Речевой материал для звука Р
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевой материал для автоматизации Р
Рак. Юра поймал в пруду (рака). Покажи мне (рака), — просит Рая. — Вот (рак), — на, держи. Только Рая протянула руку, (рак) схватил её клешнёй за палец. — Ой! — вскрикнула Рая и бросила (рака) обратно в воду.
Прыгалка. Вере на день рождения подарили (прыгалку)... . Она вынесла ... во двор. | — Дай мне ... попрыгать,— попросила Ира. И Вера с Ирой стали прыгать по очереди.
Рысь. В одной книге на картинке Юра увидел (рысь) ,... . — Папа, расскажи мне про — просит Юра. - Давай вместе расскажем о (рыси), - предложил папа. (Рысь) — это дикая кошка. — Посмотри, Юра, какая окраска у этой (рыси). — Эта (рысь) рыжая с чёрными пятнами, — А на ушах у (рыси) кисточки.
Краски. Вере подарили новые (краски). (Краски) были яркими и красивыми. Стала Вера рисовать новыми (красками). (Красками) она покрасила траву, деревья и крышу дома. - Убирай свои (краски), — сказала мама, - пора спать.
Рассказы-задачи.
Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков». Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?
Рассказы с вопросами.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
1. У Юры и Иры новая игра. Это радио. У кого...? Что...? — Я буду диктором, — говорит Юра. Кто...? Что говорит...? — Это микрофон. Говорит город Ковров. Передаю микрофон другому диктору. — Сегодня в нашем городе праздник, - говорит Ира, Кто...? Что говорит...? — Там будут разные игры и аттракционы. Что будет…?
2. Юра с мамой были в роще. Кто...? Где...? Там кружился целый рой комаров. Что...? Юра закрывается руками от комаров, прыгает, вертится. Кто...? Что делает…? От кого...? Но одно от них спасение — костёр. Какое спасение...? Мама разжигает костёр. Что делает...? Что…? Комары боятся дыма и теперь держатся в стороне. Кто...? Что делают…?
3. На окраине одного города старый парк. Где...? Что...? Там огромные деревья и красивые цветники. Что...? Какие...? На клумбах растут розы, георгины, ирисы, резеда, рудбекии. Какие цветы...? В открытом театре играет оркестр. Где...? Хорошо отдыхать в старом парке. Где...?
4. Юра решил сделать младшему брату Роме подарок. Кто...? Кому…? Что...? Работал Юра старательно и аккуратно. Кто...? Как...? У него из фанеры получилась хорошая подставка для книг. Какая...? Из чего…? Роме понравился подарок Юры. Кому...? Что…? Чей...?
5. На завтрак в школе был хлеб с маслом и колбасой. Когда...? Рома колбасу съел, а хлеб бросил на стол. Кто...? Что сделал…? Учительница посмотрела на него, затем подвела Рому к витрине. Что сделала...? Кого...? Куда...? Там лежал маленький ломтик чёрного хлеба, и было написано: «Такой паёк давали людям во время блокады Ленинграда». Что...? Рома покраснел, потом взял со стола хлеб съел его. Кто...? Что сделал...?
Мальчик наоборот. У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют - Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юра рисует, ребята строят дом — Юра прыгает. — Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая. Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом: «Все кладут сначала в рот бутерброд, а потом едят компот, всегда наоборот. Он сначала ест компот, за компотом бутерброд» — Ой, да это про меня,— думает Юра.
Кто вперёд. Мама налила Кларе молока и дала булку: «Пей молоко, Клара». А Клара отлила молоко в блюдце кошке, отломила ей булки и говорит: «А ну-ка, Мурка, кто вперёд!»
Что натворило р. Дюнка научилась выговаривать р. «Ну, - думает,— в садике всех удивлю!» Пошла утром Дюнка в садик и Рпотеряла. Выпало Р изо рта, она и не заметила. Узнала, когда подошла к садику и увидела Шарика. Она ему сказала: — Пливет, Шалик! — и поняла, что потеряла Р. — Потеляла! Р валялось на дороге. Шел прохожий, наступил на Р и как брякнется! Шла машина, шофёр увидел, что прохожий посередине улицы брякнулся, и как затоРмозит! Милиционер увидел, что прохожий бРякнулся и машина затоРмозила, как бРосится бежать к ним! Он бежит, а встречные так и шаРахаются от него в сторону. Вот что Р на дороге натвоРило! Разузнал милиционер, в чём дело, понял, что ничего пока страшного не произошло, поднял Р. Принёс его в садик. — Дети,— спрашивает,— кто Р потерял? Все сказали: — Р-р-р-р! — Это они не рычали, вы не подумайте, они проверяли, не потеряли ли Р. Дюнка же сказала: — Л-л-л-л! Милиционер сполоснул в стакане с кипячёной водой Р и отдал Дюнке. Она тут же положила Р на язык и сказала громко: — БоРьшое спасибо! Потом поправилась и сказала: — БРагодаРю вас!
Одна буква. Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: ВАРОНА. Я говорю ей: «Ты неверно написала. После В надо писать О, а не А». А Маша отвечает: «Ну, подумаешь, одна буква... вАрона или вОрона, какая тут разница? И так все поймут». Тогда я сказал: «А ну-ка, зачеркни в слове ВОРОНА букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо Н напиши букву Т. Что получилось?» Смеётся Маша: «Вот чудеса, получилось ВОРОТА!». «Поняла,— говорю,— что значит одна буква?» Потом сочинили мы с Машей стихи. И в том стишке одну букву заменили другой.
В уголке Дурова Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей, морских львов. Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок». Морской лев на носу крутил на палке тарелку. Слон кланялся ребятам и протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами. Дети были довольны. Этой прогулки в уголок Дурова они никогда не забудут.
Рыжий город. Одного мальчика дразнили рыжим. Это он сильно переживал. Он решил уйти из дома. Лёг вечером спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома. Смотрит, ворота, а на них надпись: «Добро пожаловать в Рыжий город!» Зашёл и ахнул. В этом городе всё было рыжим: рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие облака повисли. Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков. По радио передавали «Рыжий Рок». Все рыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая девочка и спросила: «Ты почему такой грустный?» «Меня все рыжим дразнят»,— ответил Рыжик. «А солнце какого цвета?» «Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик. «И мы — рыжие, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!» И тут мальчик проснулся.
Пятёрка. Иван осторожно подтёр в тетради тройку, осторожно провёл красным карандашом чёрточку вправо, и получилась самая настоящая пятёрка. Вот обрадуется мама! Вечером мама просматривала Ванины тетради, увидела пятёрку и удивилась: — Что такое? В тетради четыре ошибки, а отметка — «пять»! — Не знаю,— смутился Ваня.— Не я ставил отметку — учительница. — Странно! — продолжала мама.— С каких это пор стали за четыре ошибки ставить пятёрки? Ваня промолчал. А когда мама ушла ни кухню готовить ужин, быстро исправил пятёрку на тройку и задумался... Оказывается, обрадовать маму не так просто!
Сорочьи тараторки. Почему год круглый? Солнце. Все говорят: круглый год, круглый год! А почему год круглый? Да потому, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает — так и год. Дуб. И совсем не потому! Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо растёт. Как год — так новое кольцо. А кольцо — тот же круг! Ёлка. Нет, друзья, нет и нет! Всем вам известно, что мы, ёлки, круглый год зелёные. А как же мы могли бы быть зелёными круглый год, если бы сам-то год был бы не круглый?.. Н. Сладков
Воробей и сорока. Чего это ты, Воробей, раззадавался? Чего ты расчирикался? Все хорошие певцы помалкивают ещё, а тебя прорвало — так и подскакиваешь! — Эх, Сорока, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик - чирик! Н. Сладков
Три сестры. Утром мать собралась на работу. — Девочки,— сказала она дочкам,— приберите комнату. — Я вчера убирала,— ответила старшая. Она расчёсывала перед зеркалом волосы. — Я потом уберу,— сказала средняя. Младшая ничего не ответила, убрала комнату, а потом сварила обед. Вечером пришла мать и принесла три яблока. — Мама яблоки принесла! — закричал сестры и бросились ей навстречу. — Постой-ка,— сказала мать старшей дочке, — ты вчера уже съела. А ты,— сказала потом средней,— потом съешь. Мать подозвала младшую дочку: — Иди-ка сюда, милая. Ты сегодня работала за троих. Все три яблока — тебе.
Составление рассказа по теме.
Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье?Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.
В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал для звука Л
СловаЗадание 1. Чётко произносить слова.Лаз, лай, лада, лак, лама, лань, лапа, зола, дела, мала, пила, юла, лавка, лайка, лампа, лапка, ластик, ласты, чулан, талант, палата, смола, скула, палас,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604840-1425751931.jpg)
Речевой материал "Учим звук [ш]".
Речевой материал для автоматизации звука [ш] оформлен в виде карточек, удобен в применении. Поможет родителям отработать правильное произношение поставленного звука....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/07/picture-604840-1425751931.jpg)
Речевой материал "Учим звук [ж]".
Речевой материал для автоматизации звука [ж] оформлен в виде карточек, с постепенным усложнением. Для одного занятия с ребёнком рекомендуется выполнить задание по одной из карточек, соблюдая последова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-625153-1430994291.jpg)
Речевой материал для звука Р.
Автоматизация звук5а Р в словах, предложениях , чистоговорках, текстах....
Речевой материал «Дифференциация звуков [р ]- [рь ]- [л ]- [ль ] в словосочетаниях и коротких фразах»
Речевой материал "Дифференциация звуков [р] - [рь] - [л] - [ль] в словосочетаниях и коротких фразах"...
Речевой материал на звук «Б»(загадки, скороговорки, чистоговорки)
Загадки на звук «Б»У маленькой КатюшкиУселся на м...