Главные вкладки

    Технологическая карта коррекционно-образовательного занятия по познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим и развитию речи.
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Скутарь Елена Анатольевна

    Технологическая карта занятия будет полезна учителям-дефектологам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта коррекционно-образовательного занятия по познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности: ознакомлению с окружающим и развитию речи.

             Тема: «Приключение  осеннего листочка»

              Образовательные области: познавательная, речевая и коммуникативная.
             
    Интеграция видов деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.
             
    Предварительная работа: изучение  лексических тем: "Осень. Овощи. Фрукты."

             Возрастная группа: старшая (5-6 лет), дети с задержкой психического развития.

             Форма работы: подгрупповое занятие

             Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Осень»

             Задачи:

                       1.    Коррекционно-образовательные:

    - обеспечить закрепление представлений детей о признаках осени, о дарах осени,
    - учить  правильно дифференцировать  предметы, использовать обобщающие слова,

                     - учить согласованию существительных с прилагательными;
                    - учить составлять предложения по картинке;

                      2.    Коррекционно-развивающие:

    - развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, речь через игры и упражнения;  
    - развивать тактильные ощущения,
    - развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику

    1.   Воспитательные:

    - воспитывать интерес к деятельности, любовь к природе.

                     - воспитывать доброжелательные отношения, готовность оказать посильную помощь друг другу.

              Материалы, оборудование: аудиозапись «шум ветра», листочки, загадка, лукошко, мешочек, муляжи фруктов, овощей, природный материал:              

                     шишки, желуди, орехи, корзинки, разрезные картинки, сюжетные картинки.

    Этапы деятельности

    Задача, решаемая на данном этапе

    Содержание

    Деятельность

    ребенка

    Деятельность педагога

    Планируемые результаты

    I часть -  Организационно-мотивационный этап

    Настрой на предстоящую деятельность

    Вызвать положительные эмоции, развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки.

    Приветствие детей в кругу.

    Упражнение «Дружба начинается с улыбки»  

    Дети, держась за руки, смотрят соседу в глаза и  улыбаются.
    Возьмёмся за руки ,друзья!
    Друг другу улыбнёмся.
    Мы пожелаем всем добра
    И скажем: «Здравствуй, солнце!»

    Коммуникативная, дети приветствуют друг друга и педагога

    Координирующая  

    Создание доброжелательной обстановки,

     настроя на совместную деятельность; 

    сосредоточение на предстоящее общение

    Создание проблемной ситуации

    Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности, погружение в проблемную ситуацию

    Звучит аудиозапись « шум ветра», около двери появляется листочек.

    Вопрос:  Почему появился листочек?

    На листочке загадка

    Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает?(осенью).

    Листочек потерялся, просит помощи.

    Игровая ситуация «Поможем листику найти друзей»

    Коммуникативная деятельность: беседа (дети отвечают на вопросы),  решение проблемной ситуации

    Беседа с детьми

    Активизация внимания, памяти, наличие интереса к предстоящей деятельности, согласие детей оказать помощь.

    II часть Основной этап

    Актуализация знаний детей

    обеспечить закрепление представлений детей о признаках осени, о дарах осени,

    Звучит аудиозапись « шум ветра», листочек летит и приземляется на мешочек, на лукошко и т.д., в каждом новом месте новое задание игра или упражнение.

    познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.

    Организационная, координирующая.

    Активизация  психических процессов

    развивать тактильные ощущения, память

    учить  согласованию существительных с прилагательными;

    Игра «Чудесный мешочек»

    согласование существительных с прилагательными;

    Координирующая

    Развитие тактильных ощущений, памяти,

    закрепление сенсорных представлений

    Учить дифференцировать  предметы, использовать обобщающие слова,

    Игра «Собери урожай»

    Двигательная, игровая деятельность

    Дети раскладывают дары осени по корзинкам

    Координирующая

    Активизация мыслительной деятельности: классификация, обобщение.  Оказание посильной помощи, исправление ошибок.

    Развивать зрительно-двигательную координацию,  сочетание речи с движениями.

    Динамическая пауза

    « Мы пойдем в огород»
    Мы пойдем в огород (шагают на месте)
    Что там только не растет (разводят руки в стороны).
    Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).
    Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).
    Толстая репка в землю засела крепко (слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс).
    Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).
    От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).
    Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
    Все собрали — посмотри! (разводят руки в стороны).
     

    Двигательная, игровая деятельность

    Координирующая

    Развитие зрительно-двигательной координации, сочетание речи с движениями.

    Получение двигательной и эмоциональной разрядки

    развивать мелкую моторику

    Самомассаж пальчиков 

    Самостоятельная деятельность детей.

    Дети массируют руки шишками, желудями, орехами.

    Организующая

    Развитие мелкой моторики Положительные эмоции

    развивать зрительное восприятие

    Игра «Собери картинку»

    Дети собирают разрезные картинки

    Организующая

    Развитие зрительного восприятия, оказание помощи друг другу

    Соотносить лист и дерево, развивать речь, учить  согласованию существительных с прилагательными; воспитывать любовь к природе.

    Игра “Осенний букет”.
    Раз, два, три, четыре, пять  
    Будем листья собирать. 
    Листья рябины,
    Листики тополя,
    Листья осины,
    Листики дуба 
    Мы соберём 
    В вазу осенний
    Букет отнесём. (Н.Нищева)

    Двигательная, игровая, коммуникативная

    Дети собирают листья, соотносят с деревом, называют лист и дерево, «Какой лист?».

    Координирующая

    Беседа с детьми.

    Педагог подводит детей к тому, ч то все листики – это друзья.  Он сообщает, что друзья листочка приготовили еще одно задание для ребят.

    Активизация зрительной памяти, словаря. Восхищение красотой  осенней природы.

    учить составлять предложения по картинке

    На каждом листочке наклеена картинка.
    Составление предложений по картинкам «Признаки осени»

    Коммуникативная деятельность. Дети составляют предложения сначала по образцу, потом самостоятельно.

    Организующая

    Развитие речи. Составление простых  нераспространенных и распространенных предложений

    Ш часть Итоговый этап

    Рефлексия

    Формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния

    Осенний листочек благодарит ребят, что нашел друзей, приземляется на корзинку с сюрпризом.

    Коммуникативная деятельность

    Поощрение детей.

    Выражение своего эмоционального состояния в речевой форме, эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность.

    Перспективный этап

    Содействовать детской инициативе  самостоятельно организовывать игры

    Предложение педагога поиграть в понравившиеся игры во второй половине дня, в свободное время.

    Коммуникативная деятельность.

    Использование

     знаний об осени.

    Организующая

    Самостоятельные игры детьми


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

    Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет "Путешествие в зимний лес".

    Программное содержание:-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,-познакомить детей с ежом,-формировать чувство причастности к окружающему миру,-закрепить названия детенышей...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

    Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные:  продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и рисованию в старшей группе тема занятия: «Дом»

    Программное содержание: Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя. Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные...

    конспект занятия" Зимушка зима зима снежная была" по ознакомлению с окружающим и развитию речи подготовительная гр.

    Свое занятие строю на играх ,составление предложений ,физминутке с движением и произношение слов, дети строят горку из подручного материала  а также занятие проводится и на прогулке....

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

    Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...