Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_ftskm.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД   по окружающему миру

с детьми старшей группы на тему  «Насекомые»

Составила:  воспитатель Гладкина М. А.

                                                                                                   Д/с № 8 г. Коркино

Задачи:

Образовательные:

•   Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

Воспитательные:

•   Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:

•   Развивать зрительную и слуховую память.

•   Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

•   Развивать связную речь.

•   Развивать образность речи.

•    Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

•   Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

•   Развивать общую моторику, координацию.

•   Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование:    предметные   картинки   насекомых   (бабочка,   пчела,   кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая  игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом»   (сюжетные   картинки   на   которых   показано   превращение   гусеницы   в бабочку). Мягкая игрушка -   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью наХртором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые - пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки -насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

 Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.   Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

 З.Введение в тему.

Воспитатель: -   Ребята,   с   шестиногими   малышами   что-то   случилось,   вы   готовы   помочь?

Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.

И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

-   Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы   с вами превратились в насекомых  и  полетим  мы  с  вами  на лесную полянку.  Проходите  насекомые, садитесь.    А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки — отгадки».

4.3агадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает  загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

 И большие, большие глаза,

Называют ее …(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?    •   Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

•   Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

•   Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

 •   Всех жучков она милей,

 Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

- А паук - это насекомое?

- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.)

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу  (дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой)

5. И потопаю потом (дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

- Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». 

Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

•   Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

•   Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают,

•   Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

•   Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. Воспитатель:

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

- Посмотрите,   какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек.

Воспитатель: - Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

-Я разложила бабочек по форме.

Воспитатель: - А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по - другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету.

Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру.

Воспитатель:

- Арина, разложи бабочек по размеру.

Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

Воспитатель: - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».  Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель:

-Нет,  гусеница не забыли.  Мы тебе поможем превратиться в бабочку.  Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей (Бабочка откладывает яйца)

- Кто появляется из яйца? Ответы детей (Из яйца появляется гусеница)

- Что делает гусеница? Ответы детей (Она питается листьями и растет)

- В кого она превращается? Ответы детей (Гусеница превращается в куколку)

- Кто выходит из куколки? Ответы детей (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать)

Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница    превращается в    бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна..,       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня - сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

-   Бабочка отложила яички на цветке.

-   Потом появилась   гусеница.

-   Гусеница питалась листьями и росла.

-   Потом гусеница превратилась в куколку.

-    Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова, Закройте глаза и повторяйте за мной:

- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы по теме "Насекомые".

Цель: закреплять знания детей о насекомых.Задачи.Образовательные:совершенствовать знания о насекомых, особенностях их строения, развития и способах передвижения.Развивающие: Развивать ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».

Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы. Тема «История электричества»

Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.Закреплять правила безопасного поведения в обра...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми  старшей  группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»

Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Весна. Сезонные изменения»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...