Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»

Цель: Обобщить имеющиеся у детей представления о весне и ее признаках.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с природными особенностями весенних месяцев и расширять представления о смене времен года

2. Раскрыть понятия «ранняя весна», «середина весны», «поздняя весна»

3. Продолжать  формировать навыки взаимодействия (сотрудничества) со сверстниками, развивать самостоятельность, инициативу

4. Развивать познавательную активность и навыки исследовательской деятельности

5. Активизировать и обогащать словарь за счет таких слов, как март, апрель, май, проталины, оттепель, капель, подснежник, снегогон, зимобор и т. д.

Раздаточный материал: фишки белого, голубого и зеленого цветов, карандаши, трехлистники.

Ход занятия:

В. Ребята к нам пришло письмо. Откуда  же оно? Давайте узнаем и прочтем обратный адрес. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. Но  от кого это письмо? Кто живет на Северном  полюсе? (на доске картинки с изображением тюленя, белого медведя, моржа)

Читаем письмо: «Ребята, как вы знаете у нас на Северном полюсе холодно и зимой и летом. Солнышко бывает редко, поэтому снег и лед никогда не тают. Нам хотелось бы узнать, как живут на другом конце света. Мы слышали, что у вас сейчас не зима, а какое-то другое время года. Нам  хотелось бы узнать об этом подробнее. Мы будем ждать вашего ответа.

В. Ребята, мы ответим на вопросы обитателей Северного полюса и отправим им ответное письмо.

В. Ребята, какое сейчас  у нас время года? (весна). Весна в природе бывает «ранняя», середина весны и «поздняя». О признаках  весны мы уже рассказывали, но чтобы уточнить к каким частям весны они относятся,  мы разделились  на три команды (фишки белого, синего и зеленого цветов) Чтобы лучше представить признаки «ранней, «средней» и «поздней» весны предлагаю отгадать загадки и решить, какая команда относится  какой части весны.

Загадки: Свисает с крыши длинный гвоздь

                Холодный, крепкий, словно кость,

                Но если солнце припечет

                Он весь слезами истечет. (сосулька)

           

              Осенью летели к югу,

              Переждать там злую вьюгу.

              Дождались и вот весной

              Возвращаются домой. (перелетные птицы)

             

             Синяя сосулька плачет,

             Но от солнца нос не прячет,

             И весь день под птичью трель

              Кап-кап-кап звенит …(капель)

             Солнце пригревает,

             Лед на речке тает.

            Речка зашумела,

             Льдины подгоняя,

             Как это явление весной называют? (ледоход)

             

         Ну а раньше, чем листочки набухают – это… (почки)

         

          Появился из-под снега,

           Тянется к кусочку неба,

          Самый первый, самый нежный

          Маленький такой… (подснежник)

          Зимой он все сидел, а весной вдруг похудел. ( сугроб)

          Весна поет, звенит капель,

          Почистил крылья воробей,

          Кричит скворцу он: «Не робей!

          Иди купаться! Вот… (ручей)

В.  Загадки мы отгадали. Посоветуйтесь в своих командах и ответе мне, почему мы разделились на 3 команды, что обозначают белый, синий и зеленый цвет на фишках? (ответы детей) Скажите, команда белых фишек является помощником какой весны? (ответы детей) Правильно: ранней. Это начало весны. Почему белый цвет? (ответы) А какой месяц обозначает начало весны? (март) Март в народе называют «протальником», потому что от солнечных лучей начинает таять снег, становится видно землю. Вот эти кусочки  земли называют  проталинами. (повторы детьми)  А еще март называли «зимобор». Как вы думаете, почему? (зима борется с весной)

В. А теперь скажите ребята с голубыми фишками являются  помощниками какой весны? (середины весны) В каком месяце начинается середина весны? (апрель) А почему вам достались голубые фишки? (тает снег, много воды) Правильно, за мартом следует апрель. Этот месяц называют «снегогоном» Почему? (выгоняет снег) Еще его называют «водолеем» (кругом лужи, вода бежит). Апрель – месяц говорливой воды. Послушайте, как звучит ручей (запись). Апрельские ручьи будят землю. Что это значит? (теплые воды омывают землю, согревают ее) Ребята, расскажите, как вы понимаете такое высказывание: «Апрель водою славен, почками красен» (ответы детей)

В. А скажите команда зеленых фишек является помощником какой весны?(поздней) Какой месяц относится к поздней весне? (май) Почему зеленого цвета? (деревья и кусты зеленеют, появляется трава и цветы) Еще май называют «песенником»Почему? (поют птицы) (запись)

И так перед весной стоят 3 задачи:

1)Темноту прогнать. Какой месяц с этой задачей справится? (март)

2)Снег растопить, землю разбудить. Какой месяц это будет делать? (апрель)

3)Землю, поля и леса зеленью нарядить (май)

Давайте соберем все картинки о весне в конверт, чтобы потом отослать нашим друзьям с Северного полюса и немного отдохнем.

         Физминутка:

Солнышко, солнышко - золотое донышко (идут по кругу)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бегут по кругу)

Прилетело сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на носочках вверх)

Скажите ребята, а что же происходит с солнцем  весной? (светит ярче, теплее, чаще и т.д.) Почему же так происходит? Оказывается  весной наша планета Земля  находится ближе к солнцу. Давайте подойдем к столу и посмотрим опыт «Почему происходит смена времен года?» (лампа и глобус)

Представьте, что лампа – это солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда падал свет лампы. Она нагрелась. Значит в этом месте Земли тепло, а на обратной стороне холодно, туда солнечные лучи не попадают. У нас наступила  весна, солнечные лучи светят нам и согревают нас.

Ребята, мы много интересного вспомнили и узнали о весне. Давайте поиграем  в игру, чтобы узнать все ли были внимательны. Сейчас я буду называть предметы или явления, а вы мне скажите, что лишнее.

             Игра «Четвертый  лишний»

Капель, декабрь, подснежник, почки.

Ручьи, сильный мороз, солнце, ледоход.

Проталины, птицы, улетающие на юг, день длинее, солнце светит ярче.

Молодцы ребята. Посмотрите на доске нарисованы какие-то знаки:

Глаза—  что мы сегодня видели?(ответы детей)

Ушки— что слышали? (ответы детей)

Язычок – о чем говорили? (ответы детей)

Руки –  что делали? (ничего мы руками не сделали)

Давайте сядем за столы, у вас  у всех лежат  трехлистники (почему? 3 весенних месяца) и нарисуем признаки каждого весеннего месяца. Затем мы сложим ваши рисунки в конверт и отправим нашим друзьям с Северного полюса, чтобы они узнали о таком прекрасном времени года, как весна.

Дети рисуют, складываем рисунки в конверт, подписываем адрес. Ребята, что нужно написать рядом со словом КУДА – Северный полюс, а ОТКУДА – Санкт-Петербург, ул….., детский сад №…., старшая группа …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ТАЙНЫ ЛЕСА» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

Возрастная группа: старшаяФорма НОД: путешествие по карте, познавательно-исследовательская деятельностьФорма организации (подгрупповая, групповая, индивидуальная, парная)Учебно-методический комплект: ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Насекомые»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»....

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы. Тема «История электричества»

Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.Закреплять правила безопасного поведения в обра...

29.04.2020 г Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «1 Мая – праздник весны и труда!»

Самуил Маршак — Первое маяСегодня лучший день весны,Сегодня Первомай!Оркестры дальние слышны,В цветных флажках трамвай…Взлетает легкий красный шарПод самый небосклон,Пылают буйно, как пож...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «1 Мая – праздник весны и труда!»

Конспект НОД по окружающему миру для детей старшей группы на тему: «1 Мая – праздник весны и труда!»...