения.

Постоянное косоглазие – это постоянное отклонение глаза от совместной с другим глазом точки фиксации, приводящее к расстройству бинокулярного зрения и требующее специальных видов лечения, различных при паралитическом или содружественном косоглазии.

_________________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр. 314)

  1. Содружественное косоглазие

Содружественное косоглазие – это преимущественно детская патология. Оно возникает в 2-3 года у 2-3% детей. Это косметический и функциональный недостаток, влияющий на развитие ребенка, ограничивающий его возможности и повышающий опасность травматизма.  Важным признаком сожружественного косоглазия является сохранение полного объема движений глазных яблок во всех направлениях. Нормой подвижности глаза кнаружи (абдукция) является доведение наружной границы лимба до наружной спайки век. Норма подвижности кнутри (аддукция) определяется по движению границы лимба до условной прямой между верхней и нижней слезными точками у внутреннего угла глаза. При содружественном косоглазии, как правило, подвижность глаза увеличена из-за гиперфункции одной из глазодвигательных мышц, реже бывает небольшое ограничение подвижности глаза. И никогда не встречается полное отсутствие подвижности глаза в каком-либо направлении, характерное для паралитического косоглазия.

Этиология и патогенетически факторы содружественного косоглазия очень многообразны. Косоглазие является внешним признаком отсутствия бинокулярного зрения.  Формирование бинокулярного зрения – это сложный и длительный процесс, происходящий в течение первых лет жизни ребенка. Любые сбои в развитии сенсорной (чувствительной) или моторной (глазодвигательной) сестем каждого глаза или подкорковых и корковых центров зрительного анализатора приводят к нарушению механизма бификсации. Нарушение бификсации и является непосредственной причиной содружественногокосглазия.

Виды содружественного косоглазия. Существует несколько классификаций содружественного косоглазия. Такое косоглазие подразделяется в первую очередь на аккомодационное, частично аккомодационное и неаккомодационное.

Аккомодационное косоглазие – это косоглазие, внешнее проявление которого исчезает при ношении корригирующих очков, т.е. в очках глаза устанавливаются на общий для них объект фиксации. При назначении корригирующих очков с положительными линзами, которые снимают нагрузку на аккомодацию, импульсы на конвергенцию ослабевают.

_______________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр 315-316)

В таких очках сходящееся косоглазие полностью исчезает(аккомодационное косоглазие) или его угол уменьшается(частично аккомодационное косоглазие). При грубом нарушении взаимодействия аккомодации и конвергенции корригирующие очками не повлияют на угол косоглазия – это неаккомодационное косоглазие.

Содружественное косоглазие подразделяется на монолатеральное (односторонне, монокулярное) и альтернирующее (попеременное). Монолатеральное – это косоглазие одним глазом, альтернирующее – косоглазие попеременное то одним, то дргуим глазом в зависимости от того, какой из них фиксирующий в данный момент. Более благоприятно альтернирующее косоглазие, так как при монолатеральном выше риск снижения зрения постоянно косящего глаза (дисбинокулярнаяамблиопия).

По направлению косоглазие подразделяется на сходящееся, расходящееся и вертикальное. Сходящееся (эзотропия) косоглазие – направление зрачков к носу, расходящееся (экзотропия) – к виску. При одновременном отклонении глаза по вертикали указывается вертикальный компонент косоглазия косоглазие кверху (гиперфория) или косоглазие книзу (гипофория). Выделяют косоглазие без амблиопии или косоглазие с амблиопией.

Амблиопия– понижение зрения без видимых органических поражений глаза, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора. Амблиопия наблюдается в 70-80% случаев содружественного косоглазия и отражает атологию зрения двумя глазами. Хотя функциональное понижение зрения обоих или одного глаза может быть не только косоглазием.

Анизометропическая амблиопия – амблиопия при анизометропической рефракции с плохо корригируемым понижением остроты зрения глаза с более выраженной аметропией. Амблиопияexanopsia( от бездействия) – это амблиопия при монолатеральном содружественном косоглазии, обусловленная постоянным торможением функции центрального зрения косящего глаза.(«дисбинокулярнаяамблиопия»). Амблиопия истерическая(амаврозистерический, слепота психогенная) – амблиопия, возникающая при истерии. Такая амблиопия сопровождается не только снижением остроты зрения, но и другими зрительными расстройствами (цветоощущения, поля зрения и др. ).

__________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр317-318)

Амблиопия обскурационная( лат.obscuratio – затуманивание, затемнение) обусловлена врожденными или рано приобретенными помутнениями преломляющих сред глаза или птозом. Обскурационнаяамблиопия проявляется сохранением пониженного зрения после ликвидации помутнения оптических сред или птоза. Амблиопия рефракционная наблюдается при аметропиях – высокой гиперметропии и астигматизме.Ясно, что амблиопия при косоглазии является следствием косоглазия,всвоб очередь усугубляя его по мере снижения остроты зрения косящего глаза.

Косоглазие с функциональной скотомой.Функциональная скотома – участок выпадения в поле зрения косящего глаза только при двух открытых глазах. При содружественном косоглазии это приспособление зрительной системы, освобождающее ее от осознанной диплопии. Функциональная скотома при зрении двумя глазами выражается в подавлении (торможении) зрительной корой одного из двух монокулярных изображений.

Одной из важнейших составляющих профилактики содружественного косоглазия является оптическая коррекция аметропий в раннем возрасте. В группе риска при отягощенной наследственности необходима объективная проверка рефракции в условиях полной циклоплегиив первые 6 месяцев жизни ребенка. У здоровых детей – на 1- м году жизни. Все отклонения величины клинической рефракции от возрастной нормы (кроме небольшой близорукости без астигматизма) должны быть устранены путем назначения корригирующих стекол.

___________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр. 318. 325)

  1. Паралитическое косоглазие

Паралитическое косоглазие – это постоянное отклонение одного из глаза от совместной с другим глазом точки зрительной фиксации, возникающее из-за паралича одной или нескольких глазодвигательных мышц. Такое косоглазие возможно при врожденных (центральных или периферических) или приобретенных (центральных или периферических) параличах глазодвигательных мышц, обусловленных мышечными или нервными нарушениями ( врожденная патология, черепно-мозговые травмы, травмы глазницы, нейроинфекции, последствия нейрохирургических операций, опухоли и сосудистые заболевания и др.)

При паралитическом косоглазии, в отличие от содружественного, движение глаза в сторону действия парализованных мышц резко ограничено или отсутствует. Это выявляется при проверке объема движения глазного яблока (вверх или вниз, к носу – аддукция или к виску – абдукция), а в сложных случаях  - специальными методами исследования функций глазодвигательных мышц, к которым относятся коордиометрия, электромиография и др. при паралитическом косоглазии субъективно ощущается диплопия (двоение). Диплопия очень тягостна и нарушает ориентацию человека в пространстве. При длительно существующем паралитическом косоглазии развивается скотома торможения или функциональная скотома ( выпадения в поле зрения косящего глаза при двух открытых глазах), а позднее дисбинокулярнаяамблиопия длительно косящего глаза, которая избавляет человека от диплопии, но приводит к глубоким расстройствам зрительных функций.

Глазной тортиколлис (глазная кривошея) – это вынужденное положение головы человека при паралитическом косоглазии. В таком положении головы диплопии нет. Из-аза паралича одной из нескольких глазодвигательных мышц при прямом положении головы невозможна зрительная фиксация одного предмета двумя глазами, а в вынужденном положении такая фиксация осуществляется в результате наклона головы вбок напряжением шейных мышц. Угол отклонения косящего глаза ( первичный угол косоглазия) при паралитическом косоглазии всегда постоянен по величине, а вторичный угол косоглазия ( отклонение некосящего глаза при попытке фиксировать предмет косящим глазом) всегда больше первичного угла.

_____________________________

(Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002г стр.325-326.)

2.1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации в образовательном учреждении.

Важнейший аспект деятельности государственного образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья ребенка. Профилактика проявления зрительных расстройств у нормально видящих детей, ухудшение зрения на фоне патогенных факторов у детей с нарушенным зрением является одной из основных задач охраны и укрепления здоровья ребенка.

Актуальность вопросов офтальмогигиенических основ воспитания и обучения детей значительно возрастает, если речь идет о группе детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяет жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охраны и гигиенических мероприятий ,так как кроме профилактической направленности они призваны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего те или иные зрительные проблемы: либо в виде нарушений функционирования зрительной системы в целом, либо в виде отдельных функциональных расстройств.

Дети с функциональными расстройствами зрения в виде аметропии (меопия, гиперметропия, астигматизм), не соответствующей возрасту, косоглазие, амблиопии, дисбинокулярности. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части детей зрение корригируется  оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0.4.

Цель лечебно-восстановительного мероприятий для этой группы – достижение ортофории (правильное положение глаз), устранение амблиопии (восстановление остроты зрения), восстановление утраченных или формирование прежде отсутствующих бинокулярных связей, т.е. развитие бинокулярного зрения, коррекция аметропии для повышения остроты сниженного зрения каждого глаза и обеспечение оптимальных условий для зриетльного восприятия с различных расстояний двумя глазами. Данные офтальмогигиенической литературы позволяют говорить, что причины появления зрительных расстройств данного вида носят комплексный характер: имеют значение наследственность, характер роста и развитие ребенка, состояние его здоровья, гигиенические условия зрительной работы: зрительная и аккомодационная нагрузка и др.

_______________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр( 5; 29,47-49)

Рухлова С.А. Основы офтальмологии. – М.: Мед.книга; Н.Новгород: изд-во НГМА, 2001.

Направленность офтальмогигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей данной группы выражается:

  • В создании оптимальных условий, обеспечивающих восстановление нормального функционирования зрительного анализатора;
  • В устранении причин ,приведших к зрительным расстройствам;
  • В профилактике рецидивов косоглазия  и амблиопии;
  • В укреплении физического и психоэмоционального здоровья ребенка;
  • В развитии зрительного восприятия как познавательно-ориентировочного процесса в соответствии с возрастными возможностями.

Такую направленность оздоровительно-образоватльного процесса возможно реализовать через: организацию и осуществление в образовательном учреждении всего комплекса лечебно-восстановительных мероприятий; психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно-рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития; организацию режима жизнедеятельности ребенка; психолого-педагогическое сопровождение благополучнго психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе; комплекс тифлопедагогических и общеобразоватльных мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия; комплекса оздоровительных и физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья; организацию предметно-пространственной среды в соответствии с лечебно-восстановительными задачами; формирование у детей и их родителей сознательного отношения к выполнению лечебных назначений, воспитание у ребенка желания вылечиться; организацию зрительного труда детей в соответствии со степенью и характером зрительных расстройств.

________________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр( 51-52.)

2.2. Организация зрительной работы. Режим зрительных нагрузок.

Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает: чередование работы глаз с их отдыхом; целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций; создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения, подбор объектов восприятия по размеру ,цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумленности фона и т.д. с целью сохранения достаточной энергетики глаза  и предупреждения значительного напряжения, прежде всего в процессе построения адекватных зрительных образов при удержании их в поле видения в заданный временноц отрезок и др.

Тифлопедагогам и учителям, работающим с детьми, имевшими либо имеющими какие-либо проблемы с бинокулярностью – например ,неспособность фокусировать оба глаза в одной точке или рассогласованностью действий глаз и др., без значительного снижения остроты зрения, следует помнить, что при чтении или рассматривании объекта с большим числом мелких деталей таким детям приходится прилагать большие усилия, чтобы заставить глаза работать согласованно, поэтому они могут испытывать дискомфорт уже после непродолжительного зрительного труда, например, чтения в течение 15-20 минут.

Совершенно очевидно, что на уроках чтения, а также при подготовке домашних заданий для детей этой группы должен соблюдаться регламент  длительности непрерывного чтения, по которому отдых должен быть частым и предупреждать чувство зрительного дискомфорта.

Режимы зрительных нагрузок предполагает в образовательном процессе не только временное ограничение зрительной работы, но и использование педагогом разнообразных приемов профилактики и снятия зрительного утомления. Простые манипуляции, способстующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т.п.  Такие простейшие упражнения для снятия визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности определяют как релаксационный комплекс.

_____________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр (74-75;87).

Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. как сохранить зрение у детей. – М:. сталкер 2000

Для активизации зрения детей с функциональными его расстройствами при изготовлении и подборе наглядных пособий рекомендуется использовать красный, оранжевый, желтый, яркие и насыщенные другие цветные тона. Для детей с амблиопией высокой и средней степени на фоне косоглазия рекомендуется в пособиях использовать светло-серые поверхности, окрашенные в розовые, светло-голубые, желтые, светло-зеленые, которые отражают до 30-60% света, и белые поверхности, которые отражают более 60% света, яркие тона с тем, чтобы стимулировать самую важную часть сетчатки – желтое пятно – и улучшать способность различения.  С целью поддержания зрительной работоспособности этой группы детей при работе вблизи наглядный материал (картинки, карточки и др.) следует располагать перед взором ребенка в вертикальной плоскости (фон на подставке). С учетом вида косоглазия перед детьми с амблиопией рекомендуется наглядный пособия располгать следующим образом: на горизонтальной плоскости (плоскость стола) работают дети с расходящимся косоглазием, в вертикальной плоскости (на подставке) – дети со сходящимся косоглазием.

______________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр (102-103)

2.3. Основные  подходы к организации питания детей с нарушением зрения.

Целесообразную организацию питания детей с нарушением зрения следует рассматривать как одно из важнейших охранно-гигиенических мероприятий поддержания функционирования зрительной системы  и наращиванию нервно-физического тонуса зрительного анализатора.

Полноценное питание предполагает: соответствие его рациона потребностям организма, достаточный объем пищи, кратность ее приема, соблюдение диеты по показаниям врача. Рацион питания, прежде всего, должен соответствовать большой потребности растущего организма в пище, так как интенсивный рост ребенка требует постоянного притока пластического и энергетического материала, источником которого является пища. Это общее гигиеническое требование в организации жизнедеятельности ребенка. Если же говорить о рациональном питании с точки зрения охраны и совершенствования зрительных возможностей, очевидно, что в него должны входить продукты, по своему составу благоприятно влияющие на восполнение энергетики зрения, на укрепление зрительных мышц глаз, на улучшение питательной среды глаз, на наращивание их нервно-психического тонуса.

Рациональное питание предполагает потребление растущим организмом разнообразных продуктов, в которые входят белки, жиры, углеводы, жидкость, витамины, минералы.

Основную энергетическую нагрузку несут в организм углеводы, которые обеспечивают более половины энергетических затрат человека. Во время напряженной умственной работы( зрительное восприятие), возникает высокая интенсивность обменных процессов в головном мозге, причем в качестве энергетического ресурса преимущественно используется глюкоза. В связи с этой ролью углеводов в любом детском учреждении, а особенно для детей с нарушением зрения, должно особое внимание уделяться рациону питания с точки зрения достаточного поступления в детский организм углеводов. В энергетических затратах жира приходится примерно 30% т.е. он играет второстепенную роль в энергетическом обеспечении жизнедеятельности человека.

Важной составной частью пищи являются белки, биологические функции которых важны и многообразны. Белки – это основной пластический строительный материал организма. Они входят в состав мышц, крови, ферментов. На энергетические нужны белки расходуются в небольшом количестве. Недостаточное содержание белка в рационе питания вызывает ослабление вначале тормозного, а затем процесса возбуждения головного мозга с нарушением их равновесия. Белки стимулируют нейродермические процессы в коре, усиливают возбуждение  центральной нервной системы, улучшают способность мозга к тонкой дифференциации. Продукты с высоким содержанием белка обязательны в рационе питания детей, так как они обеспечивают им хорошую умственную и, следовательно, зрительную работоспособность.

_____________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр (61-63)

Правильное построенный рацион питания детей предполагает сбалансированное поступление в организм белков, жиров и углеводов (в соотношении 1:1:4; 1:1:5).

С целью профилактики снижения зрения и поддержания физиологических возможностей зрительной системы в рацион питания должны входить продукты, богатые определенными витаминами и минералами. Витамины повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствую правильному росту и развитию организма, участвуют в обменных процессах. Также отмечается важность для зрения достаточного потребления кальция и калия. Кальций имеет значение для укрепления каркасной склеры глаза.

Потребность организма в витаминах удовлетворяется при соблюдении одного из основных принципов рационального питания – разнообразие пищи, богатой витаминами. Таким образом, полноценное питание – это не только основа физического развития организма, но и профилактическое мероприятие его ослабления, снижения.

_______________________________

Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007. Стр (63-64; 73).

Шкорлова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. – Ростов-н\Д, 2000.

Заключение.

В заключении проведенного  исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами с соединением в зрительном анализаторе одновременно полученных ими изображений в единый зрительный образ. Такое зрение позволяет быстро определить относительную и абсолютную удаленность предметов в пространстве.  Бинокулярное зрение достигается совместной деятельностью сенсорной (от латинского слова – sensus- восприятие) и моторный (глазодвигательной) системой обоих глаз.

Патология бинокулярного зрения:

  • Косоглазие(явное, мнимое, скрытое, первичное, вторичное и др.)
  • Содружественное косоглазие
  • Монолатеральное косоглазие
  • Альтернирующее косоглазие
  • Амблиопия(обскурационная, истерическая, анизометропическая и др.)
  • Паралитическое косоглазие
  • Функциональная скотома

Офтальмогигиенических основы воспитания и обучения детей имеющих проблемы со зрением. Важнейший аспект деятельности государственного образовательного учреждения – охрана и укрепление здоровья ребенка. Профилактика проявления зрительных расстройств у нормально видящих детей, ухудшение зрения на фоне патогенных факторов у детей с нарушенным зрением является одной из основных задач охраны и укрепления здоровья ребенка.

Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

Целесообразную организацию питания детей с нарушением зрения следует рассматривать как одно из важнейших охранно-гигиенических мероприятий поддержания функционирования зрительной системы  и наращиванию нервно-физического тонуса зрительного анализатора.

Изучая данную тему мы выяснили какие нарушения бинокулярного зрения возможны и какие мероприятия по охране и восстановлению бинокулярного зрения нужно выполнять и каких правил следует придерживаться в обучении и воспитании детей с данным типом нарушения.

Список использованной литературы

  1. Офтальмология Учебник\Под.ред. Е.И.Сидоренко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 0-91 2002
  2. Фомичева Л.В. – клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения – Спб.: КАРО, 2007
  3. Шкорлова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. – Ростов-н\Д, 2000
  4. Рухлова С.А. Основы офтальмологии. – М.: Мед.книга; Н.Новгород: изд-во НГМА, 2001.
  5. Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. как сохранить зрение у детей. – М:. сталкер 2000
  6. Бойкова Н.Н., Офтальмология. Учебное пособие. – М.: - РИОР, 2007.
  7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 200.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

Обучение дошкольников с нарушением бинокулярного зрения ориентировке в микропространстве.

Консультация для педагогов коррекционных образовательных учреждений....

Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности детей в старшей группе. Основы противодействия терроризму «Путешествие Красной шапочки».

Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.Задачи: научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах пред...