Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы. Тема «История электричества»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рубцова Светлана Михайловна

Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.

Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

«Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина»

Конспект НОД с детьми старшей группы.

Тема «История электричества»

Образовательные задачи:

Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.

Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.

Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приёмами практического безопасного взаимодействия с окружающими предметами.

Воспитательные задачи:

Вызывать радость открытий от полученных опытов.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Материал:

Презентация «История возникновения электричества»

Дидактическая игра «Найди пару»

Предварительная работа:

Загадывание загадок об электроприборах

Беседы с родителями

Ход НОД

В группу приходит СМС от Бабы Яги. Она пишет детям: «Я  недавно летала в гости к Кащею Бессмерному в тридевятое царство и увидела там настоящее чудо. Он провёл себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу за него выполняет, он только кнопки нажимает и держит от меня в секрете. Я очень заинтересовалась этим чудом-электричеством и прилетела к вам попросить помощи, может вы  знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?»

В: А вы ребята знаете, что такое электричество? (Рассказ воспитателя)

Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди?

(ответы детей)

- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Иллюстрация)

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (Иллюстрация факела) 

Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?

Ответы детей: Опасно, его нужно держать в руках.

В: Правильно. Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину . (Иллюстрация)

Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место. Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары.

Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.

Потом люди придумали свечу (Иллюстрация) .

Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало, когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. Интересно, что люди использовали свечи ещё и как часы. Они заметили, какая часть свечи сгорает за час, и делали на таком расстоянии отметины на свечке, так получались своеобразные часы. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами. Воск со свечи стекал и попадал на стол, на пол, и его было трудно соскребать, тогда и придумали специальные подставки под них –канделябры. (Иллюстрация)

Канделябр – это французское слово, и означает подставка с разветвлением для нескольких свечей. Раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке, поэтому слово оттуда и взяли. Свечи вставляли в канделябры, и по количеству свечей можно было определить - насколько богата семья.

- На смену свечке пришла керосиновая лампа. (Иллюстрация керосиновой лампы)

Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)  .

Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (Иллюстрация)

Почему  горит лампочка, что заставляет её работать  вы узнаете из загадки:

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)

- Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т.д.)

Электричество рождается на больших электростанциях (Иллюстрация электростанций) .

Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку.

Провод-это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. (Иллюстрация)

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.

Игра «Ток бежит по проводам»

Бежит ток как вода (дети бегают друг за другом змейкой)

Вы ребята провода

Змейкой прямо через лес

Вот и к нам он в дом залез

Ну-ка ток замри (замирают)

И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)

В: Ребята, всегда ли электрический ток бывает безопасным?

(рассуждение детей)

В: Как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты?

(Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)

В: Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!

-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?

Ответы детей. (если затрудняются, помочь им).

В: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.

Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим, как люди обходились без электричества, чем они пользовались?

Игра "Найди пару". (детям показывают картинки предметов они должны к старинному предмету найти современный электрический) .

Веник-пылесос.

Корыто- стиральная машина.

Свеча-лампочка.

Русская печь-электроплита.

Самовар-электрочайник.

Котелок- мультиварка.

Яма-холодильник.

Рубель-утюг.

В: Только нужно уметь правильно пользоваться этими приборами.

Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)

Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.

Игра "Мечтатели".

А сейчас помечтаем, что будет в будущем. Представьте, что при помощи электричества надо усовершенствовать предмет, который вы увидите (Иллюстрации: санки, одеяло, сапоги, носовой платок, варежки, портфель, тетрадь) .

Какую работу  эти предметы будут делать?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, посчитайте до пяти. Один, два, три, четыре, пять вот мы в садике опять!

 Физкультминутка

А сейчас немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь!

Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию передать Бабе Яге? (ответы детей- предположения)

Предлагаю нарисовать ленту времени "История электричества", мы ее отсканируем и по электронной почте отправим Баба Яге.

(дети рисуют историю возникновения электричества)

                                                            Сказка

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО - НАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО.

В некотором царстве в некотором государстве в огромном замке жило Электричество - наше величество. В каждом доме с наступлением темноты загорался свет великого и могущественного электричества электролампы. Везде были протянуты провода, будто руки. По рукам бежал электрический ток, будто кровь по венам. Электричество было очень добрым, и отзывчивым. Оно всегда помогало людям - согревало, а также готовило пищу, электричество относилось к людям так, как относились к нему они, всё было очень просто. Электричество было умелым оно работало на разных заводах, фабриках. У электричества не было такого дела, за которое оно не смогло бы взяться. Наше величество являлось самым главным, что было в этом мире, потому что без электричества не было бы ничего.

 Шли годы, время летело, Электричество работало не покладая своих рук. Но наступил момент, когда люди совсем забыли, как правильно нужно пользоваться электричеством. Наше величество работало днём и ночью. И однажды произошла беда, о которой даже никто не мог задуматься, электричество заболело, да оно заболело - у электричества произошло замыкание.

 Наступила темнота, электролампы больше не работали так, как раньше, опустились провода и по ним перестал течь ток. Все люди в царстве остались без тепла и уюта. Встали всё производство, встали заводы, фабрики. Мир стал чёрным. Везде царила тишина. И тут люди испугались, и стали думать, как же им быть, как вернуть наше Величество Электричество. Думали они думали, так ничего и не придумали, решили они пойти к премудрому дядюшке Электрику, и сказали они ему: «Дядюшка Электрик спаси, помоги нам, как же нам быть без электричества?»

 И тут дядюшка сказал им: «Садитесь и слушайте, но слушайте очень внимательно». И рассказал он людям очень поучительную историю о том, как нужно правильно пользоваться электричеством. Что нужно беречь его, нужно ухаживать за ним, и не давать в обиду, попросту не тратить его, пользоваться в случае необходимости. А главное - экономить его.

 Шло время, люди жили не тужили, работали, учились, а главное - они стали любить и уважать электричество, ведь электричество - это тоже живая частица нашего мира. Люди стали по мере своей необходимости тратить наше величество, стали уходя из дому всегда выключать его, не гонять его попусту, рассказ дядюшки пошёл им на пользу. С того момента люди и электричество живут в любви, и понимании. Также и читателям хочу пожелать того, что пожелал в нашей сказке дядюшка Электрик. Берегите электричество, будьте взаимовежливыми, не обижайте его, иначе электричество сможет обидеть и вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект  ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста(опыты и эксперименты)   Тема:«Путешествие утёнка»...

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы Тема: «Здоровье наше-дороже богатства!»

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группыТема: «Здоровье наше-дороже богатства!»...

Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы.Тема: Заучивание стихотворения А.Л. Барто «Помощница».

Воспитательно-образовательные задачи:Образовательные задачи:1. Учить детей выразительно рассказывать стихотворение.2. Развивать у детей память.3. Развивать связную речь.Воспитательные задачи:1. Воспит...

Конспект НОД по окружающему миру с детьми подготовительной группы. Тема: «Почему люди такие разные?»

Данное мероприятие направлено на формирование толетарного отношения к людям....