Системно-деятельностный подход в реализации функций коррекционно-педагогической деятельности в группах для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Побережная Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются основные документы образовательной политики  для детей с ОВЗ; приводятся понятие «дети с ОВЗ», содержание, субъекты и режим организации  коррекционно-педагогической деятельности; основные функции коррекционно-педагогической деятельности воспитателя, инструктора по физическому воспитанию; музыкального руководителя с детьми группы ОВЗ (логопедической группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistemno-deyat_podhod_gmo.docx87.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №21»

Системно-деятельностный подход
в реализации функций
коррекционно-педагогической деятельности
в группах для детей с ОВЗ

(тезисы статьи)

Городское методическое объединение логопедов

по проблеме «Полифункциональность коррекционной деятельности

 в группах для детей с ОВЗ»


Т.М. Побережная,

 старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №21»

Аннотация: в статье рассматриваются основные документы образовательной политики  для детей с ОВЗ; приводится понятие «дети с ОВЗ»; содержание, субъекты и режим организации  коррекционно-педагогической деятельности; основные функции коррекционно-педагогической деятельности воспитателя, инструктора по физическому воспитанию; музыкального руководителя с детьми группы ОВЗ (логопедической группы)

Основные документы образовательной политики  для детей с ОВЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 17785) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Дети с ОВЗ в ДОУ— несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). 

Понятие коррекционно-педагогической деятельности

Коррекционно-педагогическая деятельность ‒ составная часть педагогической деятельности, направленная на изменение (исправление, совершенствование) познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, личностных качеств, интересов, наклонностей, способностей, поведения.  Л.С. Выготский

Целью коррекционной деятельности должна выступать ориентация на всестороннее развитие аномального ребенка как обычного, попутно осуществляя исправление и сглаживание его недостатков:

« Надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого - значит воспитывать глухоту и слепоту...". (Л.С. Выготский)

Содержание коррекционно-педагогической деятельности (по  Б.К. Тупоногову):

  • 1. Коррекционное обучение– это усвоение знаний и усвоение способов применения полученных знаний;
  • 2. Коррекционное воспитание– это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде;
  • 3. Коррекционное развитие– это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Режим организации коррекционно-педагогической деятельности включает время, отведенное на:

  • непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  •  самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сущность системного подхода - обучение и воспитание рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи, в постоянном развитии.

Деятельностный подход – сущность организации образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Педагогическая функция   (от лат. functio –сполнение, осуществление, обязанности)

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений, среди которых главными являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся.

Основные профессиональные функции специалистов

-диагностическая (определяют причину трудности с помощью комплексной диагностики);

 -проектная (разрабатывают на основе принципа единства диагностики и коррекции индивидуальный маршрут сопровождения);

-сопровождающую (реализуют индивидуальный маршрут сопровождения);

-аналитическую (анализируют результаты реализации образовательных маршрутов).

Основные функций воспитателя

  • образовательную
  • воспитательную
  • развивающую
  •  нормативную
  • коммуникативную
  •  информационную
  • координирующую
  • рефлексивную
  •  диагностическую  

Функции коррекционно-педагогической деятельности инструктора по физическому воспитанию с детьми логопедической группы

  • дифференциация носового и ротового дыхания

развитие мышечных движений (жевание, улыбка)
развитие слухового внимания
•    развитие артикуляционных движений (цоканье, шипение, насос и др.)
•    развитие мелкой моторики
•    развитие общей координации
•    развитие координации между движением и словом
•    развитие динамической координации движений
         (напряжение – отдых – напряжение)

Функции музыкального руководителя с детьми логопедической группы

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа реализации ООП в средней группе для детей 4-5 лет на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа реализации ООП в средней группе для детей 4-5 лет на 2016-2017 учебный год...

«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»

В материале говорится о том, что методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, основная цель которого научить-учиться. Также в нем отражено, что в основе системно-деятел...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе ...

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»Задачи: Мотивировать детей на включение в деят...