Семинар-практикум для воспитателей "Песочная терапия"
консультация по коррекционной педагогике

Чугунова Татьяна Ивановна

Мир детских эмоций и ощущений очень хрупкий, а социальная ситуация в обществе на современном этапе не всегда способствует сохранению психического благополучия. Поэтому во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учебного заведения необходимо использовать технологии, направленные на сохранение здоровья и инновационные элементы.

Одним из методов, с помощью которого можно научить детей взаимодействовать со сверстниками, является метод песочной терапии. Он позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка и снять напряжение, получить определенный опыт взаимодействия с другими, в чем-то непохожими детьми, и принять друг друга. Это является одной из важнейших составляющих толерантного общества. Песочная терапия помогает определить виды взаимоотношений в группе и корректировать их.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия с детьми в условиях инклюзивного образования

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы личной культуры, ориентировки в реалиях предметного мира, явлениях собственной жизни и деятельности, понимание самого себя, окружающих явлений общественной жизни. Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности малыша, когда он включен в процесс собственного «строительства».

Мир детских эмоций и ощущений очень хрупкий, а социальная ситуация в обществе на современном этапе не всегда способствует сохранению психического благополучия. Поэтому во время психологического сопровождения в рамках дошкольного учебного заведения необходимо использовать технологии, направленные на сохранение здоровья и инновационные элементы.

Одним из методов, с помощью которого можно научить детей взаимодействовать со сверстниками, является метод песочной терапии. Он позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка и снять напряжение, получить определенный опыт взаимодействия с другими, в чем-то непохожими детьми, и принять друг друга. Это является одной из важнейших составляющих толерантного общества. Песочная терапия помогает определить виды взаимоотношений в группе и корректировать их.

Игры с песком-одна из форм естественной деятельности ребенка

 Песок-природный материал, очень пластичный инструмент для творчества. Он позволяет работать с собой каждому, даже тому, кто не обладает особым художественным даром, боится оценки и отказывается рисовать. Работа с песком учит человека терпению.

Создавая композиции из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме можем передать ему наши знания и жизненный опыт, основы законов окружающего мира.

Итак, предлагаем ребенку построить собственную социальную среду-свой мир. Проиграть, «прожить», решить проблемы (индивидуально) и научить взаимодействию со сверстниками и принятию друг друга (в группе).

В игре с песком все возможно. Проигрывая проблемные ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и подсознательно находит для себя те ответы, которые сложно получить от взрослых. У взрослых появляется уникальная возможность увидеть внутренний мир ребенка и то, что в психологии называется «здесь и сейчас», в проигрывании различных ситуаций с героями песочных игр осуществляется переход воображаемого в реальное и наоборот. Уникальность песочной терапии позволяет делать видимым то, что не имеет словесных форм для своего отражения. Ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально проживает ее с помощью миниатюрных фигурок.

Начиная работу с группой детей, прежде всего, необходимо создать естественную обстановку, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и защищённым. Задачи должны соответствовать возможностям всех детей (группа может состоять из 2-4 человек), инструкция подается в сказочной форме. Во время работы мы поощряем фантазию и творческий подход, исключая негативную оценку действий, идей, результатов.

Первое групповое занятие можно начать с беседы об ощущениях: какие бывают ощущения, как мы их определяем. Затем расположив детей у поддона с песком, предложить им руками прикоснуться, взаимодействовать с песком: «Что вы чувствуете, прикасаясь к песку?». Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние и имеет большое значение для развития психики ребенка.

Поддон с песком имеет ограниченный размер. Благодаря этому дети могут не только отразить свои переживания, но и достичь интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с другими участниками игры.

Перед началом построения композиции проводится беседа об актуальном состоянии участников группы. Затемпсихолог выбирает направление работы в рамках песочной терапии. Инструкции могут быть аналогичными проективным тестам или свободными: «Вы можете создать в песочнице все, что захотите. Вы волшебники, которые путешествуют по миру в поисках места, где не ступала нога человека. Там вы создаете свою сказочную страну. Для этого каждый из вас может выбрать по 3 фигурки и подобрать к ним здания, камни, растения, животных, которые будут жить в вашей стране».

Когда дети подберут фигурки, им можно предложить создать сказочную страну одновременно, каждый на своем участке песочницы, стараясь не мешать друг другу.

После окончания создания композиции каждый рассказывает о своей стране, о ее жителях. Затем следует предложить детям посмотреть на общую картину, которая у них вышла, и придумать общее название. Каждый предлагает свой вариант, но детям необходимо договориться и выбрать одно название. Психолог спрашивает: «А как эти страны между собой живут? Посмотрите, пожалуйста, дружат ли они? Что для этого необходимо?».

После ответов детей психолог предлагает руками, без дополнительных средств, сделать так, чтобы взаимодействие между этими странами было легким и простым. Каждый член группы на своей территории придумывает оптимальное, удобное для него решение общей проблемы взаимодействия.

Важный элемент работы - создание в конце занятия положительного образа или предоставлении бывшему ужасающему образу смешного вида. Это и есть выход на положительный жизнеутверждающий уровень.

Для нас важно проследить за тем, как дети проявляют себя в игре и в контакте друг с другом. Вы увидите как в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции взаимодействия. Так формируетсяэмпатия - способность понимать ближнего и сопереживать ему.

Развитие толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья - это одна из приоритетных задач психолога в условиях инклюзивного образования. Проблема очень похожа на каменный мяч: форма шара визуально очень знакома каждому, но наполненность другая-мяч каменный, отшлифованный временем и ладонями. И для того, чтобы его хоть как-то сдвинуть с места, нужно приложить много усилий. Итак, давайте начнем строить «свой мир» - ведь все в наших руках. Об этом говорил Карл Гюстав Юнг: «Руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

19 лучших игр с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком способны надолго занять ребенка, ведь он мягкий, пористый, так легко лепится. Каждый детский психолог при желании может включать такие игры в свои развивающие занятия.

Для игр с кинетическим песком Вам понадобится:

кинетический песок (его можно сделать самостоятельно по этому рецепту)

формочки

маленькие игрушки

зубочистки/палочки (или другой подручный материал, которым можно писать/рисовать)

грузовик

детская посуда

1. Пишем/рисуем. На гладкой поверхности зубочисткой/палочкой или другим подходящим материалом начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – играя, учить малыша цифрам и буквам, будет значительно интереснее.

2. Считаем. Кроме букв, таким же способом можно еще и осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей (различные игрушки) - считаем сколько пришло зверьков в гости и сколько у нас пирожков.

3. Большой-маленький. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине (для младшего дошкольного возраста).

4. Какой длины. Лепим несколько гусениц из песка и определяем, какая из них длиннее, а какая короче. Ребенок раскладывает их по заданным взрослым параметрам.

5. Фигуры. Лепим различные фигуры и называем их. Можно так: психолог лепит круг, а вслед за ним малыш, лепит круг и называет его. То же повторяем и с другими геометрическими фигурами.

игры с песком, игры с кинетическим песком, игры с кинетическим песком для детей, игры с кинетическим песком в детском саду

6. Учим буквы. В отличие от 1 пункта, правила игры немного меняются и мы буквы не пишем, а лепим из кинетического песка. После того, как буква будет готова - произносим ее название. Это упражнение помимо развития детской памяти позволяет в значительной мере развивать мелкую моторику дошкольника.

7. Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем колбаску или батон, который предлагаем малышу разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как малыш разрежет колбаску – посчитайте, сколько кусочков у вас получилось.

игры с песком, игры с кинетическим песком, игры с кинетическим песком для детей, игры с кинетическим песком в детском саду

8. Сенсорная коробка. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок - посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от вашей фантазии. Действительно действует завораживающе, когда сидишь, перебираешь-пересыпаешь песочек из руки в руку и наблюдаешь, как он «убегает», просачиваясь сквозь пальцы.

9. Пасочки и формочки. «Летние» формочки, которыми дети играют на улице в обычной песочнице, подойдут для игры. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как из «уличного» песка. Если уличный песочек нужно набрать в формочку, утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все гораздо проще - набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратно срезать излишки с помощью ножа.

10. Сокровище. Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком. Просим детей отвернуться, прячем в песке маленькие игрушки, после чего просим ребенка найти их в глубинах песка.

11. Грузовик. Человечки из набора «лего» (или другие фигурки) загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный кузов грузовой машины песка и она едет дальше, отвозит его на место строительства будущего дома.

12. Следы. Разравниваем песочек так, чтобы получилась ровная поверхность. Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверьками, ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры - малыш отворачивается, мама в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша вернуться. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит.

13. Готовим еду. Кинетический песок - идеально подходит для ролевых игр в кухню. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей.

14. Забавные рожицы. Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать лица, мордочки животных.

15. Лепим. Из кинетического песка можно лепить разные фигурки - снежную бабу, гусеницу, колобка, поезд, машинку и много других интересных фигурок.

16. Закапывание ручек - еще одно развлечение, которое может понравиться малышу и привести его в восторг.

17. Горка. Формируем из кинетического песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спусками.

18. Сюрприз. Наверное, все в детстве закапывали в песок разноцветные фантики, бусинки и т.п.

19. В песке можно разыгрывать сюжетные игры. Ставить домики, которые до этого можно раскрасить на свой вкус, заселять их разнообразными фигурками животных и людей.

Все вышеперечисленные игры при их использовании на развивающее занятие будут иметь очень благоприятный терапевтический эффект.

Развивающие игры с песком

развивающие игры с песком, развивающие игры с песком и водой, развивающие игры с кинетическим песком, развивающие игры с песком для дошкольниковПесок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

Подбор упражнений на песке:

- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,

- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;

- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;

- «погрузить» руки в песок;

- создать рисунки на увлажненном песке;

- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Цветная песочная терапия

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках ...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум "Внедрение Су-Джок терапии"

Семинар практикум для родителей "Внедрение Су-Джок терапии"...

Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Раскрыты возможности занятий  песочной терапией для  детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе с дошкольниками»

Семинар-практикум для педагогов«Песочная терапия в работе с дошкольниками» Цель семинара:приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых ...

Семинар-практикум для педагогов "Арт-терапия в пространстве ДОУ"

Представлен сценарий и рекомендации к организации семинара-практикума для педагогов ДОУ....