Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»

Задачи:

  1. Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития
  2. Актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать гласные /согласные.
  3. Создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
  4. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством учителя – логопеда.
  5. Формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
  6. Формировать опыт самостоятельного открытия.
  7. Закреплять умение читать слоги, слова.
  8. Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 333 «Теремок»

Пожалуйста, запишите номер Вашей заявки: 461243

Конспект НОД по обучению грамоте

с использованием системно-деятельностного подхода.

( Технология « Ситуация»)

подготовительная к школе группа с ТНР.

подготовила:

Тихонова Наталья Ивановна

учитель-логопед  I категории

Новосибирск, 2022.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»

Задачи:

  1. Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития
  2. Актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать гласные /согласные.
  3. Создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;
  4. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством учителя – логопеда.
  5. Формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».
  6. Формировать опыт самостоятельного открытия.
  7. Закреплять умение читать слоги, слова.
  8. Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Материалы: 

Артикуляционная гимнастика:

1. Улыбочка

2. Дыхательное упражнение

3. Дудочка

4. Улыбочка

5. Лошадка

Дидактическая игры: «Найди свой замок», « Подбери звуковую схему к слову», «Звуковой анализ слова»

Графическое изображение буквы.

Характеристика звука с использованием символов.

Фонетическая ритмика со звуком З

Чтение слогов с буквой Зэ

Чтение слов с буквой Зэ.

Этапы занятий « Открытия» нового знания в технологии « Ситуация»

Этапы технологии

Дидактическая задача

Время

Содержание

Дидактическая игра

1. Введение в ситуацию.

(беседа, связанная с жизненным опытом)

Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания в области речевого развития.

3 мин

Психологический настрой на совместную деятельность:

-Дружно улыбнемся,

За руки возьмемся.

Друг другу руки мы протянем,

Тепло сердец своих подарим.

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и вспомним с каким хорошим настроением мы шли в наш детский сад. А когда шли, вдыхали свежий аромат осени. Потом мы маму поцеловали, улыбнулись и пошли  в группу.

 -Ребята, расскажите, когда вы шли в детский сад что вы видели вокруг?(ответы детей)

 - Правильно на улице много домов, а какие вам встречались дома?

- А как можно назвать все ваши дома? (многоэтажные)

- А в каких ещё домах живут люди? (изба, коттедж, дворец, замок и тд)

Показ трёх замков красного, синего и зелёного цвета.

- Вы знаете, кто живёт в этих домиках?

 (Буквы).

- И вы сможете поселить в эти замки жильцов? Хотите?

Артикуляционная гимнастика:

1. Улыбочка

2. Дыхательное упражнение

3. Дудочка

4. Улыбочка

5. Лошадка

2. Актуализация знаний и умений.

(знания и опыт необходимый для нового открытия)

Актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать гласные /согласные

7 мин

 ( дети за тремя столами различают буквы и прикрепляют к соответствующему домику)

 - Ребята, почему вы поселили эти буквы в красный домик?

(потому-что они гласные)

-А почему в этот домик с разноцветной крышей?

( потому-что они согласные)

- А в этом домике кто живёт?

( мягкие согласные)

- А в этом домике кто живёт?

( твердые согласные)

  - Ребята, подскажите мне, как можно различить, гласную  букву от согласной?

(ответы детей)

  - Ребята, вот вы сейчас говорите

 « Звуки», « Буквы», а чем они различаются?

( звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем)

Дидактическая игра

«Найди свой замок».

3. Затруднение в ситуации.

( сталкиваются с затруднением , чтобы открыть новое знание)

1. Создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения;

2. Формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством учителя – логопеда.

3 мин

- Ребята, приготовила таблицы для звукового анализа, и  картинки. Но они перемешались, и  теперь не знаю, какую куда прикрепить. Вы сможете это сделать?

( дети коллективно ищут нужную схему к картинке)

Дидактическая игра:

« Подбери звуковую схему к слову»

4. « Открытие»  нового знания.

(организация нового знания)

Формировать интерес детей к решению проблемной ситуации,  формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

6 мин

- ребята, почему у нас не получается?

( потому что  мы не знаем,  какая буква должна быть в окошке)

- ребята, какой звук встречается чаще всего в этих картинках?

( звук З)

 - Правильно давайте мы его произнесём.

Приложите ладошку  к губам, звук свободно выходит из ротика)

( нет)

- значит, какой он?

( согласный)

 - закройте ушки, звенит в ушах?

( нет)

- Значит, какой он?

(звонкий)

 - Он боится злых волшебниц?

( Да)

 - Значит, какой он может быть?

( твёрдым и мягким)

 - Ребята, посмотрите, как будет выглядеть буква Зэ

 - Из скольких элементов она состоит?

( из двух)

  - Назовите элементы, из которых состоит буква З.

( две полоски в форме полуовала)

 -Ребята, я вам предлагаю написать букву Зэ, но для этого нужно размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика.

За-за-за - ходит по двору коза.

Зы-зы-зы - злые глазки у козы.

Зы-зы-зы - остры рожки у козы.)

 - теперь наши пальчики готовы и что мы будем сейчас делать?

( писать букву)

 - Как мы будем выполнять это действие?

(писать букву несколькими способами)

 - Которые придумаете сами: с помощью мела и доски, но обратите внимание, здесь лежит губка, как вы думаете, для чего она нужна?

( чтобы стирать букву)

 - давайте вы выберите себе пару и сами определитесь, кто будет писать букву, а кто стирать её.

( дети выполняют, проговаривая: Я написал букву Зэ, а я стёр букву Зэ)

 - Молодцы ребята , а сейчас давайте, мы  полностью опишем звук З с помощью схемы, кто готов?

- Ребята, но на доске написана буква Зэ, что нужно сделать чтобы на письме обозначить звук З?

( нужно поставить квадратные скобочки)

 - А теперь давайте опишем его, используя символы.

( согласный, звонкий, бывает твердый и мягкий, обозначается синим и зелёным цветом)

Дидактическая игра:

1.«Звуковой анализ слова»

2. Графическое изображение буквы.

3. Характеристика звука с использованием символов.

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

(новое знание  используется совместно с освоенными ранее)

1. Формировать опыт самостоятельного открытия.

2.Закреплять умение читать слоги, слова.

8 мин

 - ребята,  давайте вернёмся к нашим картинкам и звуковым схемам. Посмотрите на свою схему, какой звук не обозначен в ней?

( звук З)

 - в первой схеме, где находится звук?

(в начале слова)

-Какая картинка подходит к этой схеме?

( Замок)

( дети по аналогии выполняют действия с другими картинками)

- Ребята, что мы можем сделать с буквой Зэ?

( мы можем читать слоги с буквой.)

- Ребята давайте  прочитаем вот эти слоги и произнесём их с движениями.

( Дети читают слог на букву З, и выполняют соответствующее движение по фонетической ритмике.)

 - А еще что мы можем сделать с буквой Зэ?

(читать слова)

- Ребята выберите каждый тот конверт картинка которого вам понравилась, и определите по картинке, где находится звук З?

(ответы детей)

 - Кокой это звук, твёрдый или мягкий?

 - Почему?

 - А теперь, откройте  конверты, что там лежит?

( таблички со словами)

- Прочитайте их.

( дети читаю)

- соответствуют ли прочитанные таблички с картинкой на конверте?

( нет)

1. Фонетическая ритмика со звуком З

2. Чтение слогов с буквой Зэ

3.Чтение слов с буквой Зэ.

6. Осмысление.

Восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

3 мин

- так для чего нам нужно уметь читать и писать? –

( чтобы быть грамотными)

-Какие вы молодцы!

- Как вы думаете, зачем нам нужно различать, слышать и называть звуки?

( чтобы правильно говорить, читать и писать)

Где нам это пригодится?

( в школе)

 - Ребята, какие задания вам понравились сегодня на занятии?

- Какие задания были для вас трудными?

- А с какими заданиями вы справились легко?

Кто кому помог сегодня на занятии?

 - Кто подружился с буквой и звуком З - похлопайте, а кому она не понравилась  - потопайте.

- Всем спасибо за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Конспект занятия по основам обучения грамоте и письма Тема: «Путешествие на Командорские острова» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по основам обучения грамоте и письма .Тема: «Путешествие на Командорские острова». Цель: закрепить знания детей о том, что слова состоят из частей­ (слогов_; упра...