Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_vesnoy.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 45

 «Флажок»

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с детьми старшей группы

«Природа весной».

                                         

                     Составила воспитатель:                                                                                         Романцова С. А.

Саров

2016

Цель: Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах.

Задачи:

  • Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Развивать слуховое, зрительное внимание, память, мыслительные операции.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций,  чтение художественной литературы, беседы по прочитанному,  наблюдения.

Словарная работа:

Ледоход, первоцветы, водоплавающие.

Материал:

Картинки к загадкам, репродукции картин, картинки первоцветов, птиц, иллюстрации гнезд птиц.

Ход занятия

1.Организационный момент.

на доске картинки с признаками весны.

Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.

  • Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

  • Его весной и летом

Видим мы одетым

А осенью бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

  • В голубой рубашке

Бежит по дну овражка. (ручеек)

  • Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все  (солнце)

  • Глядит из-под  снега

Зеленый росток

Он первый весенний студеный  цветок

(подснежник)

2. Основная часть.

Воспитатель: - К какому времени года подходят эти картинки?

Дети: - Эти картинки подходят к времени года весна.

Воспитатель :- Сколько месяцев длится весна?

Дети:- Весна длится 3 месяца.

Воспитатель: - А как называется 1 месяц весны?

Дети:-1 месяц весны март

Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему?

Дети: - Потому-что  появляются проталины.

Воспитатель:- А как называют 2 весенний месяц?

Дети:- 2 весенний месяц называют апрель.

Воспитатель:- Апрель-середина весны.

Воспитатель:- А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?

Дети: – Это месяц так называют, потому что снег тает и превращается в воду.

Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе облака собираются в тучи и начинают идти дожди.

Воспитатель:-  Посмотрите на картинку и скажите, что же в это время происходит на реках и озерах?

Дети: Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться.

Воспитатель:- Как в природе называют это явление?

Дети:- Это называют ледоходом.

Воспитатель: - Земля прогревается, появляются первые цветы. Какие?

Дети:- Первые весенние цветы, это подснежники.

Воспитатель:  - А кто знает, почему и их так назвали?

Дети:- Потому-что они растут из-под снега

Воспитатель:- Правильно, а как их еще называют?

Дети:- первоцветы.

Воспитатель:- Посмотрите на картинки и скажите как называются эти первоцветы?

Дети:- Мать и мачеха, медуница, сон-трава

Воспитатель:- А как называется  3 месяц весны?

Дети: - Май

Воспитатель:- В народе его называют – «травень», «цветень».

Воспитатель:  - Как вы понимаете эти высказывания?

Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.

Воспитатель: - Послушайте поговорку  «Май весь год кормит»- как вы понимаете это высказывание?

Воспитатель:- Ребята, посмотрите на картины русских художников, изобразивших весну, и попробуйте догадаться,  кто из них какой месяц весны нарисовал?

Воспитатель:- Ну а теперь давайте скажем, чем хорошо наступление весны и чем плохо?

Дети:- Хорошо – становится тепло, природа оживает, возвращаются птицы из теплых краев и другое.

            Плохо – сыро и грязно, идут дожди, нет зимних развлечений и другое.

Физ. Пауза.

- Капли звонко капали (прыжки на месте),

- Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам),

- Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),

- Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).

- С нас течёт уже вода (наклон вниз),

- Мы растаем навсегда (выпрямляемся).

3. Воспитатель:- Ребята, вы уже сказали, что с наступлением весны к нам возвращаются с южных краев птицы. Как они называются?

Дети:- Перелетные.

Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю  и объясните почему?

Дети:- Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.

Воспитатель:- Каких еще перелетных птиц вы знаете?

Дети: - Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси.

Воспитатель:- Вспомните,  почему все они улетают от нас осенью в теплые страны?

Дети:- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают.

Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрации, некоторые птицы прилетают «стайками»  все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника.  Другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: - Весной перелетные птицы возвращаются к нам,  а чем они заняты?

Дети: - Они вьют гнезда.

Воспитатель:- А для чего птицы вьют и строят гнезда?

Дети: - Для того чтобы выводить птенцов.

Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?

Воспитатель: - Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен?

Дети: - Это грач.

Воспитатель:– Грач  большая птица. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной, питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Воспитатель: - Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?

Дети:- На картинке изображена ласточка.

Воспитатель: - Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в  под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:- Выберите 3 картинку.

Дети: - Это скворец.

Воспитатель: - Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.

Воспитатель: - Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица.

Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда, не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?

Дети:- Это кукушка.

 Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель: - Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель: - Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

Дети:- Лебедь, дикие гуси и утки.

Воспитатель: - Как можно назвать их одним словом?

Дети: - Водоплавающие.

4.   “Назови ласково”.

Воспитатель:- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ласковым  ответом.

Длинный хвост – длинненький хвостик

Черная голова -                          уютное гнездо –

Белый пух -                                  птица –

Галстук на шее -                         пестрое крыло –

5.Итог:

Воспитатель:- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно   слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"

Конспект  занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема:  "Природа дарит чудеса"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми  старшей  группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В гостях у музыкального руководителя»

Знакомство детей с музыкальными инструментами. Рассказ о музыкальном руководителе,  развитие эмоционально доброжелательного отношения к нему....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы с ОВЗ (нарушение зрения). «Встреча с Оранжевой Феей»

  Одним из эффективных средств развития интереса у дошкольников к окружающему миру является использование на занятиях дидактических игр и занимательного материала, что способствует создани...