Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку
материал по теме

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависит от того, насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx18.87 КБ
Файл planirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx27.02 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_srednyaya_gruppa.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗУЧЕНИЮ КОМИ ЯЗЫКА

РУССКОЯЗЫЧНЫМИ ДЕТЬМИ

«Войвыв дзоридзъяс»

                                                                            Разработала Н.М.Ермолаева

ВВЕДЕНИЕ

Язык любого народа – уникальный памятник истории и культуры, имеющий важное значение и ценность для всего человечества.

Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день – сохранение родного языка. Успех в возрождение коми языка зависит от того, на сколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном учреждении.

В настоящее время активизировалась работа по обучению детей коми языку, что является ярким показателем повышения самосознания коми народа. Безусловно, в национальных республиках для развития языка коренного населения следует создать условия наибольшего благоприятствия. Данная программа и методические рекомендации должны стать подспорьем для воспитателей дошкольных учреждений, работающих в городах, где отсутствует естественная речевая (коми) среда. Дети слышат коми речь только в детском саду и лишь некоторые из них имеют возможность практического применения языка в семье.

С целью побуждения детей к речи на занятиях необходимо организовывать речевое общение детей друг с другом в различных ситуациях. Развитие речи ребенка обязательно связано с его деятельностью. Ни в  какой другой деятельности ребенка не проявляется столько настойчивости, неутомимости и интереса, как в игре.

Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективной формой обучения коми языку  является игра.

 Эту особенность детской психологии Н.М.Ермолаева использует в образовательной деятельности. Играя дети обмениваются мыслями, вступают в общение с воспитателем или с друг с другом и таким образом создается языковая среда, при этом воспитатель контролирует речь детей, в случае необходимости исправляет ее сам или с помощью сверстников, устанавливает связь полученных знаний с уже имеющимися.

Свою работу педагог начала с того, что посетила курсы в г.Сыктывкаре «Национально-региональный компонент образования в учебно-воспитательном процессе», где заинтересовалась этой проблемой. Изучив программу С.Белых «Парма», разработала свою парциальную программу «ВОЙВЫВ ДЗОРИЗЪЯС»,  что в переводе на русский язык означает - северные цветочки. Программа наиболее приемлема для наших городских условий и детского сада общеразвивающего вида г.Сосногорска.

При разработке программы большое значение придавалось соблюдению дидактических принципов, доступность предлагаемого материала, взаимосвязь и последовательность в планировании, дифференцированный подход к детям, наглядность материала, как фронтальной, так и индивидуальной работы.

Основной целью программы «Войвыв дзоризъяс» по обучению детей коми языку является развитие элементарной устной речи через расширение знаний детей о быте, традициях коми народа, через знакомство с растительным и животным миром, промыслом коми народа. К своей программе по обучению коми разговорной речи педагог предъявляет требования:

  1. Развивать фонематический слух, т.е. дети должны различать на слух из каких звуков состоит слово, уметь их произносить отдельно, а так же в составе слога, слова;
  2. Научить правильному произношению коми слов, правильной интонации вопроса и ответа;
  3. Развивать элементарные умения и навыки разговорной речи на занятиях и в повседневной жизни;
  4. Первоначальные умения и навыки монологической речи, т.е. умение слушать, и понимать маленькие связные рассказы воспитателя на знакомые темы по сюжетным картинкам.

Курс обучения коми разговорной речи делится на этапы:

  1. Этап.  Подготовительный (средний дошкольный возраст 4-5 лет).

Задачи:

- знакомство с формами вежливого обращения на коми языке.

- ведение наиболее употребляемых слов в режимных моментах. Объем словаря не ограничивается, т.к. в этот период основной является адаптация слуха ребенка к коми языку и коми речи.

- подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению коми звуков.

- слушание песен и стихотворений на коми языке, обращение внимания на мелодичность, напевность коми языка;

- Рассматривание иллюстрированных книг, сопровождаемое рассказом воспитателя на русском языке.

- Включение в процесс коми народных игр, согласно возрасту детей.

  1. Этап. Основной (старший дошкольный возраст 5-7 лет).

Задачи:

- развитие фонематического слуха.

-  научить правильному произношению коми слов, интонации вопроса и ответа.

- развитие элементарных умений и навыков разговорной диалогической речи на занятиях и в повседневной жизни.

- формирование первоначальных умений и навыков монологической (повествовательной) речи.

- добиваться создания детьми умения строить предложения различных типов.

Обязательными составными частями образовательной деятельности 

должны быть:

- фонематические упражнения,

- повторение пройденного ранее,

- лексические упражнения,

- обучение связной речи,

- грамматические упражнения,

-рече-игровые ситуации на закрепление новых слов.

Приемы работы в образовательной деятельности по коми языку.

- показ предмета или его изображения на картинке.

- имитация действия,

- разучивание рифмовки,

- составление предложения с использованием материальных опор,

- слушание магнитофонной записи,

- проведение физминутки,

- просмотр диафильма,

- экскурсии,

- подвижные игры с текстом,

- песни и танцы,

- составление диалогов по картинке.

        Этапы образовательной деятельности автор программы «Войвыв дзоридзъяс» планирует следующим образом:

- начинается и заканчивается образовательная деятельность веселой музыкой,

- в начале проводится фонематическая разминка для подготовки артикуляционного аппарата к коми речи.

- новый языковой материал вводится на первых 10 минутах, затем физминутка.

- остальное время – повторение пройденного ранее языкового материала или закрепление нового в игровых ситуациях.

        Для изучения детьми коми языка, в работу были включены следующие темы: « Знакомство с мини музеем», «Части тела человека», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Семья», «Дом-мебель», «Домашние животные», «Лес коми края», «Знакомство с дикими животными коми края», « Птицы коми края», «Знакомство с национальной одеждой коми края», «Знакомство с национальной посудой» и т.д.

        Для усвоения данных тем были изготовлены необходимые пособия, дидактические игры, подобраны книги, стихи, песни.

        Вся эта работа не могла бы быть реализована, если бы не было взаимосвязи с родителями, которые оказали большую помощь в реализации данной программы, проявили большое взаимопонимание и уважение к проводимой работе через регулярное посещение открытых занятий, развлечений, утренников.



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1. Рассказ воспитателя о ягодах, местах, где они растут.

2.Рассматривание иллюстрации и закрепление на коми языке.

3. Чтение художественной литературы «зарни паськомон пасьтасис вор».

4. Заучивание стихотворения А.Образцова «Золотая осень».

5. Экскурсия в лесной массив.

6. Дидактическая игра «Узнай по признакам и расскажи на коми языке».

7. Уборка урожая в парнике – помидор, на огороде – картошки.

                 Занятия:

1. Беседа «Лесные ягоды, садовые ягоды».

2. Рассматривание иллюстрации и закрепление на коми языке.

3. Рисование «Золотая осень».

4. Аппликация «Осенний ковёр»

5. Лепка «Корзина с грибами».

6. Экскурсия в лесной массив.

7. Дидактическая игра «Узнай по признаку».

8. Вечер развлечений «Прощай лето».

9. Уборка урожая.

     Изготовление пособий:

1. Подбор художественной литературы коми писателей.

2. Дополнить гербарий.

3. Дидактическая игра «Узнай по признаку».

      Работа с родителями:

1. Консультация «Мир леса коми Пармы».

2. Выставка фотографии детей «Мы на природе».

«Природные богатства Коми Пармы»

1.Рассказ воспитателя о том, что коми земля богата нефтью, газом, углем, лесом. В лесу много пушнины.

2. Рассматривание иллюстрации месторождений, вышки, нефтяные, леса…

3. Чтение художественной литературы Е.Рочева «Маленький Митрук и большая тундра».

4. Заучивание потешки «Татшом ворас тшакыс эм, татшом ворас тшакыс тшем».

5. Экскурсия к реке Ижма.

6. Дидактическая игра «Телевизор»

7. Закрепить разговор небольшими предложениями.

                 Занятия:

1. Рассказ воспитателя о богатствах недр коми края.

2. Рассматривание иллюстрации.

3. Рисование «Осенний узор».

4. Аппликация «Ваза с ветками».

5. Лепка «Дары природы»

6. Экскурсия к реке Ижма.

7. Дидактическая игра «Телевизор».

8. Вечер развлечений «Осень золотая».

     Изготовление пособий.

1. Альбом «Природные ресурсы Коми Края».

2. Дидактическая игра «Телевизор».

3. Подбор иллюстрации и картин.

    Работа с родителями.

1. Консультации «Природные богатства Коми Пармы».

2. Родительское собрание «Формирование у дошкольников правил дорожного движения».

3.Выставка рисунков «Рисуем дома».

Коми прикладное искусство.

1. Рассказ воспитателя о народных умельцах прошлого (изготовление деревянных изделии).

2. Рассматривание предметов коми прикладного искусства с внесением их в коми избу.

3. Экскурсия в краеведческий музей п. Усть-Ухта.

4. Чтение художественной литературы А.Образцова «Куклин дом».

5. Дидактическая игра «Кодзыд кывъяс».

6. Беседа «Коми сувениры»

Загадывание загадок.

7. Участие на фестивале коми песни.

                    Занятия:

1. Беседа «Быт коми народа».

2. Рассматривание предметов коми прикладного искусства.

3. Лепка «Соломка».

4. Рисование «Узор на дощечке».

5. Аппликация «Праздничный хоровод».

6. Посиделки вместе с родителями в избе «Бабушкины шанечки».

7. Целевая прогулка в магазин «Изделия худ. промыслов».

Изготовление пособий:

1. Сделать из коробок  «Деревенский дом».

2. Подбор музыкального произведения коми народа.

3. Продолжать сбор предметов обихода, утварь.

    Работа с родителями.

1. Консультация «Легенда о заселении коми народа».

2. Предложить помочь в пополнении коми избы утварью.

Декабрь

Январь

Февраль

Национальные традиции, одежда, обычаи коми народа.

1. Беседа «Национальная одежда народа коми» с внесением кукол в национальных одеждах.

2. Чтение рассказа А.Машковского «Малица».

3.Рассматривание одежды коми народа в музее детского сада.

4. Дидактическая игра «Выль вося козинъяс».

5. Рассказывание сказки «Богатырь Лайне».

6. Заучивание стихотворения С.Куликова «Декабрь».

Занятия.

1.Беседа «Национальная одежда народа коми» с внесением кукол.

2. Рассматривание коми орнаментов и сравнение с русскими орнаментами.

3. Рисование «Кукла в национальной одежде»

4. Аппликация «Пригласительный билет на ёлку».

5. Лепка «Девочка пляшет».

6. Дидактическая игра «Выль козинъяс».

7. Вечер развлечений «Новогодний утренник».

Изготовление пособий:

1. Предложить собирать и пополнять коми музей.

2. Разукрасить альбом «Национальная одежда коми народа».

Работа с родителями:

1. Сшить сарафан  для куклы.

2. Подготовка к новому году.

1.Рассказ воспитателя о зимних праздниках: Рождество, Сочельник.

2. Рассматривание картин и закрепление коми слов: кодзыд тов, выль во, лым морт, усис лым, иславны.

3. Чтение художественного произведения И.Торопова «Тов».

4. Выучить песню «Ыджыд мам».

5. Экскурсия по группам «Колядки».

6. Дидактическая игра «Висьтав схема серти».

7. Праздники «Родество, Святки, Сочельник».

Занятия.

1. Беседа «Возрождаем старинные праздники».

2. Рассматривание картин и иллюстрации.

3. Рисование «Новогодний утренник».

4. Аппликация «Святки-колядки».

5. Лепка «Зимние игры».

6. Экскурсия гостинцами на праздник Колядки.

7. Дидактическая игра «висьтав схема сьорти».

8. Праздник- развлечение «Рождество»

Изготовление пособий:

1. Изготовить маски, костюмы, к празднику.

2. Дидактическая игра «Висьтав схема сьорти».

3. Подбор атрибутики коми играм.

Работа с родителями.

1. Альбом «региональные праздники и их легенда».

2. Консультация «Что такое Рождество?»

Города Коми Республики и их достопримечательности.

1. Беседа «Столица и города Коми Республики».

2. Рассматривание альбома о коми крае.

3. Чтение произведения Г.Юшкова «граница»

4. Заучивание стихотворения С.Куликова «Февраль».

5. Сюжетно-ролевая игра «Пограничник».

6. Экскурсия по главным улицам города.

7. Слушание музыки «Сосногорск».

8. Дидактическая игра «Кроссворды».

Занятия.

1. Беседа «Города Коми Республики и их сообщения».

2. Рассматривание альбома о коми республике.

3. Аппликация «Армия».

4. Лепка «Лыжник».

5. Экскурсия по улицам города.

6. Слушание музыки.

7. Сюжетно-ролевая игра «Пограничник».

Изготовление пособий:

1. Альбом «День рождения Армия».

2. Изготовление подарков папам.

Работа с родителями.

1. Консультация

2. Изготовление атрибутов к игре «Пограничник».

3. Зимние постройки.

Март

Апрель

Май

Тулыс

1. Рассказ воспитателя о профессии взрослых.

2. Рассматривание иллюстрации и закрепление слов : бурдодысь, велодысь, вузасьысь.

3. Чтение худ. произведения С.Раевского «Ворса доктор».

4. Заучивание стихотворения С.Попова «Бур мам».

5. Экскурсия в библиотеку.

6. Игра-драмматизация «Ме бурдодысь».

7. Развлечение «8 Марта».

8. Дидактическая игра «Коди тэрыбджык».

Занятия:

1 Беседа «Йозлон удж».

2. Рассматривание альбома «Профессии».

3. Рисование «Праздник в детском саду»

4. Аппликация «Подарок маме».

5. Лепка «Девочка в хороводе».

6. Экскурсия в библиотеку.

7. Игра-драмматизация «Ме бурдодысь».

8. Развлечение «8 Марта».

9. Дид. игра «Коди тэрыбджык?».

Изготовление пособий:

1. Сделать подарки мамам.

2. Дополнить альбом «Мамлон удж».

Работа с родителями:

1. Консультация «Прививаем уважение к труду».

2. Помочь приготовить атрибуты к празднику.

3. Чаепитие детей вместе с родителями.

1. Беседа о весне на коми языке. Словарь: тувсов кад, йи кылало, шонди, журго, сыло.

2. Рассматривание картин и составление предложений на коми языке.

3. Чтение худ.произведения Г.Юшкова «Тувсов шонди».

4. Заучивание стихотворения М.Лебедева «Гажа тулыс воис».

5. Экскурсия к реке Ижма.

6. Игра «Помалой да мичмодой серпассо».

Занятия:

1. Беседа о весне.

2. Рассматривание альбома «Тулыс».

3. Чтение худ. произведения Г.Юшкова «Тулыс сов шонди».

4. Заучивание М.Лебедев «Гажа тулыс воис».

5. Экскурсия к реке Ижма.

6. Рисование «Композиция с цветами».

7. Лепка «Животные Коми Пармы».

8. Аппликация «Весенний пейзаж».

9. Развлечение «День рождения Настук».

10 . Дид. игра «Помалой и мичмодой серпассо».

Изготовление пособий:

1. Альбом «Тулыс».

2. Подбор картин о весне.

Работа с родителями.

1. Консультация «Меры безопасности возле водоёмов».

1. Беседа о школе.

2. Рассматривание иллюстрации о школе. Словарь: велодысь, кабала, небог.

3. Чтение худ. произведения В.Попова «Первоклассник».

4. заучивание В.Палкин «Первой буква».

5. Экскурсия в школу.

6. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

7. Дид.игра «Серпасъяс».

Занятия:

1. Беседа о школе.

2. Рассматривание иллюстрации о школе с закреплением коми слов.

3. Чтение произведения В Попова «Первоклассник».

4. Экскурсия в школу.

5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».

6. Заучивание стихотворения В.Палкина «Первая буква».

7. Рисование дети идут в школу».

8. Лепка «Школьная парта».

9. Аппликация «Школьные принадлежности».

Изготовление пособий:

1. Приготовить  атрибуты к игре «Школа».

2. Подбор иллюстрации о школе.

Работа с родителями.

1. Родительское собрание совместно с родителями.

2. Консультация «Скоро в школу».

Перспективный план

Работы по обучению русскоязычных детей

Коми языку в подготовительной группе.

   



Предварительный просмотр:

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема «Продукты питания – овощи»

1. Знакомство с овощами: огурец, репа, морковь, картошка.

Цель: продолжать формировать знания о способах и периодах уборки овощей. На полях овощи убирают техникой, а в домашних условиях – вручную.

Материал: овощи, картины.

2. Знакомство с коми словами: огуреч, сертни, картупель, морков.

Цель: познакомить с коми словами. Побуждать к активному использованию этих слов.

Материал: корзина с овощами.

3. Рисование на тему «Морковь»

Цель: формировать интерес к рисованию. Учить обобщённому способу изображения предметов, в основе которых лежат овальные формы. Учить закрашивать изображения краской. Закрепить названия на коми языке.

4. Лепка на тему «Огурец».

Цель: совершенствовать умение раскатывать глину прямыми и круговыми движениями.

5. Аппликация коллективная: «Овощи»

Цель: учить правилам пользования ножницами, умению округлять углы.

6. Вечер развлечений «Урожай собирай»

Цель: создать атмосферу радости, умению водить хоровод, петь коми песни.

7. Дидактическая игра «Назови по коми овощи»

Цель: учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление коми слов.

8. Развлечение «Прощание с летом»

Цель: создать радостную атмосферу, желание веселиться.

9. Совместная работа со старшей медсестрой по проверке состояния здоровья.

Цель: выявить результаты здоровья детей.

10. Контрольное занятие «Урожай собирай»

Цель: закрепить , какие овощи растут на грядках. Учить правильно называть овощи на коми языке.

11. Беседа по ОБЖ «Пешеходный переход».

Цель: познакомить пешеходным переходом, закрепить правила на дороге.

12. Чтение рассказа С. Куликовой «К ребятам в гости».

Работа с родителями.

1. Оформить уголок «Осень золотая».

Цель: познакомить пословицами, народными приметами осени.

2. Выставка поделок из природного материала и овощей.

Цель: предложить родителям вместе с детьми пофантазировать, находить интересные решения.

3. Консультация «Трудные родители, трудные дети».

4. Выставка рисунков по ОБЖ силами родителей и детей.

Тема «Игрушки».

1. Рассматривание картин на тему «Виды игрушки».

Цель: развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с игрушками, выделяя характерные признаки: цвет, форма, величина Воспитывать умение бережно обращаться с игрушками.

Материал: игрушки резиновые, меховые, пластмассовые.

2. Знакомство с коми словами: вов, кань, руч, шыр, чача.

Цель: продолжать знакомить с коми словами. Учить правильно выговаривать звуки О и Ч. Воспитывать желание говорить на коми языке.

Материал: игрушки.

3. Музыкально-тематическое развлечение «Покров день – праздник урожая».

Цель: создать радостное настроение, желание петь коми песни и читать стихотворения.

4. Спортивное развлечение «Осень в гости к нам пришла» - веселые старты.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные навыки и умения. Закрепить коми игры.

Материал: спортивный инвентарь.

5. Рисование: «Домики для кукол»

Цель: продолжать учить обобщенному способу изображения предметов. Учить правильной пропорции.

Материал: карандаши, образец, бумага.

6. Аппликация: «Украсим кукле шапочку коми орнаментом»

Цель: Учить составлять несложный узор из коми орнаментов.

7. Чтение произведения В.Александрова «Мач».

Цель: учить внимательно слушать воспитателя.

8. Лепка «Утята».

Цель: учить лепить предметы из нескольких частей, правильно их располагать.

Материал: пластилин.

9. Развлечение «Осенние забавы».

Цель: воспитывать умение поддерживать веселое настроение, исполнять коми песпи об осени.

10. Контрольное занятие «Магазин игрушек»

Цель: закрепить названия предметов на коми языке.

Материал: игрушки.

11. Занятие по ОБЖ «Осторожно, гололед»

Цель: закрепить приметы осени. Объяснить детям меры предосторожности.

Материал: картинки.

          Работа с родителями.

1. Родительское собрание «Знакомство с программой Парма» С.Белых.

2. Консультация «Какой ты родитель?».

3. Знакомство родителей с банком данных о здоровье детей.

4. Познакомить родителей с комплексом упражнений для формирования правильной осанки.

5. День открытых дверей «Что за радость эти сказки!»

Тема «Мебель- помещение группы».

1.  Познакомить детей с мебелью, которая нужна для домашнего уюта.

Цель: дать представление детям, какая мебель нужна человеку дома. Учить самостоятельно искать ответ на вопрос.

Материал: игрушечная мебель для кукол.

2. Ввести в словарь детей коми слова: щкап, мыссянин, узянин, порччысянин.

Цель: продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.

Материал: игрушки.

3. Рисование «Кроватка для куклы».

Цель: расширять представление о форме предмета, учить передавать ее в рисунке. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов.

Материал: картина.

4. Аппликация «Коврик из осенних листьев»

Цель: учить детей составлять узор из осенних листьев на квадрате, заполняя середину, углы. Развивать чувство композиции.

Материал; сухие листья.

5. Лепка «Стул, стол для медведя».

Цель: учить передавать форму предмета и отдельных частей. Закрепить умение делить глину на части.

Материал: глина, дощечка, стек, салфетка.

6. дид.игра «Кто где дивет?»

Цель: учить различать, где живут домашние и дикие животные. Учить правильно называть их дом.

7. Чтение произведения в.Лыткина «конь»

8. Чтение произведения С.Попова «Мыйла бордо ичот Вань».

9. день защиты прав ребенка. Организовать выставку рисунков родителей совместно с детьми на тему: «Мои права и кто их защитит»

Цель: познакомить детей с правами, которые защищают их интересы. Учить отстаивать свои права.

Материал: картинки, грамзапись сказки «Теремок»

10.Музыкально-тематическое развлечение «Праздник согласия и примирения»

Цель: создать праздничное настроение, желание дружить со всеми ребятами.

11. «В гостях у новоселов»

Цель: закрепить пройденный материал; уметь правильно произносить коми слова, выразительно проговаривать звуки.

12. Занятие по ОБЖ «Электроприборы»

Цель: объяснить детям для чего нужны электроприборы дома, как они помогают человеку и можно ли детям трогать их без разрешения взрослых.

Материал: картинки.

Работа с родителями

  1. Консультация «Свой  среди чужих»
  2. Общее родительское собрание «Как научиться понимать своего ребенка»
  3. Ширма «Защита прав и достоинств маленького человека».

Декабрь

Январь

Февраль

Тема «Члены семьи»

1. Рассматривание альбома «Моя семья»

Цель: закрепить, кого можно назвать семьёй, кто туда входит и почему. Воспитывать доброе отношение к своим родственникам.

Материал: фотоальбом, картинки.

2. Ввести в словарь детей новые слова: вок, чой, ыджыд, радейта, ворса, мыська, сьыла, мойда.

Цель: Учить детей употреблять новые слова по смыслу. Расширять возможности детей в самостоятельных высказываниях на коми языке.

3. Чтение произведения Э.Микушева «бур чой»

Цель: учить слушать новое произведение.

4. Дидактическая игра «Учим стихи по картинкам».

Цель: при помощи картинок помочь ребёнку легче запомнить текст стихотворения

Материал: картинки.

5. Рисование «Новый год – праздник нашей семьи.

Цель: учить правильной передаче пропорции и характерных деталей. Побуждать изображать в  одном рисунке несколько предметов, располагая их на своем листе.

6. Аппликация «Новогодняя ёлка».

Цель: учить разрезать квадрат по диагонали и аккуратно заклеивать по мере уменьшения деталей.

7. Лепка «Новогодняя игрушка».

Цель: учить лепить предметы из нескольких частей, совершенствовать умение раскатывать глину прямыми и круговыми движениями.

8. Новогодний утренник

Цель: создать радостное настроение.

9. Конкурс на лучшее оформление группы «Белоснежное царство».

Цель: вместе с детьми украсить группу и создать праздничное настроение.

10. Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Цель: формировать потребность в физической закалке, умение использовать коми фольклор в играх.

11. Чтение произведения  С. Попова «бур мам».

Работа с родителями.

1. Оформить родительский уголок «Зима».

2. Консультация «Яркие краски мира ребёнка».

3. Познакомить родителей с комплексом упражнений по профилактике плоскостопия.

Тема «Домашние животные их детеныши».

1. Закрепить знания за какими животными ухаживает человек.

Цель: закрепить, какие животные называются домашними, чем человек их кормит и как о них заботится.

2. Познакомить детей с детёнышами домашних животных.

Цель: при помощи картинок показать детям, что и у животных есть дети; обратить внимание на их внешний вид; воспитывать желание ухаживать за ними.

Материал: картинки.

3. ввести в активный словарь детей новые слова: коза, мос, порсь, понпи, каньпи.

Цель: учить различать и правильно называть детёнышей животных на коми языке.

Материал: игрушки.

4. Ввести в активный словарь детей прилагательные: товся; глаголы: верда; числительные: кык, куим.

Цель: учить образовывать существительные множественного числа. Усилить речевую активность детей дальнейшее развитее средств общения. Воспитывать умение и желание общаться друг с другом на коми языке.

Материал: картинки.

5. Рисование «Кошка»

Цель: показать приемы частично целостного способа изображения, вариативности изображения форт. Развивать умение правильно делать нажим на карандаш. Воспитывать аккуратность.

Материал: карандаши.

6. Лепка «собачка».

Цель: учить из целого куска глины путём вытягивания. Развивать мелкую моторику рук.. Воспитывать аккуратность и умение доводить дело до конца.

Материал: глина.

7. Аппликация «Конура для собаки».

Цель: продолжать учить держать ножницы, уметь вырезывать уголки у треугольников путём округления.

Материал: ножницы.

8. Провести Рождественские каникулы.

9. Занятие по ОБЖ. «Новогодние хлопушки».

Цель: объяснять детям, что без разрешения взрослых нельзя брать хлопушки.

10. Чтение стихотворения С.Куликова «Корова».

Работа с родителями.

1. Консультация «Первоочередные действия при пожаре в квартире».

2. Изготовление костюмов к Колядкам.

3. Обновить тренажёры по профилактике плоскостопия.

4. Салазки для катания  с горки.

5. Конкурс «Развлекающая педагогика».

Тема «Части тела животных».

1. Рассматривание картин о диких и домашних животных.

Цель: закрепить с детьми, что у животных есть хвост, рога борода, лапы. Учить различать диких и домашних животных.

Воспитывать желание ухаживать за ними.

2. Ввести в активный словарь детей коми слова: тош, сюръяс, бож, гыжъяс.

Цель: продолжать знакомить детей с коми словами. Учить отчётливо выговаривать звуки.

Материал: игрушки.

3. Рисование «Коза».

Цель: учить рисовать животных, передавая пропорции и характерные детали. Развивать интерес к изобразительному искусству.

4. Лепка коллективная «У хозяйки во дворе»

Цель: по желанию детей слепить животных, точно передавая характерные особенности. Формировать приемы пластической лепки.

Материал: глина, стек.

5. Спортивное развлечение  «Сильные, смелые, ловкие».

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

6. Экскурсия в «живой уголок».

Цель: познакомить детей с живым уголком и с детьми, которые ухаживают за животными.

7. Дидактическая игра «Схематические карточки».

8. Занятие по ОБЖ «Наблюдение за сосульками.

Цель: объяснить, что нельзя ходить близко возле домов, чтобы сосульки не упали на голову.

9. Чтение стихотворения С.Куликова «Слон».

Работа с родителями.

1. Консультация «Профилактика осанки детей в детском саду.

2. Колядки – чаепитие.

3. выставка рисунков на тему «На посту»

4. Консультация: «Какие мы мамы?»

Март

Апрель

Май

Тема «Название профессий»

1. Знакомство с профессиями взрослых.

Цель: познакомить с профессиями: продавец, шофер, повар, почтальон. Показать альбом «Все работы хороши – выбирай на вкус». Воспитывать уважение к работе взрослых.

Материал: альбом.

2. Ввести в актив словарь детей коми слова: пусьысь.

3. Экскурсия на кухню.

Цель: познакомить детей с профессией повар, закрепить, какую пользу он приносит людям. Воспитывать уважение.

4. Рисование «Сумка у почтальона».

Цель: продолжать учить обобщённому способу изображения предметов, в основе которого лежат квадратные и прямоугольные формы. Воспитывать уважение к труду этой профессий.

5.Аппликация «Машина».

Цель: учить правильно держать ножницы, продолжать составлять изображения из геометрических фигур. Воспитывать аккуратность.

6. Коллективная лепка «Продукты».

Цель: закрепить, какие продукты продаются  в продовольственном магазине, какой они формы. Закрепить мелкую моторику рук.

Материал: пластилин.

7. Утренник «Мамин праздник».

Цель: создать праздничное настроение.

8. Дидактическая игра «Составь фигуру». Цель: учить из кусочков пластилина составлять одно целое. Развивать  воображение.

9. Весенние каникулы.

«Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Широкий четверг», « Проводы зимы».

10. Контрольное занятие «Все работы хороши – выбирай на вкус».

11. Чтение  рассказа Ю.Попова «Катша рок пуо».

Работа с родителями.

1. Оформить родительский уголок на тему «Весна».

2. Родительское собрание

3. Консультация «Как правильно переходить дорогу»

4. Фотостенд: «Мамочка милая, мама моя».

Тема «Знакомство с обобщающими словами»

1.Совместная работа со старшей медсестрой по проверке состояния здоровья детей:

- острота зрения

- осанка

- вестибюлярный аппарат

- шепотная речь.

2. Ввести в активный словарь детей коми слова: паськом – одежда, ком – обувь…

Цель: продолжать знакомить детей с коми словами, учить отчетливо выговаривать новые слова. Воспитывать усидчивость.

Материал: игрушки

3. Дид.игра: «Какая сегодня погода?»

Цель: учить по коми называть сезонные явления. Учить правильно находить и определять.

Материал: Карточки

4. Развлечение « День юмора и смеха»

Цель: создать атмосферу веселья, смеха, юмора и хорошего настроения.

5. Рисование: «платье для Кати»

Цель: учить самостоятельно придумывать форму платья, разукрасить цветными карандашами, развивать фантазию.

Материал: образец,  кукла, карандаши

6. Аппликация: «Составь узор»

Цель: учить составлять узор на полоске. Развивать умение располагать элементы по всей полоске. Развивать фантазию.

Материал: полоски бумаги, ножницы, клей.

7. Развлечение «Мы будем космонавтами»

Цель: познакомить с первым космонавтом, показать картины о космических кораблях. Развивать любознательность.

Материал: Картины

8. Музыкальное развлечение: «В гостях у сказки»

Цель: закрепить знакомые сказки, учить их пересказывать, уметь подражать героям.

9. Беседа по ОБЖ «Служба 01»

Цель: дать знания по какому телефону нужно звонить при пожаре. Объяснить кто там работает.

10. Чтение произведения Я. Пылаева «Нерсьысь баля»

Работа с родителями

  1. Консультация «Мы многодетная семья»
  2. Познакомить родителей с комплексом упражнений для исправления дефектов осанки.
  3. Познакомить родителей с банком данных о состоянии здоровья детей.

Тема « Времена года»

  1. Закрепить знания о временах года и их признаках.

Цель: учить по картинке узнавать сезонные явления и времена года – правильно называть.

Материал: Картинки, календарь.

  1. Ввести в словарь детей коми слова: тов-зима, тулыс-весна, ар-осень, гожом-лето.

Цель: продолжать знакомить детей с коми словами, учить правильно их называть и употреблять в активной речи.

Материал: картины

  1. Рисование «Дерево весеннее»

Цель: продолжать учить рисовать дерево в разное время года. Закрепить, чем отличается весеннее дерево от зимнего. Воспитывать умения видеть отличия.

  1. Аппликация: «Парк» (коллективная работа)

Цель: учить детей из кусочков бумаги вырезывать и наклеивать форму дерева. Закрепить, что весной появляются почки. Воспитывать аккуратность.

Материал: клей, бумага, ножницы.

  1. Спортивное развлечение «праздник солнца»

Цель: создать радостное настроение, умение соревноваться друг с другом.

  1. Музыкально-литературное развлечение «Праздник солнца»

Цель:

Создать атмосферу радости, желание радоваться солнцу, лету.

Работа с родителями

  1. Оформить ширму «Влияние природы на духовное развитие ребенка»
  2. Конкурс рисунка Мир моими  глазами»
  3. Оформить родительский уголок на тему «Лето»
  4. Консультация «Как уберечь ребенка от травм?»
  5. Выставка рисунков на тему: «дружная семья – это мама, папа, я!»

ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

КОМИ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "ВОЙВЫВ ДЗОРИДЗЪЯС" по обучению русскоязычных детей коми языку

Последние годы характеризуются всплеском национального самосознания у всех народов. Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день - сохранение родного языка.Успех в возраждении коми языка зависи...

Использование настольно-печатного материала при обучении русскоязычных детей коми языку.

         У каждого воспитателя, который  учит детей коми языку, у каждого из вас, очень много разнообразного материала, как демонстрационного, так и раздаточного. Мы все понимаем, что  зримые  образы ...

Инструментарий к диагностике по обучению русскоязычных детей татарскому языку в доу

Инструментарий окажет помощь в проведении диагностики по программе "Говорим по-татарски"....

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"

"Планирование работы по обучению русскоязычных детей татарскому языку в соответствии ФГОС ДО"...

Рабочая программа по обучению русскоязычных детей татарскому языку средней, старшей и подготовительной группе на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  по обучениюрусскоязычных детей  татарскому языку средней, старшей подготовительной группе  на 2015-2016 учебный год...

Интерактивная игра "Нәрсә, нинди, нишли" по обучению русскоязычных детей татарскому языку

Разработа в программном обеспечении Easiteach Nex Generation для детей старшего дошкольного возраста...