ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Катанаева Елена Владимировна

Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каргаполова Е.А., Катанаева Е.В. (г. Гурьевск)

В последние годы в педагогической среде много говорится  о проблемах развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях. Но сейчас говорить уже поздно — надо работать. Группа детей с ОВЗ постоянно увеличивается и она не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

Значительную по численности группу детей составляют дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы:

  • дети с минимальными нарушениями слуха;
  • дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с косоглазием и амблиопией;
  • дети с нарушениями речи; 
  • дети с лёгкой задержкой психического развития;
  • дети - носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, посттравматики, аллергики);
  • дети с нарушенными формами поведения органического генеза (синдром дефицита внимания, гиперактивность);
  • дети с начальным проявлением психических заболеваний (ранний детский аутизм);
  • дети с лёгкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической природы.

Качественные своеобразия и глубина нарушений, имеющиеся у детей с ОВЗ, таковы, что они нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения данных проблем. Очень важно выбрать оптимальный метод оптимизирования и мотивации развития ребёнка. Методами стимулирования положительного отношения детей к образовательной деятельности стали телесно - ориентированные техники.

В основе телесно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в детском саду работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами, в том числе с инструктором по физической культуре. Совместно с ним педагог-психолог следит за психофизическим здоровьем воспитанников: организуют рациональный двигательный режим в течение всего пребывания детей в ДОУ; осуществляют просветительскую работу с воспитателями и родителями по вопросу физического и психического здоровья детей; планируют, составляют и проводят тематические занятия с детьми по психофизическому воспитанию детей.

Задача телесно-ориентированного подхода - распускание мышечных зажимов. Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Простой пример, это возбуждённый и беспокойный ребёнок. Часто приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Взрослый может наказать ребенка, накричать на него. Тогда он взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

Важным моментом социализации ребёнка является его способность контролировать телесные проявления и тесно связана с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

Все телесно-ориентированные упражнения можно разделить на следующие блоки:

  1. Я и мои помощники

Задачи: познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира; создать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность осознанно управлять им.

Используются методы: дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата; игры-упражнения, направленные на контакт с телом. Пример: «Угадай, кто позвал», «Угадай на ощупь».

В результате происходит ориентировка в схеме тела, развивается сенсорная чувствительность, слуховая и зрительная память.

  1. Эмоциональная сфера

Сама по себе эмоциональная сфера ребенка качественно не развивается – ее необходимо развивать.

Задачи этого блока: познакомить детей с некоторыми базовыми эмоциями; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать настроение мимикой и пантомимикой.

Методы: чтение и обсуждение историй, этюды на выражение различных эмоций, определение эмоций по пиктограммам и фотографиям. Пример: игра «Азбука настроений».

Результатом является приятие собственных эмоциональных состояний, реакций, дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.

  1. Крупная моторика

Задачи: формировать внутреннее внимание, ощущение и осознание себя, своего тела; учить понимать «язык тела», формировать положительный образ своего тела.

Методы: игры и упражнения на координацию движений, групповые и парные упражнения на проработку движений в паре, развивающие умение взаимодействовать с партнером, согласовывать свои движения с движениями партнера. Пример: парное упражнение «Слепой и поводырь».

Результатом является улучшение саморегуляции за счет контроля телесной активности.

  1. Мелкая моторика

Задачи: развивать тонкие движения пальцев обеих рук.

Методы: пальчиковая гимнастика, массаж, работа с мелкими предметами. Пример: упражнение «Моем руки».

Результат: укрепление костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, развитие произвольного внимание.

  1. Зрительный анализатор

Задачи: профилактика и коррекция зрительных нарушений.

Методы: упражнения, способствующие профилактике зрительных нарушений. Пример: упражнение «Пальминг».

Результат: достижение состояния расслабления.

  1. Сегменты тела

Задачи: снятие мышечных зажимов, помочь проявиться глубоко спрятанным и подавляемым эмоциям.

Методы: упражнения на напряжение и расслабление отдельных мышечных групп, сочетая состояние «как будто» с эмоциональным выражением в свободной форме или в виде стихотворения. Пример: упражнение «Хоботок».

Результаты: последовательная проработка сегментов тела, начиная с глаз (снятие зажимов), затем рот (мобилизация мышц щек, губ, челюсти), шея (ощущение свободы в шее и позвоночнике), грудь, живот (оптимизация дыхания), таз (расслабление ягодичных мышц).

  1. Саморегуляция

Задачи: управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия на самого себя с помощью слов, мысленных образов, а также управления мышечным тонусом и дыханием.

Методы: упражнения на релаксацию, правильного дыхания, массажа. Пример: Релаксации «Воздушный шарик».

Результаты: восстановление сил, нормализация эмоционального фона и усиление мобилизации ресурсов организма.

Содержание и организационные формы занятий с использованием телесно-ориентированных техник определяются этапом работы и психологическим настроем детей. Количество, порядок и содержание игр не являются фиксированными и могут меняться. Игры могут быть в свободной форме или в виде стихотворения.

На начальных этапах ребенок обучается дифференцировать состояние напряжения или расслабления отдельных мышечных групп. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Допускается также более интенсивный контакт в области сегмента, чтобы дать ребенку возможность его почувствовать. Важно не торопить его, так как ребенок может в любой момент столкнуться с неприятным ощущением или переживанием.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Тело необходимо слушать, мягко следуя за ним.

Следует помнить, что в отличие от взрослых у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.). И именно для решения таких проблем, в первую очередь, нужно использовать телесно-ориентированный подход. Он позволяет детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Телесно-ориентированный подход создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и эмоциональное напряжение.

Таким образом, использование телесно-ориентированного подхода в работе специалистов ДОО выступает в роли важной группы способов оптимизации обучения, позволяющей успешно решать задачи воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и их развития без перегрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода....

Статья "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии"

Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии....