Главные вкладки

    Конспект НОД по окружающему миру с детьми старшей группы на тему «Насекомые»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

    Гладкина Марина Анатольевна

    Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_ftskm.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД   по окружающему миру

    с детьми старшей группы на тему  «Насекомые»

    Составила:  воспитатель Гладкина М. А.

                                                                                                       Д/с № 8 г. Коркино

    Задачи:

    Образовательные:

    •   Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

    Воспитательные:

    •   Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

    Развивающие:

    •   Развивать зрительную и слуховую память.

    •   Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

    •   Развивать связную речь.

    •   Развивать образность речи.

    •    Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

    •   Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

    •   Развивать общую моторику, координацию.

    •   Продолжать учить группировать предметы по основным признакам. Оборудование:    предметные   картинки   насекомых   (бабочка,   пчела,   кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая  игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом»   (сюжетные   картинки   на   которых   показано   превращение   гусеницы   в бабочку). Мягкая игрушка -   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью наХртором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые - пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

    Ход занятия:

    Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

    Воспитатель: - Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки -насекомым. Подготовимся к путешествию:

    «Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

     Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

    2.Организационный момент.

    Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.   Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

    Воспитатель: - Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно?

    Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

     З.Введение в тему.

    Воспитатель: -   Ребята,   с   шестиногими   малышами   что-то   случилось,   вы   готовы   помочь?

    Воспитатель читает текст:

    Однажды над насекомыми

    Пронёсся злой паук

    На полянке разноцветной

    Он всех заколдовал.

    Чтоб бабочки порхали,

    Трудился        муравей.

    И осы чтоб жужжали,

    Ты помоги скорей.

    Возьми с собой ты знанья,

    И доброту возьми,

    И этим шестиногим

    Малышкам помоги!

    Воспитатель:

    - А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

    - Закройте все глаза и повторяйте за мной:

    -   Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы   с вами превратились в насекомых  и  полетим  мы  с  вами  на лесную полянку.  Проходите  насекомые, садитесь.    А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки — отгадки».

    4.3агадки. Беседа по теме.

    Воспитатель читает  загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

    • У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела.

     И большие, большие глаза,

    Называют ее …(стрекоза).

    Воспитатель:

    - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?    •   Сок цветов душистых пьет,

    Дарит нам и воск, и мед.

    Людям всем она мила

    А зовут ее... (пчела).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

    •   Он работник настоящий

    Очень, очень работящий.

    Под сосной в лесу густом

    Из хвоинок строит дом. ( муравей).

    Воспитатель:

    - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

    •   Она ярка, красива,

     Изящна, легкокрыла.

    Сама похожа на цветок

    И любит пить цветочный сок. (бабочка).

    Воспитатель:

    - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

     •   Всех жучков она милей,

     Спинка алая на ней.

    А на ней кружочки

    Черненькие точки. ( божья коровка).

    Воспитатель:

    - А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

    - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

    - Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

    - А паук - это насекомое?

    - Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

    - Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

    - Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

    - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

    - Назовите вредных насекомых.( Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, комар.)

    -  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

    5.Физминутка «Сороконожка»

    1. Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня) 

    По сухой дорожке.

    2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (дети останавливаются и приседают.)

    - Ой, промокнут сорок лап!

    3. Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

    4. Грязи в дом не принесу  (дети останавливаются, трясут одной ногой), Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой)

    5. И потопаю потом (дети топают ногами)

    - Ой, какой от лапок гром!

    Воспитатель:

    - Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи. Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

    6. Игра «4 лишний». 

    Составление предложений с союзом «потому что».

    Воспитатель:

    - Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

    •   Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

    •   Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают,

    •   Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

    •   Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. Воспитатель:

    - Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

    7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

    Воспитатель:

    - Посмотрите,   какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек.

    Воспитатель: - Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

    -Я разложила бабочек по форме.

    Воспитатель: - А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по - другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

    - Я разложила бабочек по цвету.

    Воспитатель: - А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей: - По размеру.

    Воспитатель:

    - Арина, разложи бабочек по размеру.

    Воспитатель: - Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук).

    Воспитатель: - Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

    8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».  Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

    - Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

    Воспитатель:

    -Нет,  гусеница не забыли.  Мы тебе поможем превратиться в бабочку.  Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

    Воспитатель проводит беседу:

    - Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей (Бабочка откладывает яйца)

    - Кто появляется из яйца? Ответы детей (Из яйца появляется гусеница)

    - Что делает гусеница? Ответы детей (Она питается листьями и растет)

    - В кого она превращается? Ответы детей (Гусеница превращается в куколку)

    - Кто выходит из куколки? Ответы детей (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать)

    Воспитатель:

    - Предлагаю вам рассказать, как гусеница    превращается в    бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

    9.Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

    Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

    У людей зовётся «кокон».

    Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

    Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

    Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)

    Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

    Март, апрель, капель, весна..,       (хлопки руками на каждое слово)

    Просыпайся, соня - сонюшка!       (потягиваются)

    Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

    Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

    Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

    10. Рассказы детей по цепочке:

    -   Бабочка отложила яички на цветке.

    -   Потом появилась   гусеница.

    -   Гусеница питалась листьями и росла.

    -   Потом гусеница превратилась в куколку.

    -    Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

    11. Итог занятия.

    Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

    (Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.) Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.

    Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова, Закройте глаза и повторяйте за мной:

    - Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

    - Вам понравилось быть насекомыми?

    - А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

    - Какая игра вам больше всего понравилась?

    - Вы все сегодня были молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы по теме "Насекомые".

    Цель: закреплять знания детей о насекомых.Задачи.Образовательные:совершенствовать знания о насекомых, особенностях их строения, развития и способах передвижения.Развивающие: Развивать ...

    ЗАНЯТИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ТАЙНЫ ЛЕСА» С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

    Возрастная группа: старшаяФорма НОД: путешествие по карте, познавательно-исследовательская деятельностьФорма организации (подгрупповая, групповая, индивидуальная, парная)Учебно-методический комплект: ...

    Проект с детьми старшей группы по теме "Насекомые"

    Формировать умение связно, последовательно  формулировать ответы на поставленные вопросы....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

    Конспект ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста.

    Конспект  ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста(опыты и эксперименты)   Тема:«Путешествие утёнка»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».

    Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах....