План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим, развитию речи. Тема: Весна. Сезонные изменения в природе.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Скутарь Елена Анатольевна

Материал  будет полезен  учителям-дефектологам, учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pechat_2019.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  коррекционно-образовательного занятия  по познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим, развитию речи.

Тема: Весна. Сезонные изменения в природе.  

Цель: Активизировать коммуникативную, познавательную, игровую, двигательную деятельность

Образовательные задачи:  уточнить и расширить представления о времени года весна, учить узнавать и называть признаки весны, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их: увеличение светового дня, таяние снега, ледоход, набухание почек, возвращение птиц. Закрепить названия весенних месяцев.

Создать условия для активизации словаря по теме.

Учить употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.  Упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительному (снег  тает, лед  ломается; снег рыхлый, лед  хрупкий).

Упражнять в построении предложений по рисунку (сюжетной картинке). Учить составлять рассказ из 3-4 простых предложений о весне.

Коррекционно-развивающие задачи: Способствовать  развитию внимания, памяти, мышления, речи через беседу, игры и игровые упражнения,

Воспитательные задачи: Воспитывать заботливое отношение к природе, замечая красоту природных явлений.

Оборудование, дидактический материал: сюжетные, предметные картинки, мяч, физминутка, загадка,  карандаши, листы бумаги.   Д/игры: «Какой? Какая? Какие?», «Собери картинку », «Назови ласково», Игра «Подбери действие»,  «Угадай по описанию», «Закончи предложение».

Участники: дети подготовительной группы с задержкой психического развития, учитель-дефектолог.

Форма работы: подгрупповая

I.Создание мотивационного поля (организационный момент).

1)  Приветствие, самомассаж.

Встаньте все в кружок и повторяйте за мной.

— С добрым утром глазки, вы проснулись? (массируются веки глаз)

— С добрым утром ушки, вы проснулись? (массируются уши)

— С добрым утром носик, ты проснулся (массируются крылья носа)

— С добрым утром ручки, вы проснулись (гладить руки сверху – вниз)

— С добрым утром ножки, вы проснулись? (гладить ноги сверху – вниз)

— С добрым утром солнце, я проснулся! (встать на носочки, потянуть руки вверх и улыбнуться).

2)Введение в игровую ситуацию

 Педагог сообщает детям, что в детский сад пришло письмо, к нам должен кто-то прилететь в гости. Но случилась беда, ее кто-то разорвал, давайте попробуем ее собрать, и  мы узнаем, кто прилетит в гости.

Игра «Собери картинку» Дети делятся на пары, каждый ребенок  выполняет свою работу индивидуально (составляет из разрезанных картинок половину целого изображения) и на завершающем этапе дети объединяют свои элементы в общую картину. Педагог выставляет игрушку грача. От имени грача загадывается загадка.

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи

В дом свой- улей пчела

Первый мёд принесла,

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Весной)

Педагог спрашивает детей о том, догадались ли они о чем поговорим сегодня на занятии?

II. Актуализация знаний. (Основная часть)

1.Беседа по картинке.

Педагог задает детям вопросы: Назовите, какое сейчас время года, месяц, день недели. Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

Какое время года изображено на картинке? Почему? (нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.) Какие признаки весны вы ещё видите? (Капают сосульки, снег рыхлый потемнел и тает, лед ломается, хрупкий ит.д.) Как можно назвать весну? (весна-красна, весна-матушка, долгожданная)Какая бывает весна? (буйная, цветущая, радостная, смелая, звонкая, долгожданная, дружная, поздняя, веселая, ранняя, робкая)

Название весенних месяцев с использованием картинок.

 Примерные вопросы: Сколько месяцев длится каждое время года? (Три.) Сколько месяцев длится весна? (Три.) Назовите эти месяцы по порядку. Назовите первый весенний месяц. (Март.) Какой месяц наступит после марта? (Апрель.) Какой последний месяц весны?

Педагог уточняет характерные признаки весны: день длиннее, а ночь короче; небо весной голубое, ясное; ярче светит солнце, греет сильнее; снег темнеет, оседает и тает; ручьи бегут, звенят, журчат;  на проталинах появляются первые цветы; на реках тает и трескается лед; начинается ледоход; на деревьях набухают почки; из дальних стран прилетают первые перелетные птицы; люди переодевают одежду и обувь.

Физминутка. «Веснянка»

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Побежал в саду ручей,

(бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(«летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,

(медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(тянутся на цыпочках, руки вверх)

Игра с мячом «Назови ласково»

Солнце-солнышко, день-денек, цветок-цветочек, лед-ледок, проталина-проталинка и т.д.

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Весна (какая?)… Небо (какое?)… Снег(какой?)… Солнце (какое?)…Ручьи (какие?)…День (какой?)…

Игра «Подбери действие»

Весна (что делает?)…Солнце (что делает?)…Ручьи (что делают?)

Снег (что делает?)…. Сосульки (что делают?)…. Лед (что делает?)….

Игра «Угадай по описанию»

Весной оно ярко светит, пригревает…

Весной они бегут, звенят, журчат, шумят.

Самостоятельная деятельность детей. Рисунок «Весна»

 Составление рассказа по рисунку (3-4 предложения)

Педагог при необходимости оказывает помощь.

Индивидуальный подход:  педагог начинает предложение, ребенок заканчивает. (Игра «Закончи предложение»)

III. Рефлексия (итог). Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает деятельность. Грач «благодарит» детей и дарит им свои «портреты».

 

Литература:1. Коррекция нарушений речи у дошкольников ч.1/ Под ред. Л.С.Сековец. – М.:АРКТИ,2005.-248с.

2. Морозова И. А., Пушкарева М.Л. Ознакомление с окружающим миром Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 160 с.

3.Интернет- источники: https://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические часы на тему: «Весна. Сезонные изменения весной»

Данный практический материал можно использовать как во время логопедических часов, так и для индивидуальной работы....

Технологическая карта коррекционно-образовательного занятия по познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим и развитию речи.

Технологическая карта занятия будет полезна учителям-дефектологам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»...

Лексическая тема: «Весна. Сезонные изменения в природе.»

Лексическая тема: «Весна. Сезонные изменения в природе.»...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие речи)

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития.Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим + развитие...

Нерегламентированная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему "Зима. Сезонные изменения в природе"

Систематизация представлений детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях природы в зимний сезон....