Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Важной задачей в работе с детьми является развитие целенаправленного внимания и тренировка памяти. Что эффективно решается посредством дидактических игр
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Так же игра – это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. С помощью игры дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Для детей с ограниченными возможностями здоровья это особенно важно, так как опыт действий с предметами у них значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку требуется многократное повторение для понимания того или иного действия, а дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале, при этом к заданию сохраняется положительное эмоциональное отношение.
Дидактическая игра – эффективный метод, воздействующий на познавательную деятельность ребенка. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к происходящим действиям, дает возможность многократного повторения без усталости и скуки.
Дидактические игры позволяют четко ставить цель обучения и видеть результаты. На занятиях по обучению грамоте к детям приходят персонажи из мультипликационных фильмов и сказок: Чебурашка, Шапокляк, Емеля. Они помогают детям изучить буквы и звуки, говорят о том, что в красном домике живут гласные, в синем-согласные, в белом-твердый и мягкий знаки, не обозначающие звуков. Игра развивается дальше.
К новым буквам придут персонажи, которые начинаются с этой новой буквы.
Важной задачей в работе с детьми является развитие целенаправленного внимания и тренировка памяти. Ведь хорошо развитые внимание и память ребенка-залог успешного обучения в школе. Самым эффективным способом развития внимания и памяти является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому эти игры направлены на развитие и памяти и внимания. Например, дидактическая игра «Исчезнувший предмет». Игра развивает внимание и кратковременную память детей, учит целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность. Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры надо выбрать водящего. На стол ставится несколько игрушек, дети должны запомнить их. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет один предмет и предлагает отгадать, какой предмет исчез.
В начале игры детям можно предложить потрогать все игрушки руками, после этого обычно бывает неплохой результат игры.
Можно использовать дидактическую игру «Зеркало». Цель этой игры – развитие внимания детей, двигательной активности, памяти, фантазии. Все дети-зеркало, выбирается ведущий. Ведущий придумывает движения, а остальные в точности их повторяют. Выигрывает тот, кто не ошибется.
Можно использовать на занятиях игры «Эхо», «Попугайчики», «Какой звук чаще всего слышим?» они развивают слуховую память, способствуют правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
1.– Мама! – слышится с холма.
Эхо тоже кричит: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
2.Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай не зевай,
Вместе снами повторяй.
3. Игра «Какой звук чаще всего слышим?» развивает фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Для проведения этой игры необходим набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего-слышали. Например:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
На занятиях по развитию речи можно использовать игру «Добавь следующее». Ребенок называет предмет и передает эстафетную палочку рядом сидящему, тот придумывает второе слово, относящееся к той же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ребенок называет два слова и придумывает свое. Например:
Тетрадь
Тетрадь, ручка
Тетрадь, ручка, линейка…
Развивает воображение, мышление, речь игра «Кляксы».
Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым.
В целях развития свойств внимания, повышение психической активности детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях используем игру «Дотронься до…»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Для развития внимания и наблюдательности используем игру «Найди свою половину»
Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.
Таким образом, дидактические игры дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья успешно усвоить учебный материал. Дети не устают, не теряют интереса, выполняя однотипные задания. В процессе игры у них формируются необходимые умения и навыки.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое им руководство. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья сторона организации работы-важное условие. Поэтому своим поведением, эмоциональным настроем, своей доброжелательностью стараемся вызвать у детей положительное отношение к игре.
Роль нас, педагогов, в дидактической игре велика. В процессе игры мы стараемся обучить своих детей, при этом мы выполняем роль участника игры, партнера, направляем каждого ребенка на выполнение игровых действий, благодаря совместной игре появляется сотрудничество, которое обеспечивает желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата как в игре, так и в обучении.
Мы стараемся включать дидактические игры в любой раздел программы, так как они служат для развития познавательной активности, для формирования собственной игры, поведения в коллективе.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика Ребенок получает много новой для себя информации и это очень важно для его развития.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Использование телесно-ориентированного подхода в совместной работе педагога и инструктора по физической культуре с детьми с ОВЗ...
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детским церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью).
Роль дидактической игры в сенсорном развитии детей с ОВЗ....

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этно-игрового подхода....
Статья "Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии"
Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья по средствам сказкотерапии....
