Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.
консультация по коррекционной педагогике

Ачкасова Евгения Владимировна

Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_korrektsioktsionno-vospitatelnoy_raboty.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

         Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям.

Основные задачи:

  1. Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.

  1. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоенииосновных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

  1. Оказание помощи детям в овладении навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь

  1. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

  1. Развитие навыков связной речи.

  1. Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития. Проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.

  1. Максимально возможное развитие всех видовдетской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

  1. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
  1. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития.

  1. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

  • игровые ситуации;
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей. Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда.  Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением       письмом).

В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их.

 Задачи воспитателя:
-повысить у детей познавательную активность;
-обогатить содержательными пространственными отношениями;
-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.
Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.

НЕКОТОРЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Игры на развитие памяти:
-«Нарисуй фигуру» 
-«Узнай предмет»
-
«Выкладывание по памяти»
-
«Запомни картинки» 

Игры на развитие внимания:
-«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
-«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

На развитие мышления:
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.

Социально-бытовая ориентировка:

«Что слышат наши ушки?»

Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.

Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.

Развитие зрительного восприятия:

«Собери целое»

Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.

Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»

«Найди пару»

Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»

Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.

 «Самолет»

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.

Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.

Шнуровка «Ежик» и др.(Пирамидка, Собери кубик, Мозаики, Болтики,Резиночки)

Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа), его повадках, способах подготовки к зиме.

Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.

«Золушка»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и

киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Игра с прищепками «Гусенок»

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры: Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок»

Смена рук «Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье!»

 «Рисуем на крупе»

Цель игры: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.

Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по

нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия.

Попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование

способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему

прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).

"Твои пальчики"(пальчиковая гимнастика)

Цель игры: Развивать у детей моторику рук.

Ход игры:Вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной! (Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик - указательный.
Он солидный и внимательный. (Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик - средний,
Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной. (Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)

Ориентировка в пространстве:

быстрее.

«Разведчики»

Цель: развивать умение ориентировки в макропространстве (группе), учить находить предмет, опираясь на план группы.

Ход: предложить поиграть в разведчиков. Нас ждет важное задание: обнаружить донесение. У противника похищен план, где донесение спрятано. Предложить ознакомиться с планом и найти донесение помеченное крестиком.

Развитие компенсаторных функций:

«Шумящие коробочки»

Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.

Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т.д.), позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми. Преемственность в работе воспитателя и логопеда.

Педагоги группы: логопед, воспитатели рабтают в тесном содружестве, стемятся к созданию единого подхода в коррекцинно-воспитательной работе....

Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Организация коррекционно- воспитательной работы со слабовидящим ребенком в условия ДОУ общеразвивающего вида"

РАБОТА СО СЛАБОВИДЯЩИМ РЕБЕНКОМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ОБЫЧНОГО ТИПА, ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИИ...