Главные вкладки

    Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
    консультация по коррекционной педагогике

    Осинцева Ирина Алексеевна

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_did._igr_dlya_detey_s_ovz.doc107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль дидактических игр

    в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

    с ограниченными возможностями здоровья

    Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
         

     Дидактические игры способствуют:

    развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения.


    развитию речи детей: пополнению и активизации словаря:


    социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
         

    Кратко вспомним виды и структуру дидактических игр.

    Виды дидактических игр

    Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы.

    сюжетно-дидактические игры: дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин игрушек» и др.

    - игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

    настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

    словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

    Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты:

    - основные компоненты: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал;

    -дополнительные компоненты: сюжет и роль.
          

    Проведение дидактических игр включает:

         1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).   

    2. Объяснение хода и правил игры, при этом чёткое выполнение этих правил.      

    3. Показ игровых действий.  

    4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия  играющих советом, вопросом, напоминанием).

    5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.  Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

    Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребёнка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

    Наблюдая за  игрой детей с ОВЗ, мы видим следующее:

    • дети, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками независимо от их функционального назначения;
    • кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека;
    • игры с игрушками животными тоже не вызывают заинтересованного эмоционального отношения, их действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками;
    • редко, но встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку, надкусить пирожок-муляж. (Спросите, чем это вызвано? Да тем, что дети просто не умеют действовать с игрушками, у них отсутствует опыт использования игрушки в соответствии с функциональным назначением.);
    • довольно часто наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.
    • дети с ОВЗ редко используют предметы – заместители;
    • в процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия.
    • они быстро насыщаются игрушками: длительность действий обычно не превышает 15 минут. Причина: отсутствие подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

    Подвижные игры:

    «Большой мяч»

    Цель: активизировать глагольный словарь.

    Дети встают в круг, в кругу — логопед, у него в руках мяч. Логопед называет слово и кидает кому-то из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, которые может совершать предмет, названный логопедом (снег — идет, падает, тает, сверкает, хрустит).

    Аналогичную игру можно провести, подбирая к словам-предметам слова-признаки и наоборот.

    «Умный мячик»

    Цель: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.

    Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).

    «Покажи, отгадай и повтори!»

     Цель: активизировать словарь по заданной теме, развивать моторику, учить согласовывать движение и речь.

    Дети встают в круг, выбирается ведущий, он загадывает профессию (либо какой-то фрукт, посуду, но не называет ее, а только показывает жестами. Дети должны отгадать загаданный предмет и показать. Тот ребенок, кто первый отгадал, становится ведущим.

    «Ходилки с картинками»

    Задачи: обогащение и расширение словарного запаса, четкое произношение всех звуков родной речи, формирование звукового анализа и синтеза, развитие грамматического строя речи.

    Ход игры:

    Около следов (как вариант: используются следы животных) раскладываются картинки в зависимости от поставленных целей и задач: назови предметы, раздели слово на слоги, выдели первый (последний) звук в слове, определи количество звуков в слове, подбери слово-действие (слово-признак) и т.д.

    Ребенок шагает по следам и называет разложенные рядом картинки. Удобнее использовать дорожку с разноцветными следами ступней. Ход может определять кубик: ребёнок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет задание.

                                                        «Конверты — сюрпризы»

    Цель: уточнение и расширение умений и навыков детей по определенным темам.

    Ход игры: в конверты вкладываются различные задания или картинки, которые раскладываются по всей дорожке около следов. Ребенок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет то задание, которое предлагается в конверте.

    «Кто скорее принесет предметы!»

    Цель: учить дифференцировать звонкие и глухие звуки.

    Понадобятся три стола, игрушки. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив, на другой стороне группы — два пустых стола. По сигналу «Раз, два, три — беги! » команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой — на глухие звуки.


                                                           
    «Волшебные следы»

    Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные.

    Перед детьми лежат вырезанные следы разных животных. Логопед предлагает детям идти по следам, называя, чьи они — волчьи, заячьи. Если дети правильно называют следы, то в конце дорожки их ждет это животное.

    Таким образом, без специального обучения игра у детей с ОВЗ не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. Дидактическая игра служит средством коррекции и компенсации дефектов развития особенного ребенка.

    Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происходит интеллектуальное развитие. Развитие речи тоже тесно связано с развитием движения. Поэтому очень важна правильная организация двигательной активности на занятиях.






     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход  дошкольника к ...

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...

    «Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

    Ландшафтный дизайн как один из ресурсов развития познавательной активности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

    РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

    Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....