Парциальные программы для реализации АООП ДО для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Жукова Анна Александровна

Парциальные программы для реализации АООП ДО для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsprogrammy_dlya_zpr.docx95.86 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативная часть программы АООП для ЗПР , реализуемая участниками образовательных отношений.

Технология

«Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»

Авторы – составители:

Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.

Цель: сформировать у детей более заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее воспитательное влияние на их развитие.

Задачи:

- формировать умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию;

- развивать умения сотрудничать и конструировать «текст для другого» (умение говорить самому);

- формировать качественную сторону речевой деятельности детей в процессе общения, совершенствовать речевую активность ребёнка – дошкольника;

- корректировать речь детей не только на речевых занятиях, но и во всех видах  детской деятельности (как совместной с педагогом, так и самостоятельной);

- следить за логичностью детских объяснений и рассуждений, а также коммуникативной целесообразностью высказывания.

Краткая аннотация:

Данная технология предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, на развитие умения сотрудничать и конструировать «текст для другого» (умение говорить самому), с другой - нетрадиционные формы речевой работы с детьми.

При знакомстве с правилами игровых упражнений, творческих заданий воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно – выразительной окрашенной речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырех блоков, название которых отражает основные направления педагогической деятельности:

1) развиваем умение сотрудничать;

2) развиваем умение активно слушать;

3) развиваем умение высказываться (говорить самому);

4) развиваем умение правильно перерабатывать информацию.

Каждое направление работы имеет свои задачи и содержание.

Нетрадиционные формы работы включать в педагогический процесс рекомендуется постоянно в течение всего учебного года.

Поэтому система работы по развитию речевой деятельности детей в детском саду помимо традиционных занятий включает в себя еще четыре формы речевой работы:

- игровая обучающая ситуация;

- ситуация общения;

- интегрированное занятие с элементами кооперации;

- творческая мастерская.

Эти четыре нетрадиционные формы работы с детьми в пособии тоже выделены в отдельные блоки.

Место нетрадиционных форм речевой работы с детьми

в образовательном процессе ДОУ

Формы

Показатели

Ситуации

общения

ИОС (игровые обучающие

ситуации)

Творческая мастерская

Интегрирован-

ные занятия с

элементами

кооперации

Основа

инициативная речь ребёнка, нерегламентируемая

речевая

деятельность

сценарий

активизирующего общения

коллективная творческая деятельность (или) деятельность с «открытым» концом

работа в

«малых»

группах

Возраст

детей

во всех

возрастных группах

во всех

возрастных

группах

старший

дошкольный возраст

старший

дошкольный возраст

Частота проведения

или использования

три – четыре раза в неделю (в любое время)

один раз в неделю (во второй половине дня)

один раз в месяц (вторая половина дня)

один раз в месяц (первая половина дня)

Примерное количество на год

согласно

календарно-тематическому плану

согласно

календарно-тематическому плану

на второй неделе каждого месяца

на четвёртой неделе каждого месяца

Каждая форма речевой работы имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности. Поэтому в педагогической технологии они (нетрадиционные формы) представлены в виде отдельных блоков.

Блок 1. «Ситуации общения»

Важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста являются ситуации общения.

Ситуации общения - специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей.

В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы (принцип «интеллектуального голода»), помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Дети должны испытать «палитру интеллектуальных эмоций»: удивление при встрече с объектами, интерес к выявлению причин различных событий, сомнение, догадку, радость успеха и открытий.

Особенности ситуаций как формы работы с детьми

1. Участие в основном добровольное.

2. Взрослый выступает как партнер по общению, в деятельности. Это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный.

3. За счет изменения обучающей позиции педагога на партнерскую происходит изменение стиля взаимоотношений педагога и детей. Взрослый - это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали, не выходить к доске и т. п.).

4. Ситуация общения планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

5. Длительность ситуации общения от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

6. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации общения.

7. Ситуации общения ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей.

Блок 2. «Игровые обучающие ситуации»

Условия, необходимые для развития детской игры, полноценного игрового общения:

- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;

- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.);

- активная позиция ребёнка в деятельности.

Для развития полноценного игрового общения педагоги используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида таких ситуаций:

- ситуации – иллюстрации,

- ситуации – упражнения,

- ситуации партнёрского взаимодействия,

- ситуации – оценки.

В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.

Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей старшей группы в ситуациях партнёрского взаимодействия (ситуаций - проблем) способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке», и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей.

В подготовительной к школе группе начинают использоваться ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Блок 3. «Творческая мастерская»

Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Цель - овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми

1. Творческой начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.

8. Педагогу нужно уметь:

- не мешать ребёнку творить;

- быть рядом с ним в этом процессе;

- принять и понять его позицию;

- довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

- самому быть творцом;

- бережно относиться к результатам детского творческого труда.

9. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

10. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

11. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие оттого, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», дети «трансформируют» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.

Блок 4. «Интегрированные занятия с элементами кооперации»

Интегрированное занятие с элементами кооперации - особый вид фронтального занятия, которое позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого и познавательного развития каждого ребенка.

Интегрированные занятия с элементами кооперации имеют определенную структуру.

I. Вводная часть.

Задача – заинтересовать детей предстоящей деятельностью.

Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету. Мотивами могут стать помощь малышам, игровому персонажу или игрушке, получаем письмо с просьбой о помощи от сказочного персонажа и т.п.

II. Организационная часть.

Задача – сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.

Примерное содержание. Дети выполняют задания в парах или подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации речевого общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль:

ребенок – учитель – предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры;

ребенок – ученик – предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила;

«партнеры» - предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.

III. Основная часть.

Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.

IV. Заключительная часть.

Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, «Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал»), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения и невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.

Взаимосвязь технологии с образовательной программой: в основе технологии лежит практико-ориентированная коммуникативная деятельность, направленная на освоение детьми образовательных областей «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» (ФГОС ДО).

Возраст детей: технология реализуется в группах детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).

Место технологии в образовательном процессе: данная технология позволяет существенно обогатить систему работы по речевому развитию дошкольников и развитию общения, т.к. спроектирована в эффективных формах образовательной деятельности педагогов с детьми.

Содержание технологии представлено в методическом пособии "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду"  (авторы – составители Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н.; издательство: Санкт - Петербург, Детство-Пресс, 2008 г.).

Технология «Воспитание духовности через приобщение дошкольников

 к традиционной праздничной культуре русского народа»

(авт.-сост. Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.А. Николаева)

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Задачи:

  • знакомство детей с различными формами культуры;
  • воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
  • поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
  • содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
  • формирование нравственно-патриотических чувств;
  • развитие художественно-творческой активности детей.

Краткая аннотация:

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Но при реализации этого потенциала полезна не любая духовность, а такая, плоды которой отвечают критериям нравственности. Выражается нравственность на индивидуальном уровне  – в мировоззренческом целомудрии, на социальном – в милосердии.

Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия укореняются в ребенке при одном, среди прочих, условий – это реализация комплексного подхода к воспитанию.

Структура технологии отражает особенности народного земледельческого календаря, который начинался с сентября. В российской образовательной практике этот месяц совпадает с началом учебного года, поэтому все программное содержание распределено по месяцам согласно основным событиям фенологического и народного календаря.

Содержание игровых обучающих ситуаций направлено на решение таких задач, как формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе знакомства детей с существенными признаками каждого месяца, с народным земледельческим календарем. Такой подход позволяет учить дошкольников устанавливать разнообразные связи в природе.

Организация совместной творческой продуктивной деятельности направлена на развитие ручной умелости. Маленькие дети по своей природе созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать у детей определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.

В начале каждого месяца представлена краткая и доступная информация об особенностях этого месяца как определенного временного отрезка жизни народа. Этот информационный материал предназначен в первую очередь для взрослых – педагогов и родителей – как полноправных участников образовательных отношений.

Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.

Технология «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка-дошкольника.

Взаимосвязь технологии с образовательной программой ДОУ

Содержание технологии включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным линиям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Возраст детей: полностью реализуется в группах старшего дошкольного возраста 5 -7 лет; частично, через включение в культурно- досуговую деятельность реализуется в среднем дошкольном возрасте.

Место технологии в образовательном процессе:

Содержание технологии связано с пятью образовательными областями: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети могут свободно переносить и в самостоятельную деятельность.

Основу ИОС составляет сценарий активизирующего общения, содержание которых включает в себя богатый познавательный и литературный материал, направленный на решение таких задач, как формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе знакомства детей с существенными признаками каждого месяца, с народным земледельческим календарем.

Организация совместной творческой продуктивной деятельности направлена на развитие ручной умелости. Маленькие дети по своей природе созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать у детей определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.

Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.

Вариативная часть программы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Парциальные программы / технологии

Авторы/

издательство/

источник

Возраст детей

Форма образовательной деятельности с детьми

Кадровый состав, реализующий парциальную программу/

технологию

Сетевое взаимодействие

Дополнительная

информация

Технология

«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»

русская культура

Антонова Г.А.;

Ельцова О.М.;

Николаева Н.А.

СПб.: «Детство - пресс», 2012.

Реализуется технология

полностью в группах старшего дошкольного возраста 5 -7 лет; частично, через включение в культурно-досуговую деятельность реализуется в среднем дошкольном возрасте

- игровые обучающие ситуации;

- организация совместной творческой продуктивной деятельности;

- фольклорные праздники, развлечения

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста: Евстигнеева Е.В.,  высшее образ., высшая кв.кат, Сухина Е.Г., высшее обр.,1 кв.кат., Максимова В.И., ср.спец.,1 кв.кат.,Прокопкина Ю.Б., ср.спец.,

1 кв.кат, Пачкова Л.С., ср.спец .,1 кв.кат., Черенкова С.Н., ср.спец .,1 кв.кат., Васильева Л.В., ср.спец .,1 кв. кат., Белолипецкая Н.А., ср.спец .,1 кв. кат.

Освобождённые специалисты:

Муз.рук -Оленева С.В., ср.спец., 1кв.кат.,

Руководитель по физо Жукова А.А.

Высшее, СЗД.

Договор № 0978 о сотрудничестве в области образования

13.06. 2017

(НИПКиПРО)

Данная технология начнёт апробироваться в ДОУ в 2017-2018 учебном году под руководство автора Ельцовой О.М., ст. преподавателя кафедры ТиМДО НИПКиПРО.

План реализации технологии представлен в «дорожной карте».

Парциальные программы / технологии

Развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Технология

«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»

русская культура

Этнографический музей «Русская изба».

Информационные стенды, плакаты.

Картотека и атрибуты к народным играм.

Наглядные пособия

Видеотека

Познавательная литература

Интерактивные панно

Настольно - печатные игры

Магнитно – маркерные  доски

Модули

Мультимедийное оборудование

Настольно - печатные игры

Атрибуты для театрализованных игр

Уголки ряженья

Настольные и напольные ширмы

Различные виды театра, реквизит, элементы декораций

Схемы, модели

Мнемотаблицы

Задачи

- Создание единого образовательного пространства.

-Актуализация и активизация роли родителей в работе по приобщению дошкольников к истокам русской культуры

- Выявление, изучение и распространение опыта семейного воспитания.

- Организация семейного досуга на основе праздничной культурной традиции русского народа

Принципы взаимодействия с родителями

Целенаправленность.

Систематичность.

Плановость.

Дифференцированный подход к работе с родителями, учёт многоаспектной специфики каждой семьи.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Консультации.

Открытые показы.

Встреча со специалистами.

Встречи по заявкам.

Проведение мастер – классов.

Сбор природного материала.

Участие в выставках.

Творческие задания.

Индивидуальная работа с родителями.

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»,

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Парциальные программы / технологии

Авторы/

издательство/

источник

Возраст детей

Форма образовательной деятельности с детьми

Кадровый состав, реализующий парциальную программу/

технологию

Сетевое взаимодействие

Дополнительная методическая литература

1.Технология

«Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»

технология

Ельцова О.М.; Горбачевская Н.Н.;

Терехова А.Н.

СПб.: «Детство - пресс», 2008.

Реализуется технология во всех возрастных группах согласно представленной выше таблице

- игровые обучающие ситуации;

- ситуации общения;

- творческие мастерские;

- интегрирован

ные занятия с элементами кооперации

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста: Евстигнеева Е.В.,  высшее образ., высшая кв.кат, Сухина Е.Г., высшее обр.,1 кв.кат., Максимова В.И., ср.спец.,1 кв.кат.,

Прокопкина Ю.Б., ср.спец., СЗД, учитель-дефектолог Жукова А.А.

Высшее, СЗД.

1 кв.кат, Пачкова Л.С., ср.спец .,1 кв.кат., Черенкова С.Н., ср.спец .,1 кв.кат., Васильева Л.В., ср.спец .,1 кв. кат., .,1 кв. кат. Освобождённые специалисты:

Муз.рук- Оленева С. .В., ср.спец., 1кв.кат.,

Руководитель по физо Жукова А.А.

Высшее, СЗД.

Воспитатели всех возрастных групп.

Согласно представленной выше таблице и календарным планам.

Договор № 0978 о сотрудничестве в области образования

13.06. 2017

(НИПКиПРО)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» для детей компенсирующей направленности от 6 лет до ооо 2021-2022 уч.года

     Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста от 6 лет до окончания образовательных о...

Парциальная программа по развитию интеллектуального творчества способностей детей "Умники и умницы". для детей 6-7 лет

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружа...

Создание предметно-развивающей среды для реализации АООП ДО для детей с умственной отсталостью

В статье говорится о создании специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача в группах для детей с нарушением интеллекта ...