ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Стражнова Елена Евгеньевна

Опыт работы с гиперактивными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Здравствуйте, я- Стражнова Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель данного детского сада. Сегодня расскажу вам о приёмах работы с гиперактивными и легковозбудимыми детьми в процессе музыкальной деятельности.

В каждой группе (их у меня 6) есть дети, которые нуждаются в корректировке поведения. Не у всех стоит диагноз гиперактивности, но есть дети легковозбудимые. Как же можно им помочь?

Благоприятный прогноз сглаживания синдромов гиперактивности возможен при осуществлении комплексной программы коррекции, включающей медикаментозные и психолого-педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома, в будни и выходные дни. Тесное сотрудничество родителей, педагога, психолога, медицинских работников и других специалистов ДОУ позволяет реализовать программу психолого-педагогической коррекции гибко и постепенно.

Одним из интереснейших и перспективных методов является музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление. Музыка способна стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм.

Достоинствами музыкотерапии являются:

 1. Абсолютная безвредность;

 2. Легкость и простота применения;

 3. Возможность контроля

Основные задачи музыкотерапии:

- формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног;

- формирование восприятия музыки и согласованности ее с движением;

- формирование навыков правильной осанки, в различных исходных положениях;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение действовать в коллективе сверстников;

- научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения; сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями;

- привить навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психоэмоциональной сферы, привить мотивацию к ЗОЖ.

Как видно из вышесказанного, задачи музыкотерапии в основном совпадают с задачами по музыкальному воспитанию детей. Изучив структуру занятий музыкотерапии я убедилась, что они повторяют структуру музыкальных занятий в ДОУ. Поэтому можно смело утверждать, что музыкальные занятия являются альтернативой музыкотерапии.

Давайте подробнее рассмотрим основные виды музыкальной деятельности и их влияние на гиперактивных и легковозбудимых детей. 

Музыкально-ритмические движения и танец.  Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Танец — это сильное терапевтическое средство, способствующее раскрытию личности, выражению радости, горя, боли, грусти, агрессии. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость, снимает нервное напряжение.

 Дети очень любят танцевать, они готовы каждый день репетировать, выступать,  а это воспитывает в них выдержку и самоконтроль.

Во время движения и танца, дети быстрее устанавливают дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Слушание. Музыка вызывает целую гамму эмоционально-психологических переживаний. Для прослушивания использую программные произведения (классические, народные, музыку детских классиков), соответствующие возрасту детей.  На занятиях дети слушают музыку как в качественной записи, так и в живом исполнении. Использую активные формы слушания музыки с просмотром репродукций, музыкальных  и стихотворной формой, которые положительно влияют на психоэмоциональное состояние. После прослушивания детям задаю вопросы, связанные с настроением музыки, её характером, о чём нам эта музыка рассказала, какие эмоции возникли у них при прослушивании данного произведения. Отвечая на вопросы, они учатся озвучивать возникающие у них эмоции и чувства, что очень важно для коррекции гиперактивных детей.

Пение - важный метод активной музыкотерапии и один из основных видов музыкальной деятельности, дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Детей учу выразительности пения, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, развиваю ритмическое чувство и музыкальный слух.

 Чувство своей скрытости в общей массе, создает предпосылку к преодолению проблем в общении, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих ощущений. В исполнение песен включаю движения в соответствии с текстом песни. Это помогает лучшему запоминанию песен, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей. Мой практический опыт показал, что патриотические песни, являются настоящим «спасением» для гиперактивных мальчиков, так как они вовлекают детей в целенаправленную осмысленную деятельность, дисциплинируют их, организуют детскую активность.

 Игра на детских музыкальных инструментах любимый детьми вид музыкальной деятельности. Ведь можно попробовать себя в качестве как сольного исполнителя, так и участника небольшого ансамбля. Создание собственной музыки — интересное занятие и для большинства гиперактивных детей, которые стремятся попробовать себя в любом деле, позволяет  ребенку  выразить  свое  эмоциональное  состояние.  На занятиях используем различные инструменты: ложки, игрушечные балалайки, домры, а также детские погремушки различной формы, треугольники, бубны, тамбурины, барабаны, дудочки, губные гармошки, кастаньеты, трещотки и др.

Музыкальные подвижные игры.  В подвижной игре существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать всем участникам – это помогает развитию самоконтроля, коммуникативных навыков, выплеску излишней энергии.

Музыкальное творчество  требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого я предлагаю детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.

На каждом занятии имеют место приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание:

• громко – тихо (пение, хлопки, речь);

• светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект);

• весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.);

• медленно – быстро (движение, речь).

В своей работе учитываю, что гиперактивные дети не могут длительное время подчиняться групповым правилам, быстро утомляются, не умеют выслушивать и выполнять инструкции. Поэтому занятия провожу в хорошем ритме, использую музыкальные разминки и игры (пальчиковые, музыкально-ритмические) для того, чтобы снять усталость и дать заряд бодрости. Включаю в процессе занятия упражнения на восстановление дыхания и релаксацию после активных игр или подвижных танцев.


Гиперактивные и легковозбудимые дети постоянно находятся в центре разыгрываемых на занятиях ситуаций. Стараюсь хвалить их за самые незначительные успехи. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.

Наблюдая за детьми, сделала вывод, что они научились более глубоко чувствовать и понимать музыку, дольше сохраняют внимание, стараются подавлять проявления агрессии; после музыкальных занятий ведут себя более спокойно, чем обычно. А это говорит о том, что у них улучшилось внимание, произвольность и самоконтроль. Педагоги групп отмечают, что у этих детей стало меньше проблем с поведением. А как следствие - уменьшилось количество конфликтных ситуаций со сверстниками. Родители тоже отметили качественные изменения.

Музыка может использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в ходе коррекционно-развивающей работы психолога с гиперактивными детьми, а также сопровождать повседневную жизнедеятельность детей, выступая звуковым фоном.

,

Некоторым людям музыкотерапия противопоказана. Это в первую очередь младенцы с предрасположенностью к судорогам, дети в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма, больные отитом и дети с внутричерепным давлением. 


Игры на развитие внимания. «Слушай ЗВУКИ». Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего —в позу «тополя». Затем начинают игру —дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети останавливаются в позе «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

«Будь внимателен!». Дети шагают под «Марш» С. Прокофева. Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» —бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

«Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что ЕСЛИ он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» —вытянуть руки вперед, слово «воздух» —поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Флажок». Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Этюд «Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (мальчик —с новой машинкой). Звучит веселая музыка.

Список музыкальных произведений, звучание которых можно рекомендовать как успокаивающий фактор:

  • Альбиони Т. «Адажио»,
  • Бетховен Л.»Лунная соната»(1 часть),
  • Глюк К. «Мелодия»,
  • Григ Э. «Песня Сольвейг»,
  • Дебюсси К. «Лунный свет»,
  • Римский-Корсаков Н. «Море»,
  • Сен-Санс К. «Лебедь»,
  • Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс», «Утренняя молитва» («Детский альбом»), «У камелька»,
  • Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»,
  • Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»,
  •  Глинка И. «Жаворонок»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель1 категории Стражнова Елена Евгеньевна МБДОУ №89 г.Мурманск

Слайд 2

Комплексная программа коррекции синдрома гиперактивности включает в себя медикаментозные и психолого-педагогические методы, при условии непрерывного проведения этой коррекции в детском саду и дома

Слайд 3

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

Слайд 5

Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля;

Слайд 6

Основные задачи музыкотерапии: - формирование координации общей и тонкой моторики, рук и ног; - формирование восприятия музыки и согласованности ее с движением; - формирование навыков правильной осанки, в различных исходных положениях; - формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение действовать в коллективе сверстников; - научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения; сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями; - привить навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психоэмоциональной сферы, привить мотивацию к ЗОЖ.

Слайд 7

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме: 1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения. 2. Основная часть. Восприятие музыки. 3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг. В занятие включаются различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах.

Слайд 8

Музыкально-ритмические движения и танец. Помогает осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению и эмоционального, и физического состояния ребёнка.

Слайд 9

Слушание музыки П овышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль восстанавливает спокойное дыхание.

Слайд 10

Пение. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.

Слайд 11

Игра на детских музыкальных инструментах. В ходе совместной игры на музыкальных инструментах у ребенка развиваются восприятие и внимание в слуховой модальности, а также чувство ответственности.

Слайд 12

Музыкальные игры. Игра поможет организовать и активизировать детей, собрать их внимание, установить с ними контакт.

Слайд 13

Музыкальное творчество. Т ребует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет .

Слайд 14

На каждом занятии имеют место приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание: • громко – тихо (пение, хлопки, речь); • светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект); • весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.); • медленно – быстро (движение, речь).

Слайд 15

Снимают усталость и перевозбуждение: музыкальные разминки и игры , упражнения на восстановление дыхания, р елаксация.

Слайд 16

Дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохраняют внимание, стараются подавлять проявления агрессии; после музыкальных занятий ведут себя более спокойно, чем обычно.

Слайд 17

Музыкотерапия противопоказана : * Младенцам с предрасположенностью к судорогам, при резкой возбудимости . * Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма. * Больным отитом. * Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.

Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

"Приемы работы с гиперактивными детьми"

Приемы работы с гиперактивными детьми...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Методы и приемы работы с гиперактивными детьми

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей раннего и...