«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»
материал на тему

Парфенова Татьяна Юрьевна

В материале говорится о том, что методологической основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, основная цель которого научить-учиться. Также в нем отражено, что в основе системно-деятельностного-подхода лежит идея эффективного использования активных методов обучения на каждом этапе образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistemno-deyatelnostnyy_podhod.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Системно-деятельностный подход в реализации программы ДО»

Наш Детский сад функционирует с 2003 года, а в 2011 году к нам присоединилось новое здание, построенное в рамках президентской программы «Бэлэкэч». Таким образом, сегодня детский сад рассчитан на 400 мест, а детей в нем воспитывается 526 человек.

У нас работает большой педагогический коллектив:   педагогов  -   51 человек, в т.ч. воспитателей – 41 человек. Мы можем гордиться тем, что имеем очень высокий образовательный ценз: 43 педагоги имеют высшее образование, это составляет 84% от общего числа педагогов. С высшей квалификационной категорией 10 педагогов, а с первой – 33.

С 2014 по 2016 год 24 педагога  прошли профессиональную переподготовку.

        Наше дошкольное учреждение имеет высокий рейтинг в микрорайоне, городе, республике. По итогам рейтинга 2014-2015 года среди дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан  наш детский сад занял 1 место и получил Грант 500 000 рублей.

        Наш детский сад имеет высокий рейтинг еще и потому что предлагает родителям широкий спектр дополнительных образовательных и других услуг. На сегодняшний день данными услугами охвачено практически 100% воспитанников.

       Коллектив  МАДОУ работает в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования, разработанной на основе требований федерального государственного стандартам дошкольного образования с учетом комплексной программы «От рождения до школы»,  Программой развития МАДОУ на 2015-2019 годы.

Основная образовательная программа детского сада была скорректирована с учетом утвержденной в мае 2015 года «Примерной основной образовательной программой дошкольного образования». На данный момент нам необходимо  внести коррективы в нашу программу в соответствии с вышедшей региональной программы «Сөенеч”  «Радость познания», в которой подробно представлена вариативная часть наших программ.

  Продолжалась работа по созданию образовательной среды и психолого-педагогических условий для разностороннего развития воспитанников МАДОУ, проведена большая работа с педагогическими кадрами по повышению профессионального мастерства, формированию новых профессиональных компетенций в условиях реализации ФГОС ДО.

В детском саду созданы достаточные условия для организации образовательного процесса с детьми, оптимальной двигательной активности, оздоровления, обеспечения эмоционального благополучия, коррекции речевых нарушений.

         Действуют кабинеты психологической разгрузки, логопедический – для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с нарушениями речи, физкультурный и музыкальный залы, кабинет татарского языка, компьютерный класс. Детский сад оснащен техническими средствами обучения: интерактивными досками, интерактивными  столами, мультимедийным оборудованием, ноутбуками, нетбуками, которые обогащают образовательный процесс наглядностью и формируют у детей первичные навыки пользования интерактивным оборудованием.  Функционирует компьютерный класс.            

             Развивающая предметно-пространственная среда  детского сада организована с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям, систематически пополняется. В соответствии с ФГОС ДО в групповых помещениях она представлена в виде развивающих центров: экспериментальной деятельности, конструирования, природы, двигательной активности, безопасности, книги, познания, творчества,  отдыха, театра, игры, социально-эмоционального развития и т.д., в том числе центр патриотического воспитания,  с материалами, отражающими национально-региональный компонент.

Введение в работу дошкольных учреждений ФГОС ДО потребовало от педагогического коллектива полного переосмысления целей и задач дошкольного образования.

           

         Современная жизнь требует   от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.

         Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может  потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Задача современного ДОУ -  подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

       Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход,                             основная цель которого -  научить учиться.  Педагоги должны так построить образовательный процесс, чтобы  дети включались в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

  •  Действия детей должны мотивироваться игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.
  • Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта.
  • Разнообразное наполнение среды групп пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

        В основе системно-деятельностного подхода лежит идея  эффективного  использования активных методов обучения на каждом этапе образовательной деятельности и гармоничного встраивания их в образовательный процесс.

             Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, то есть разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.

            Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

1. Принцип  деятельности заключается в том, что ребёнок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостности  благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе (природа-общество-я).

4Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор.

6. Принцип творчества позволяет развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка.

7. Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями.

Структура современного занятия 

с позиции системно-деятельностного подхода состоит в следующем:

Воспитатель

Воспитанники

Создаёт проблемную ситуацию                      

Принимает проблемную ситуацию                               

Выявляют проблему

  Управляет   поисковой  деятельностью   

Самостоятельный поиск

Обсуждают результаты

       В нашем детском саду образовательная деятельность организована по темам недели, где осуществляются краткосрочные и среднесрочные проекты. Например в старшей и подготовительной к школе группе  недельная тема «Школа добрых волшебников» включает экспериментальную деятельность, всевозможные проекты.

При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.

В нашем  дошкольном образовательном учреждении для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе введения системно-деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по реализации системно-деятельностного подхода, индивидуальные и групповые консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных маршрутов самообразования, разработан годичный семинар-практикум, составлен план повышения квалификации педагогов.

    Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении запланированы тренинговые занятия с психологом..

    Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Это конечно сделать непросто, но для этого в нашем учреждении проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.

Так, наши родители принимают активное  участие в подготовке поделок на благотворительные акции, организованные районным  отделом образования, различных групповых мероприятиях и на базе детского сада.

Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Наш детский сад работает в тесном контакте по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования со школой №165.  Эта  работа направлена на обеспечение готовности старших дошкольников к школьному обучению и их плавному переходу на начальную ступень образования. Эффективными оказались следующие формы работы:

 - взаимопосещения занятий  и уроков воспитателями и учителями;

- экскурсия детей в школу;

- родительское собрание «Игра - как фактор успешности обучения в школе»;

- консультация «Трудности адаптации первоклассника в школе»;

- дни открытых дверей в школах.

К сожалению, приходится констатировать, что в данной работе инициатива принадлежит прежде всего детскому саду, а не школе.  Тем не менее необходимо отметить, что учителя отмечают высокий уровень подготовки наших выпускников к школьному обучению, быструю адаптацию к новым социальным условиям, а недостатки подготовки мы обсуждаем на последующих совместных педагогических советах.

Мы систематически отслеживаем успеваемость наших учеников в начальной школе. Наши выпускники поступают в гимназии и лицеи, в обычные школы и показывают хорошие результаты учебы.

Ежегодно в конце учебного года мы проводим обследование наших детей.

Оценивается уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, а также интегративные качества, такие как самостоятельность, инициатива, произвольность внимания, умение выполнять задание, слушать воспитателя и сверстников, контролировать свои действия.

По итогам прошедшего учебного года, высокий уровень развития показали 83% от общего количества выпускников, средний уровень развития -17%, низкий уровень отсутствует.

Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Наши педагоги продолжают работу по изучению и внедрению системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса, совершенствуют эту деятельность, понимая, что современное образование основано на этих подходах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексного тематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет).Данная методическая разработка имеет...

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ и реализация системно - деятельностного подхода к развитию ребенка.

В условиях современного дошкольного образования произошли изменения в образовательных технологиях, в организации развивающей среды. Они обусловлены повышением уровня современных государственных требов...

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Приоритетные принципы и подходы к реализации программы.

Реализация принципов позволит наиболее рационально организовать работу группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием  речи, обеспечить единство  требований педагогов в...