Формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бовина Татьяна Михайловна

Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения.

Недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования,  навыков письма и чтения. В статье представлены игры и упражнения направленные на  формирование и развитие зрительного восприятия у дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопеда Бовиной Т.М  на тему:

Формирование и развитие  зрительного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

Зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций в силу того, что зрение – ведущий канал получения информации о внешнем мире. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

У дошкольников с речевыми нарушениями развитие зрительного восприятия отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание формы реальных объектов и их изображений не отличается от нормы. Трудности возникают при узнавании предметов в условиях наложения и «зашумления».

У детей с общим недоразвитием речи увеличивается время решения. Они не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Чем меньше информативных признаков предметов, тем больше ошибок при опознании предметов. Дети с ОНР часто при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. Причем, у мальчиков результаты оказываются более низкими, чем у девочек.

Недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования,  навыков письма и чтения.

Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать. 

1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.

! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2043781643e35f33133bf78a214d1d5a-l&n=13https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1021643317.jpg

! Лото-вкладки

https://topsto-crimea.ru/images/detailed/323/1493996541.3544.jpg

! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2011/05/230.jpg

2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их.

http://razdeti.ru/images/photos/726a4e050db88e408d3bdab665222123.jpg

! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

Какие предметы изображены? Назови их.

http://n.raskraski.link/uploads/2/4/3/24330.jpg

! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы написаны здесь? Назови.

http://rastishka.by/wp-content/uploads/2016/11/uchim-bukvy20.gif

! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например,  в газетной статье)

! Найди и обведи все треугольники.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0489/0003d518-63472442/hello_html_mae6a4b.png

! Поиск отличий в сходных изображениях.

http://umochki.ru/images/golovolomki/naydi-otlichie/golovolomli-naydi-otlichie-21.jpg

! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5834cca649ed2/intieghrirovannyi_urok_okruzhaiushchiegho_mira_i_tiekhnologhii_vo_2_klassie_na_t_6.jpeg

3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.

http://uverenniy.ru/razvitie-zritelenogo-vospriyatiya-u-detej-s-ogranichennimi-voz/10826_html_21a3840e.gif

Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.

Таким образом, развитие зрительного восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий для дошкольников с ОНР, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам.   Коррекция развития зрительного восприятия - важная задача для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей его физической и социальной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социальной перцепции у дошкольников с общим недоразвитием речи"

В последнее время появились исследования, отмечающие затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Они связаны...

Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время в коррекционной педагогике и логопедии основным направлением исследований является поиск путей оптимизации и инновационных подходов в коррекционном процессе, который максимально повы...

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

В данной статье представлены проявления несформированности грамматического строя у детей с ОНР . А так же игры и игровые приемы , способствующие формированию предложно-падежных конструкций в речевой п...

Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Материал «Методика  коррекции фонематического  восприятия  у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» предлагается для учителей ...