Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posuda_.docx16.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе

    Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»

     

    Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

    Задачи:

    1.  Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умение находить сходства и различия между предметами.

    2.  Развивать зрительное восприятие, внимание, системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, развивать тонкую моторику рук.

    3.  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.

    Методы и приемы:

    Практические: физкультминутка «Посуда Федоры», пальчиковая гимнастика, игровое упражнение «Накроем стол».

    Наглядные: мультимедийная презентация «Загадки о посуде», книга К.И.Чуковского «Федорино горе», схема-модель «Составление описательного рассказа», дидактическое пособие «Палочки Кюизенера», предметные картинки с изображением посуды.

    Словесные: загадки о посуде, беседа.

    Материалы и оборудование: мультимедиа, книга К.И.Чуковского «Федорино горе», развивающее пособие «Палочки Кюизенера», схемы построения из палочек (индивидуально, для каждого ребенка), скатерть, посуда (самовар, чашки, блюдца, чайные ложки, конфетница, вазочка для варенья, сахарница), схема-модель составления описательного рассказа, картинки с изображением посуды.

     

    Ход занятия:

    -  Ребята, вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте загадку и назовите тему нашего занятия.

    Сама не ем,

    А людей кормлю (посуда).

    - У каждого  из вас на столе лежат  карточки с изображением посуды. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы поднимайте нужную карточку-ответ.

    1. Я пыхчу, пыхчу,

    Больше греться не хочу.

    Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)

    2. Если я пуста бываю,

    Про себя не забываю,

    Но когда несу еду,

    Мимо рта я не пройду. (Ложка.)

    3. Чайника подружка

    Имеет два ушка,

    Варит кашу, суп для Юли.

    И зовут её…  (Кастрюлей.)

    4. Скажите, как назвать ее:

    Все в дырках зубы у нее,

    Но свеклу, редьку, хрен, морковку

    Она перетирает ловко.  (Терка.)

    5. Она всем очень нравится,

    На блюдечке красавица,

    С одной рукой милашка,

    Голубенькая ...  (Чашка.)

    Дидактическая игра «Собери картинку» из палочек Кюизенера, серии «Посудная лавка».

    -   Ребята, давайте приготовим наши пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.

    Мы с мамой в магазине

    Посуду  покупали,    

    Руки на столе, ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

    Тарелки, блюдца, чашки

    И ложки выбирали.

    Ладонь правой руки на столе, поднимать на каждое название посуды  поочередно пальцы, начиная с большого.

    Красивую кастрюлю,    

    Молочник и солонку,  

    Набор ножей и вилок,

    Ладонь левой руки на столе, поднимать пальцы на каждое название посуды, начиная с мизинца.

    Шумовку и маслёнку.          Сжать пальцы в кулачки.

    Ребята из палочек Кюизенера собирают изображение посуды (самовар, чайник, чашка с блюдцем).

    - Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас получилось? (Ответы детей.)

    - Давайте вместе накроем стол к чаепитию. Постелем на него скатерть. Я буду вас вызывать, и вы будите брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол самовар, заварочный чайник, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарницу, конфетницу, вазочку для варенья.)

    - Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята?

    - Ребята, что это такое? (Показывает самовар.) А самовар какой, что вы можете о нем сказать? (Большой, желтый, металлический.) Что есть у самовара? (Ручки, крышка, носик.) Для чего используется самовар?

    - А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Голубая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая.)

    - А это что? (Чайник.) Какой он? (Голубой, маленький и т.д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник?

    Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы посуды.

    - Посуда сделана из разных материалов. Посуда, в которой мы готовим еду сделана  из металла. А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)  

    - А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла, фарфора.)

    - Как вы думаете, если посуда из стекла или фарфора упадет, она разобьется? (Да, разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, помните об этом.

    - Что делают с посудой после еды? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать, как убежала от бабушки Федоры.

    - Ребята, мне кажется, что нам пора отдохнуть.

    Физкультминутка «Посуда Федоры»

    У бабушки Федоры

    Приключилось горе:

    - ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

    Чашки убежали,        - бег на месте

    Блюдечки пропали,

    Потерялись ложки

    - присесть

    - закрыть глаза руками

    И разбились плошки.        - встать и хлопнуть в ладоши

    Из окошка выпал стол

    И пошел, пошел, пошел…

    - шагать на месте

     

    «А за ними вдоль забора

    Скачет бабушка Федора:

    - прыжки на двух ногах с продвижением вперед

    – Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

    Воротитеся домой!»

    - произносить жалобным голосом; ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

    - Немножко отдохнули, пора и заниматься. На доске висят картинки с изображением посуды,   воспитатель предлагает их сравнить.

    - Посмотрите внимательно, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля, сковорода, сахарница.)

    - А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник, самовар.)

    - А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)

    - Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из фарфора; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться.)

    -  Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)

    -  Ребята, как много вы знаете о посуде. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

    - Мы сегодня многое узнали и интересно поиграли. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось?

    - Молодцы, ребята, вы так хорошо занимались, и я за это подарю вам картинки посуды, которые вы украсите вечером с помощью красок и  подарите их дома мамам.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

    Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

    "Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

    "Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

    МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста"Знакомство с одуванчиком".

    На этом занятии малыши знакомятся с представителями растительного мира,в данном случае с одуванчиком (где он растет,какого он цвета),а также учатся слушать красивые стихи о нем....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

    Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...