«Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Прибыльнова Марина Викторовна
Текст к презентации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

«Игры с детьми в период адаптации  ребенка к детскому саду»

Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской области

Прибыльнова Марина Викторовна

г. Железногорск - 2018 год

2 слайд

    Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса - смех. Поэтому в адаптационный период необходимо в группе создать такие условия, чтобы ребенок больше смеялся и занимался той деятельностью, которая приносит ему удовольствие. Конечно, это игровая деятельность. Игра способствует безболезненному вхождению ребенка в детский сад. Работу в этом направлении мы проводим большую, а я сегодня  расскажу вам об играх, которые мне нравятся больше всего, которые у нас апробированы и приносят желаемый эффект.

3 слайд

На первом этапе мы используем индивидуальные игры с ребёнком, привлекая к игре маму. Мама приводит ребенка в детский сад  и по необходимости остается или приходит позже. Присутствие мамы облегчает душевное состояние ребенка.

4 слайд

В игре  «Разговор с игрушкой» именно мама помогает ребенку 

 выразить свое эмоциональное состояние, переживания по поводу пребывания в детском саду.

     Мама надевает на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Игрушки беседуют друг с другом, здороваются пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.

5 слайд

Еще одной своей находкой мы считаем игрушечную «Коробочку радостей».  Такая коробочка поднимет настроение робким застенчивым детям, чувствующим себя дискомфортно в группе.   Родители дома готовят  с ребенком такую «радостную коробочку», в которую складывают  небольшие недорогие вещи, которые любит их ребенок, и приносят ее в детский сад. Ребенок в любую минуту может взять эту коробочку, потрогать ее содержимое и почувствовать себя дома.

6 слайд

Очень эффективны подвижные игры в паре с мамой. Они регулируют процессы возбуждения и торможения, снижают уровень тревожности, развивают пластику движений.

Например, игра «Бабочки на весеннем лугу».

Эту игру любят абсолютно все дети: прятки, но не простые, а прозрачные. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок).  Накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! И маму, спрятавшуюся за прозрачным шарфом, он отыщет гораздо быстрее. Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек. Бабочки сидят, летают, кружатся, потягиваются, расправляя крылья.

7 слайд

Очень эффективной я считаю игру ребенка с мамой и куклой. Игра побуждает  к рефлексии позитивных родительских чувств,  вызывает  положительное отношение к детскому саду.

Ход игры. Мама приносит в группу  ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), просит показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предлагает  причесать ее, умыть, накормить и т.д.

8 слайд

Важнейшими везде и всегда были, есть и будут игры с руками. Первые такие игры, конечно же, с мамами. Потому что только мамы помогут адаптировать ребенка не только к детскому саду, но и к игре. Ведь многие дети, впервые дни, боятся даже руку дать воспитателю, или кулак разжать. Поэтому именно мама предлагает ребенку игру «Кто в кулачке?»

Мама  раскрывает кисти рук и шевелит пальцами и просит ребенка повторить. Помогает по необходимости.

9 слайд

По мере привыкания ребёнка к воспитателю, мы начинаем сами включаться в игру с ребенком в паре Основная задача коммуникационных игр на этом этапе – формирование эмоционального контакта, доверия детей к нам.               

10 слайд

Для развития навыков общения и установления контакта ребенка и взрослого я провожу игру «Иди ко мне».

Отхожу от ребенка, маню его к себе, обнимаю и говорю ласковые слова. 

11 слайд

Чтобы снять напряжение, расслабить ребенка очень подходит игра «Хоровод».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры.  Мы держим ребенка за руки, ходим по кругу, читаем стихи. При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

12 слайд

С этой же целью мы проводим игру «Покружимся». Но в игру включаем двух игрушечных мишек.

13 слайд

На этапе обучения играм с ребенком в паре начинаю обучать детей приемам самомассажа. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие,  развивает мелкую моторику и координацию движений. Обучение простейшим приемам происходит в игре.

Игра «Колючий ежик» На ладонь кладу необычный шарик. Вместе с ребенком  внимательно рассматриваем его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладу шарик на ладонь ребенка, прокатываю «ежика» по каждому пальчику, совершая  массирующие движения.

Самомассаж кисти  наряду с успокаивающим оказывает  еще и общеоздоровительный эффект.

14 слайд

Увеличить число детей с легкой степенью адаптации мне помогает экспериментальная деятельность. Она развивает тактильное восприятие, наблюдательность, обогащает сенсорный опыт, стимулирует  познавательную активность.

Игра «Что нам подскажут пальчики».

Ход игры:

На тарелку кладу  природные материалы — шишку, каштан, камушек, косточку от персика. Рассматриваем, трогаем, описываем их. Затем предлагаю ребенку  закрыть  глаза, протянуть ладошку, отгадать, какой предмет лежит на ней.  Игра учит легко приспосабливаться к различным обстоятельствам,  развивает чувствительность рук.

15 слайд

Многолетняя практика  позволяет мне утверждать, что уже в адаптационный период  необходимо начинать проводить исследовательскую деятельность. Это работу я осуществляю через игры с водой. Вода-это уникальное средство для развития ребенка. Она поглощает негативную энергетику и стабилизирует эмоциональное состояние. Дает возможность познавать мир и возбуждает интерес к исследовательской деятельности.

Для игр с водой беру таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновые игрушки.

Ход игры:

Дети опускают в воду игрушки и предметы, играют с ними. Я даю задания: как можно больше взять предметов в одну руку и пересыпать их в другую;  собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки;  приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты. 

16 слайд

Особой любовью пользуются у детей игры с песком. Песок помогает расслабиться, вызывает  приятные тактильные ощущения; когда песок медленно сыпется - это зрительно завораживает.

Мы создаем в группе  свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой).  По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Можно закопать в песок игрушку, потом ее откопать; спрятать, а потом найти. На песке можно оставлять отпечатки рук, кулачков, предметов. А можно просто рисовать.

Полезно играть в песочнице двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

 Из песка можно построить все, что хочется:  быстро изменить постройку, превратить в другую - эти превращения отвлекают детей от переживаний, развивают тактильную чувствительность.

17 слайд

Развеселить плачущего ребенка, успокоить слишком расшалившегося, переключить внимание мне помогает Забава с «глазком».
Даю ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняю: это наши очки, они помогают разглядывать. Ребенок смотрит сквозь очки на все, что угодно - это обычно зачаровывает малыша.

18 слайд  

Ребенок приходит в детский сад и, как правило, отгораживается от  других детей и от незнакомых взрослых. И для преодоления таких защитных барьеров ребенка мы  используем  

Игры с кистями рук. Помимо преодоления защитных барьеров, такие игры развивают сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость. 

Ход игры: Взрослый выполняет движения и просит ребенка их повторить: отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами «кисточкой» кружки на щеках ребенка.

19 слайд

Игры мы подбираем таким образом, чтобы они помогали расслабиться рассерженному агрессивному ребенку, и в то же время ободряли  робкого. Этих противоположных  целей нам помогает достигнуть  игра.

«Покатаемся на лошадке».

Ход игры.  Сажаем ребенка на лошадку-качалку, раскачиваем то сильно, то слабо и произносим «но-но» то тихо, то громко. 

20 слайд  

Для достижения тех же целей, что и в предыдущей игре, мы играем с ребенком в  «Мяч».

Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель,  положив на его голову ладонь, имитирует отбивание мяча от пола. Потом «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

21 слайд

В паре с мамой дети поиграли, в паре  с воспитателем поиграли. Дети уже нам доверяют, и  в этот период  мы начинаем закладывать основы общения ребенка с взрослыми и сверстниками одновременно. То есть, организуем игры малыми группами и целой группой.

22 слайд

Пример такой игры «Пришел петрушка».

Цель: установление эмоционального контакта воспитателя с детьми, формирование  процесса социальной адаптации у детей.
Ход игры. Приношу Петрушку, рассматриваю его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, заботливого, улыбчивого человека.

23 слайд

Чтобы научить детей взаимодействовать, создать положительный  эмоциональный климата в группе, я предлагаю поиграть в

 «Поезд».

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.      

24 слайд

Подвижная игра - это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка, так как эмоциональное общение возникает на основе совместных действий.

Игра  «Солнышко и дождик» улучшает психофизическое самочувствие малышей посредством  радостных, эмоциональных переживаний.

25 слайд

Мы учим детей не просто играть, а играть рядом. В  игре «Хоровод с куклой» настраиваем детей  на позитивное сотрудничество, создаем положительный  эмоциональный  фон. 

Ход игры. Приношу новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Прошу детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Беремся за руки и танцуем вместе с куклой.

Игру сопровождаю улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 

Вариант: игра проводится с мишкой.

26 слайд

Хотелось бы сказать об  Упражнении “Дышим животиком”. Это упражнение несет успокоительный эффект.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Это упражнение  мы делаем  лёжа или  сидя. Предлагаем детям положить ладонь на живот и почувствовать, как живот поднимается.

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например кубик, и посмотрим, как она поднимается и опускается при вдохе и выдохе.

27 слайд

Особое внимание уделяем играм, направленным на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом. Таковой является игра

 «Храбрые лягушата».

Игра дает возможность детям в  момент физического и эмоционального напряжения  «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.

Ход игры: По ходу игры дети комкают листочки и бросают их. Потом рвут их на много мелких кусочков, подбрасывают вверх, чтобы получился веселый салют. Результат салюта собираем в корзинку.

 Малышам нравится игра-превращение в храбрых лягушат. В  этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции.  И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.   

28 слайд

Игры на сплочение коллектива также занимают особое  место в адаптационный период.

 Игра   «Передай колокольчик».

Формирует  у детей предпосылки к общению, учит обращаться  друг к другу по имени, запоминать имена товарищей. 

Ход игры. Дети стоят полукругом. Стоящий в центре звонит в колокольчик и приглашает в круг другого ребенка, называя его по имени. Дети, которые пока не могут произносить имена, пользуются указательным жестом.

29 слайд

 Игра  «Мяч в кругу». 

Улучшает  психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний; воспитывает активно-положительное, доброжелательное отношение друг к другу, учит играть рядом, развивает  моторику, глазомер.

Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу.

30 слайд

Дети эмоционально раскрепощаются в подвижных играх-забавах

«Мы топаем ногами».

Цель: сплочение группы, развитие способности быстро реагировать на инструкцию, снижение излишней двигательной активности.

 Играющие становятся в круг. Взрослый читает стихотворение и выполняет с детьми то, о чем в нем говорится: топает, хлопает, бегает.
31  слайд 

Детям в детском саду  не хватает тактильного контакта, поэтому детям нравятся такие игры как

 «Пускание мыльных пузырей».

Мне тоже нравится эта игра. В период адаптации она помогает снять  эмоциональное  напряжение и агрессию;

снижает излишнюю двигательную  активность, импульсивность;

способствует  установлению контакта друг с другом, сплочению группы;

Я пускаю мыльные  пузыри, а дети ловят их.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Потом предлагаю детям самим превратиться в мыльные пузыри и полетать под музыку. А затем говорю: «Ну-ка, пузыри,

Собирайтесь в баночку».

Детки подбегают ко мне и  прижимаются близко- близко друг к другу, как в «тесной баночке».

Также можно пускать зеркальцем солнечных зайчиков.

32  слайд

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

В период адаптации также необходимо давать ребенку внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, чем хочу, сколько хочу). Для этого мы в своих группах создаем условия для самостоятельных игр: предлагает малышам куклы, машинки, мячи и другие игрушки.

33 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для малышей в период адаптации к детскому саду

Игры разработаны на основе материалов из книг  З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой.  Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...

Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду

в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы",  система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....

Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряжения

«Поиграем дома!!!» Игры для детей в период адаптации к детскому саду на снятие психоэмоционального напряженияИгра: ребенок лежа на животе, ...

Интегрированное занятие с детьми в период адаптации к детскому саду. Тематическое занятие «Снежная зима»

Создание  положительного  эмоционального  настроя,  развитие  внимания,  тактильного  восприятия,  речи  и  воображения,  формирование  дове...

Содержание и методы работы с детьми в период адаптации к детскому саду

Данный материал содержит катотеку игр для детей младшего дошкольного возраста, направленных на смягчение периода адаптации к детскому саду. Все игры поделены на три группы:1 группа – игры, напра...

Консультация для родителей: " Игры с детьми в период адаптации к детскому саду"

Игры с детьми в период адаптации к детскому саду Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке т. е. детский сад...